"Люблю нижегородцев, хороший народ!" - говорил великий, как его называли, пролетарский писатель Максим Горький.
Я тоже нижегородцев люблю. И френдов, и френдесс своих нижегородских. И тех, кто пока не ведет ;журналов в ЖЖ и ко мне во френды не записался.
Вот познакомился я надысь с творчеством яркого нижегородского художника Велерия Барыкина.
Вот, кстати, его автопортрет. В образе революционера (то ли Чернышевский, то ли Добролюбов, то ли приморский партизан?):
Строго следуя методу социалистичского реализма и трасформируя его в соц-арт a'la Komar&Melamid, Валерий Барыкин дает новую жизнь старым советским штампам.
Вот , например, как визуально траснформируется висевший на раёне (на стене районной библиотеки) замызганный советский слоган "В час работы иль досуга книга - лучшая подруга!".
А вот девушка, оставшаяся одинокой в праздничный вечер, да напившаяся с горя.
Но как же она поутру пойдет в цех по зову фабричного гудка?
Праздничный вечер, шутки, смех,
счет бокалам не ведёца,
а кому-то завтра в цех
рано утром встать придёца.
Что ей сказать?
Тока одно: "Не злоупотребляйте спиртными напитками!"
А сколько жизненной силы, витальной энергетики вдохнул автор в самыйо затертый штамп советских учреждений (кто не знает, "учреждениями" в совке называли непрезентабельные советские офисы): "Уважайте труд уборщиц!"!.
:.
Под катом - целая серия произведений, объединенная темой чеховских трех сестер ("В Москву! В Москву! В Москву!"), преломленной в свете жизнеутверждающих идей социалистического реализхма.
Вот девушка спешит в Москву, едет на поезде: "Скоро Москва (поездом)!" :
Едет она в плацкартном вагоне. Спешит, прихорашивается, полная предчувствий новых впечатлений, распространяет флюиды простого человеческого щастя на всех вокруг.
Старый еврейский интеллигент на верхней боковой полке, уткнувшийся было в газету, не может оторвать взгляд от девушки, полной счастья от предстоящей встречи с Москвой.
А отрешенный взгляд злого чечена, пьющего чай из стакана с подстаканником, говорит нам о том, что у него уже давно от этой девушки "крыша" поехала. И он уже совсем и не злой чечен, а такой же, как разоружившийся перед партией разоружившийся перед Путиным Рамзан Кадыров.
А русский мальчуган, еще не достигший пубертатного возраста?
Хотя, как мы знаем, "в СССР секса нет", но он уже мечтает о сексе с пассажиркой из соседнего отсека.
Мы не видим пассажира на верхней полке справа, но даже по поворотам его ступней нам ясно, что он всецело поглощен девушкой, спешащей в Москву.
Вот еще одна девушка. Тоже спешит. На мотоцикле "Ковровец" (собирали такие в городе Коврове Владимирской области, недалеко от Мстёры).
Вроде бы к новым трудовым победам спешит деваха, но сдаётся мне, что опять - в Москву! Во-первых, Ковровский механический завод остаётся позади, в стороне. Во-вторых, очень уж собачонка недовольна таким демаршем. Явно не в цех девушка торопится!
На следжующем полотне - сразу две девушки, две сестры чеховские спешат в Москву. На этот раз в кабине полуторки (так назывался малкенький советский грузовичок грузоподъемностью в полторы тонны). Картина "Скоро Москва (машиной)!".
Одна девушка подкрашивает на ходу губки. Другая даже переодевается на ходу (ни минуты простоя!), предвкушая встречу со столицей СССР.
И детали, возвращающие нас к реалиям тех лет: портрет Гагарина на ветровом стекле, пачка "Беломора" на "торпеде".:
А сколько надежд и яркого искрометного задора в лицах тружениц с периферии!
Последняя картина из этой серии называется "Скоро Москва (самолетом)!".
Здесь происходит ролевая инверсия персонажей. Девушка - не пассажир. Она сама везет пассажиров в Москву (в качестве члена экипажа), но всё равно остается в центре внимания.
Путешествие на самолете в раннесовковом периоде было в диковинку. И вся атрибутика, связанная с этим путешествием (такая, как "халявная " кормёжка) - тоже в диковинку.
Но если юный пионер Советского Собюза с изумлением смотрит на принесенное стюардессой мороженое. то остальные не отрывают взгляда от ее роскошного бюста, соответствующего традициям социалистического реализма. Снова девушка на картине Валерия Барыкина становится источником витальной энергетики.
Вот еще одна очень примечательная работа Барыкина. "Революционное искусство". Навеянная,.как мне кажется, романом Владимира Тендрякова "
Свидание с Нефертити" (в центре повествования которого - судьба солдат, вернувшихся с фронта и вне конкурса подступивших, в качестве фронтовиков, на первый курс Суриковского института).
В заключение - еще одна работа нижегородского художника Варлерия Барыкина.
На ней - пейзаж в окрестностях Геленджика (Крансодарский край) и незадачливый автомобилист на "Запорожце". Я ее ставлю специально для своей френдессы, которая
по дорогам Кубани ездит не на "Запорожцах", а на "Феррарях".
ЗЫ
Работы Валерия Барыкина я нашел
здесь.
С альбомом его произведений можно ознакомиться
тут.