Рецензия на спектакль «
Полковник-птица» Электротеатра Станиславский, режиссер Роман Дробот
Фото с сайта театра
Тема мира и войны в последнее время стала неотъемлемой частью нашей жизни. Жизнь перестала для многих быть непреложной ценностью, а смерть из страшного несчастья превратилась в обыденную действительность. Милитаризм оказался близок постмодернизму не только своей бессмысленностью, т.е. неопределенностью целеустановления, но и схожестью с эстетикой безобразного.
Пьеса болгарского драматурга Христо Бойчева написана в 1997 году и основана на военных событиях последних двух десятилетий века двадцатого.
Русский полковник Фетисов (Антон Филипенко), воевавший в Афганистане, теряет своих близких, всю свою семью и с посттравматическим стрессовым расстройством, осложненным целым симптомокомплексом различных проявлений, оказывается в небольшом психиатрическом стационаре в центре Балкан. Выключенный из жизни полковник, страдающий вторичным мутизмом и нередко впадающий в кататонический ступор, выздоравливает после того, как на территорию старого заброшенного монастыря, где базируется клиника, сбрасывают обмундирование, боеприпасы и продовольствие, предназначенные для миротворцев ООН. Из пациентов психиатрической лечебницы полковник создает боевое подразделение, задачей которого является присоединение к войскам ООН.
Комедия поставлена с тонким, отнюдь не солдатским юмором. Зрителя завораживают декорации старинного монастыря (художник Полина Федяева). Погруженный в неспешную вневременную жизнь обитателей клиники и ее главного врача (актер Евгений Самарин), зритель невольно из созерцателя превращается в одного из действующих лиц и осознает, что спрятаться от проблем невозможно: ты можешь бежать от войны, укрываясь в тихом, богом забытом месте (простите за каламбур), но война все равно придет к тебе. Да, война на время может придать смысл и бессмысленному существованию, она даже может сплотить людей ради единой цели - выживания и победы над противником, но этот иллюзорный мир (еще раз простите за каламбур) рассыплется, как только истинно гуманитарные ценности возвратят одурманенных пропагандой милитаризма людей в мир искусства (его символизируют фрески в стиле Дионисия на стенах монастыря), любви (в спектакле его обозначает бывшая проститутка -«таможенница» Пепе, актриса Дарья Колпикова) и человечности (его воплощает врач, позволившим пациентам поиграть в войнушку).
Пьеса «Полковник-птица» получила приз Британского совета и была поставлена в различных европейских театрах, а также в России.
Благодарю сообщество
moscultura и Михаила
tushinetc за возможность посетить спектакль.
Фото zharevna
This entry was originally posted at
https://zharevna.dreamwidth.org/1155863.html. Please comment there using
OpenID.