Леонид Рабичев: презетация в "Библиоглобусе" (20.02.09)

Feb 20, 2009 03:56


Сегодня, 20 февраля, в шесть вечера, в конференц-зале московского книжного магазина «Библиоглобус» (Мясницкая, 4, ст.метро «Лубянка») состоится презентация книги мемуаров старейшего московского художника, поэта, прозаика Леонида Рабичева.




На юбилейном вечере в Литературном музее (2008)

Леонид Рабичев - человек удивительной судьбы, прошедший всю войну с 1941 года и закончивший ее в 1945-м в Восточной Пруссии.

Леонид Рабичев - один из тех художников, которые участвовали в знаменитой выставке в Манеже 1962 года.

Леонид Рабичев - авто десятков книг стихов, прозы, представляет завтра в «Библиоглобусе» книгу мемуарной прозы «Война всё спишет».

«Вспомнить всё!» - такой императив автора, поток сознания которого выхватывает из своей 85-летней истории удивительные факты и помещает их на книжную страницу, нисколько не заботясь о том, как их воспримет читатель.


Неизвестные факты личной биографии, детали быта двадцатых, тридцатых годов, выхватываемые в одной и той же точке пространства (вокруг Покровских ворот), но в разных точках по оси времени создают ощущение метафизичности происходящего. Подробности советской оккупации Кёнигсберга, о которых не принято было говорить, страха, витавшего в московском воздухе 30-х, время надежд Хрущевской оттепели и погром в Манеже, всплески любви в окопах и блиндажах - ничто не проходит мимо внимания автора.

Книга Рабичева «Война всё спишет» вышла в издательстве «Аввалон». Ее последняя глава называется «Всё впереди». У Леонида Рабичева действительно всё впереди. Как книжный график в свои 86 он сидит за компьютером, работая над дизайном новых книг. Как художник создает удивительные полотна в мастерской на Таганке. Из типографии только что вышла пятнадцатая книга его стихов. Она называется точно так же, как и последняя глава его мемуаров: «Всё впереди».

Жизнь Леонида Рабичева, захватившая весь двадцатый и перешедшая в ХХI век, - это чудо.

Чудом было выжить его родителям в Чернобыле начала ХХ века. Атомной электростанции еще не было, а черносотенные погромы были.

Чудом было пережить войны и катаклизмы начала века (его отец, Николай Рабичев, был приговорен саратовскими чекистами к расстрелу, но приговор не был приведен в исполнение).

Чудом было пройти через ужасы 2-й мировой (старший брат Леонида Рабичева погиб в Сталинграде, а Леонид Николаевич закончил войну под Кенигсбергом, а потом, в 1945-46 гг. со своей 31-й армией прошел Силезию, Чехословакию, Австрию, Венгрию).

А пройти сквозь гонения художников после Манежа-1962? Тоже своего рода чудо.

И даже сохранить свои творения в начале ХХI века - это тоже в нынешних реалиях было чудом. Лужковские рейдеры, в 2002-м году выселявшие и ломавшие дом, помнивший и Лермонтова, и Мартынова, уже сломали стены мастерской Рабичева и крышу над ней, пытаясь заставить художника убираться восвояси, но Леонид Рабичев продолжал писать картины. В конце концов в своей мастерской в Леонтьевском переулке Леонид Рабичев писал картины без крыши над головой в буквальном смысле слова, не имея возможности отлучиться от своих картин даже в соседнюю «Чеховку».

Как водится у столичных рейдеров, стали реализовываться физические угрозы.

В начале июня 2002 года «скорая» увозит избитого у дверей своей мастерской (в свои 80 лет!) художника в больницу, а на следующий день, 5 июня, об этом рассказывает газета «Новые Известия» («Еще одна жертва столичных войн: москвичей, выселяемых из родных пенатов, продолжают терроризировать»). Когда художник лишился крыши над головой (благо, стояли летние солнечные дни), газета выступила вторично. Лишь после того, как 18 июня появилась вторая статья («Выселение по-московски»), издевательства, наконец, прекратились, а художник получил мастерскую на Таганке, куда смог перевезти свои спасенные творения, которые на юбилейной выставке, посвященные 85-летию Леонида Рабичева, заняли все четыре зала литературного музея в Трубниковском переулке.

Книга, которую представляет сегодня в «Библиоглобусе» Леонид Рабичев, - это история всей его жизни. Бесценная история. И не только потому, что среди ее персонажей немало известных людей - Лиля и Осип Брик, Фурцева и Хрущев, Белютин и Долматовский. И не только благодаря художественным открытиям Русского Севера.

Значительные часть книги занимают военные мемуары, прежде всего, воспоминания 1944-45 года о событиях в Восточной Пруссии. Ужасающие события, которые до сих пор замалчиваются официозной историографией. Геноцид, перед которым меркнут не только притянутые Путиным за уши в прокуратуру события в Южной Осетии, но и многие преступления, разбиравшиеся на заседаниях Нюрнбергского трибунала.

У войны не женское лицо? В главах о войне у Рабичева очень много женских лиц. И от этого война в книге Рабичева предстает поистине чудовищным злодеянием.

1941, Русский север, классики 21 века, "Чеховка"

Previous post Next post
Up