В свежем номере "
Огонька" -
замечательная статья не менее замечательного писателя, моего нижегородского френда
Захара Прилепина.
На четьырех страницах - салтыковская "История одного города" с удивительно точными характеристиками нижегородских губернаторов, начиная с петровских времен и кончая московским варягом Валерием Шанцевым.
Вспоминает автор и ту лепту, которую он лично внес в историю нижегородской общественнйо жизни. Вспоминает организованным им Марш несогласных, на разгон которого Нургалиев снарядил 20 тысяч отборных омоновцев. Видимо, испугался Захара. Как никак, Прилепин и чеченскую войну прошел, и в протестных акциях нацболов не раз участвовал.
Удивительно, что наиболее пространные отклики на статью Захара Прилепина исчезают с сайта издательского дома "Коммерсант", едва там появившись. Хотя непонятно, собственно. почему. Отклики, так, - мелкие штрихи к описанному Захаром Прилепину, личные впечатления читателей от встреч с нижегородцами. Сущая ерунда по сравнению с исходным текстом автора.
Но тем не менее по сохранившимся в журналах комментаторов ссылкам можно так прямо и прочесть: комментарий удален.
(
Все комментарии)
(комментарий удален)
(
Все комментарии)
Эту статью также обсуждают в блогах:
alex-lachmann,
germann-holland,
mamed-azizov,
josefinadeboch,
hermanhollander,
hermanhollander,
alex-serdyukНо рукописи, как вы знаете, не горят.
Вот вам пара удаленных каментов.
Автор - московский публицист
Герман Голландский.
Волжская столица и уездный Дзержинск
Модернизируй этоНижегородский губернатор как зеркало всех российских перемен.открыть материал ...Хорошо написано.
Прям «История одного города» на четырех старницах!
Жалко, не про всех губернаторов.
Кстати, идеи Алексея Хвостова начинали воплощать реальность. Там речь шла о системе каналов, соединяющих бассейн Сев.Двины и Камы с реками Обского бассейна севернее Екатеринбурга, где альтитуда минимальна.
Помешала Первая мировая война. Потом к проектам Хвостова не раз возвращались, но лишь на уровне дискуссий в «Гидропроекте».
Вот, прочитал:
«В Нижнем (тогда еще - Горьком) я начал появляться году в 1990-м или чуть раньше, наезжая на электричках из соседнего Дзержинска.
Горький тогда представлял зрелище неприглядное: чудовищно грязный, помнится катастрофическая, ходынская давка в общественном транспорте, огромная помойка метрах в ста от Кремля, общее ощущение какого-то грязного налета на всем…»
Я в те годы тоже бывал в Нижнем. Летом 1991-го.
Попал в тот раз в Нижний, проезжая всю Россию от Урала в сторону Москвы. По сравнению с другими городами (и губернскими в том числе) город производил впечатление очень ухоженного и чистенького города. Впечатление стольного града, волжской столицы.
Может, потому так, что я в таком районе уютном жил. Остановился в отеле «Волжский откос» на Верхне-Волжской набережной, рядом с Кремлем. Давки в общественном транспорте не заметил, не пользовался.
Все действительно жили в ожидании радужных перемен, опасались возврата к прошлому. Забавно, что один из моих нижегородских друзей оказался предсказателем августовского путча.
Представляешь, Захар, сидим мы 18-го августа, бухаем с друзьями на Волжском откосе. Я стал вспоминать, как Сахаров жил в закрытом городе Горьком (
http://zhdanov-vaniok.livejournal.com/50775.html).
- А что там сейчас? - спрашиваю.
- Музей.
- Кто-нибудь был там? - в ответ молчание.
- А давайте щас съездим туда! - говорит один из моих друзей. - А то вдруг ЗАВТРА БУДЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ, ВОССТАНОВЯТ СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ, а музей Сахарова закроют.
Сказано - сделано. Съездили.
Утром 19-го в Москву еду. Остановился картошки купить, меня военная колонна обгоняет.
Бабушка, что картошку продает, плачет.
- Переворот, хунта! - вздыхает бабуля, на колонну машин показывая, а я своего «предсказателя» вспоминаю. Старуха продолжает причитать: - Горбачева в Москве нет, арестовали вроде. И что же теперь будет?!
Вот ведь, казалось бы, что ей демократия, свобода слова? Как продавала картошку, так и продает, но уже не хочет возврата! Но ведь помнит, как за 5 колосков сажали, как односельчан в Сибирь высылали...
Впрочем, следующий мой приезд (на Новый год, 1993-94) оставил осадок налета провинциальности. В Москве все уже на иномарки пересаживались, а в Нижнем они все еще были в диковинку. Когда приехал на Новый год с друзьями, с Ваней Ждановым, гаишники тормозили на каждом шагу. Впрочем. это - отдельная история, где-то даже веселая:
http://zhdanov-vaniok.livejournal.com/57469.html.
Но не все истории были такими веселыми.
Знаешь, Захар, самое тягостное впечатление произвел твой родной город.
В Дзержинск, точнее, в тамошнюю уездную больницу, меня привезли помирать после автомобильной катастрофы на Московском шоссе (
http://zhdanov-vaniok.livejournal.com/217866.html).
Так бы и остался там на веки вечные, ладно, друзья в Нижнем вовремя спохватились, нашли, привезли на ту же Верхне-Волжскую набережную, в институт травматологии и ортопедии, где нижегородские профессора меня уже по частям довольно быстро собрали.
С надеждой на русское "авось"..
Модернизируй этоНижегородский губернатор как зеркало всех российских перемен.открыть материал ...Вот, написал комментарий (
http://lj.kommersant.ru/comments?docId=1357181&thread=32543151&docHash=8e565dfa2906cf96ef473ad891105571), но продолжения захотелось.
Тот мой приезд в твой родной город Дзержинск (в уездную больницу на «скорой» с Мсосковского шосссе) - это ж столкновение с русским «авось» в чистом виде, с тем разгильдяйством, которое губит любые благие начинания в нашей стране.
Было это поздней осенью 2004 года.
Конец ноября. Снег, дождь. На асфальте - каток. Ехал аккуратно: в Подмосковье, во Владимире и под Ковровым насчитал с десяток фур, лежащих в снежных кюветах. В основном - толстомордые «американцы»: не вписываются в наши габарты.
Но кто ж заставляет на них ездить? Жажда комфорта (отдельная комната для «плечевых», микроволновка, ТВ/видео, холодильник) и русское «авось». Мол, авось пронесет.
Итак, вот оно - традиционное русское разгильдяйство.
Московское шоссе на подъезде к Нижнему, 373-й километр. Снег, лед, глубокая ночь (18:30, конец ноября).
Понадеявшийся на авось разгильдяй возвращается с Кавказа. Возвращается с пустым автовозом на Горьковский автозавод. С пустым автовозом да с пустым баком.
Ему бы притормознуть на спуске перед Гороховцем да налить полный бак соляры!
Да где там?! Это ж сколько денег надо платить?!
Авось пронесет!
Это ж сколько денег можно сэкономить, если в свою контору да с пустым баком приехать?!
На 373-м километре солярка кончилась, дизель заглох. Естественно сработал ресивер (воздуховод стояночного тормоза), застопоривший все колеса. На скользком льду автовоз стал собираться в виде буквы «Г», только хвостиком влево.
Ему бы, дураку, хоть на педаль тормоза для вида нажать, чтоб красные огоньки на прицепе зажглись. Да куда там!
Раз водила на педаль не жмет, тормоза не горят. Но автовоз-то останавливается!
Естественно, его резко обгоняет другая фура. Заграничная фура из заграничного Запорожья бьет нижегородца в кабину, в результате чего она отсоединяется: гаснут последние красные огни, «габариты».
Сзади едет «восьмерка», пытается объехать сцепившиеся фуры по снежной полосе, по центру четырехполосной дороги. Запутавшись в снегу, «восьмерка» улетает в левый кювет.
Мне же издалека кажется, что «восьмерка» свернула в деревню на левой стороне. В следующее мгновение я въезжаю под пандус темного автовоза (даже катафоты у разгильдяя в свете моих фар не отражались, простой краской были намалёваны!). Въезжаю «по самое не могу». У моей машины «едет крыша» в буквальном смысле слова (
http://zhdanov-vaniok.livejournal.com/217866.html).
Прошло 6 лет.
Ты , Захар, наверное, видел мою машину.
Целый год стояла она на посту ГАИ у Дзержинского поворота, пугая прохожих (
http://pics.livejournal.com/zhdanov_vaniok/pic/000g79pd).
- Я и не думал, что там мог кто-то выжить! - удивлялся доктор из НИТО, приезжавший каждый день на Волжский откос из Дзержинска.
Потом, когда Кириенко приглашал Путина на открытие сквозной четырехполосной трассы от Нижнего до Москвы, мою «тачку» закопали в лесочке прям за этой будкой ДПС (
http://pics.livejournal.com/zhdanov_vaniok/pic/000rdgcz). Говорят, она до сих пор там лежит.
Никто за эти годы мне с «автозавода имени Дерипаски» не позвонил, не написал. Никто не спросил, сколько денег перевезти за моральный ущерб, на покупку нового авто, на медикаменты. Только гаишники со «Стрелки» письмо прислали со всеми данными автозаводского разгильдяя.
Считаю, страна должна знать своих «героев».
Звали «героя» с Автозаводского района Нижнего Новгорода (ул. Дьяконова, 2) Сергеем Рябовым.
У него был тягач МАЗ54329, госномер М046ВХ RUS 52, плюс автовоз марки 9301, госномер АВ4868 RUS 52.
Всё это «железо» принадлежало ООО «АТП-ТСС», типа, сбытовому филиалу «автозавода имени Дерипаски».