Продолжение путевых заметок экспедиции на Русский Север (на дачу Маши Максимовой и по файзовским местам
Начало =- в хронологическом порядке - тут:
http://zhdanov-vaniok.livejournal.com/151214.html http://zhdanov-vaniok.livejournal.com/151493.html http://zhdanov-vaniok.livejournal.com/151778.html http://zhdanov-vaniok.livejournal.com/152053.html http://zhdanov-vaniok.livejournal.com/15 2135.html http://zhdanov-vaniok.livejournal.com/152361.htmlhttp://zhdanov-vaniok.livejournal.com/153780.html ------------------
Итак, спустившись с Карамышевского холма у дачи Маши Максимовой, миновав Сандово, пересекаем границу Тверской и Вологодской области и едем на Вологодчину, по файзовским местам.
Одно из последних сел по дороге - Глебени. Я даже притормозил, думал, точка на указателе пропала, а деревня Глубокие Ебени называется (потому как в жопе полной деревня). Даже сфотографировал знак дорожный, но точки так и не обнаружил.
На стыке областей - никакого асфальта. Видно, спорит жадный Зеленин со своим соседом, кому тут асфальт прокладывать.
С холма за селом Никола (223 м) открываются вологодские дали. Спускаемся к реке Молога, к старинному городу Устюжна.
Когда нам бывший сандовский мэр (вспомнил , как его звали - Анатолий Макаров) рассказывал, что в соседней, Вологодской губернии, всё не так, как в Тверской, думал, это он так для красного словца, как бывший член КПСС (в Вологде губернатора долгое время от фракции КПРФ выбирали, пока выборы не отменили к ебени матери).
А пересекли границу, видим: ох, не для красного словца он это говорил. Хоть не люблю я коммуняк, но должен сказать, берегли они здесь вологодских крестьян.
Как поехали мы во Вологодчине, по файзовским местам, так и мир за стеклами наших автомобилей преобразился сразу.
Ни одной вымершей дервени нам по пути не встретилось боле!
И деревеньки-то все ухоженные какие: с резными палисадниками (помните песенку про Вологду: «в доме, где резной палисад»?), с наличниками свежевыкрашенными. Чувствуется, живут тут люди, не только на лето приезжают.
А в Тверской губернии что?
- Было, - говорил нам тот же Макаров в Сушигорицах, - 13 тыщ населения в рацоне, осталось семь с половиной.
Да и то ведь формально «семь с половиной»! В это число входят и те, кто в своих деревнях прописан, а живет, работает где-нить в Питере али в Москве. Гастарбайтеры, типа. В своей собственной стране гастарбайтеры, на хуй!
Очень много людей в вымирающей Тверской губернии на таких отхожих промыслах живут.
А на Вологодчсине, скока деревень мы не проезжали, ни одного домика разрушенного, повымершего, мы так и не встретили. Заботились тут о крестьянах, о хозяйствах крестьянских. Даже по «гугольмэпсам» это хорошо видно. Все поля распаханы, аккуратные прямо угольники плантаций чередуются друг с другом. А в Тверской? Посмотришь на тот же «гугольмэпс», увеличишь масштаб и ничего уже не разберешь: сплошная пустыня, бурьяном поросшая.
А вот и старинный город Устюжна.
Въезжаем с юга. Справа у нашему тракту примыкает дорога Р-84, с которой мы свернули надысь на Сандово после Красного Холма. Будем ехать теперь по Р-84 до федеральной трассы А-114 «Санкт-Петербург-Вологда». Слева от нас остается поворот на трассу Р-8, на Валдай.
Въезжаем в Устюжну.
Устюгом Железным этот город прежде звали. Потом до Устюжны сократили.
Железный - потому как руду железную тута добывали. И сталь, чугунь потом варили. С петровских времен заводы казенные тута стоят, а город, он раньше еще стоял. Как форпост русский, всех врагов своих отбивший. И швелды пытались взять его однажды, и поляки, литовцы. Выстоял Русский Север, не пустили в Устюге Железном поляков в свой Кремль, не допустили такого позорища, как в Москве белокаменной.
Караван машин с голодными поэтами останавливается возле местной кафешки. Казалось бы, обычная столовка совковая, а обслуживают , как в парижском бистро: заказываешь обед по меню за стойкой, потом официанта тарелки приносит. Вкусный обед, настоящий, русский. Безо всяких там сушей поганых да прочих мерзостей азиятских.
И быстро, всё наготове. С пылу, с жару. И людей много, коль вкусно и недорого кормят. И нет того запустения, которое нам в Тервской губернии встретилось. Там, помню, мы вошли в какую-то лавку около той же пустующей «Короны», где алкаши по вечерам друг другу морду бьют (
http://zhdanov-vaniok.livejournal.com/152361.html). Ощущение было: из портмоне надо доставать двадцатипятирублевки с профилем Ленина, другие не примут. Поэтов московских спросил: у всех такое же ощущение в той сандовской лавке возникло!
Сфотографировали Устюжну. Если старый центр Устюга Железного - типично русский, то по домам конца 19-го - начала 20-го века город - типично северный. Причем, интернационально северный.
Типичные дома северной архитектуры, которые можно встретить и в норвежском Бергене, и в Турку, и в пригородах Стокгольма.
Единственное: они там поакуратнее малость.
Из Устюжны по дороге Р-84 выезжаем на федеральную трассу А-114 «Вологда-Санкт-Петербург» и едем в сторону Вологды, Череповца.
Рядом с Устюжной до сих пор добывают руду железную, а вот современные железные заводы переместились в соседний Череповец. Есть там Череповецкий металлургический комбинат, который нонче называют ОАО «Северсталь» (
http://www.wikimapia.org/#lat=59.1574517&lon=37.7009583&z=12&l=1&m=a&v=2&show=/139260/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C-Severstal).
И вот какие думы приходят мне в дороге.
Ну, как же это так, бляха-муха?
Столько поколений русских людей строило этот огромный металлургический комбинат, сколько зэков - подневольных русских людей, тут погибло, а теперь владеет всем этим нехилым народным добром один прыткий парниша, где-то в 1992-м году пару раз ловко скупившй-продавший пачку ваучеров (
http://www.severstal.com/rus/company_profile/management/management_company_and_general_director/)!
Вот в соседних странах - в Польше, в Чехии, в Венгрии - тоже своя приватизация была. Но до такого маразма там никогда не доходило. Ихние «народные предприятия» становились закрытыми акционерными обществами, где акции распределены исключительно среди рабочих и хуй ты что там продашь налево.
Вон, в Финляндии соседней, владельцами знаменитой фирмы VALIO являются восемнадцать тысяч восемьсот восемьдесят (специально прописью пишу, чтоб дошло!) финских крестьян (в фильме «Закат России» об этом рассказывали), объединенные в 18 кооперативов. И в эту жесткую конструкцию никакой Абрамович с Фридаманом уже никогда не влезут.
А тут что?
Проезжаем мимо Череповца по трассе А-114. Дорожный знак стоит: «низко летящие самолеты». Прям параллельно дороге взлетно-посадочная полоса Череповецкого аэропорта проходит, а на картах уже прямо так и пишут: аэропорт ОАО «Северсталь» (
http://www.wikimapia.org/#lat=59.244117&lon=37.8980255&z=12&l=1&m=a&v=2&show=/793018/ru/%D0%90%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82-%D0%90%D0%9A-%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C). Мол, всё здесь, блядь, принадлежит синьору Карабасу!
Раньше-то из Череповца самолеты и в Москву, в Быково, летали, и в Пулковский аэропорт, и в Вологду, Архангельск, Петрозаводск.
А скока местных линий было! Ведь в советской глубинке в каждом райцентре свой маленький аэропорт завсегда был. А теперича с череповецкого аэродрома только бизнес-джеты Алексея Мордашова взлетают. А если возобновят тут пассажирские рейсы, что будет?
Да так же, как в Норильске, где Потанин с Прохоровым да Зелениным такие цены неподъемные установили, чтоб народ никуда на хуй не рыпался оттудова (
http://sovsekretno.ru/magazines/article/2007)! Там, правда, ваще никакой альтернативы самолетам потанинским нет, а тут еще и поезд есть. Раньше еще пароходы ходили, но старые развалины тот же Череповецкий комбинат проглотил. Речники его крематорием называют.