Осторожно, Модерн!

Jul 02, 2017 21:04

Или МОДЕРНизация по Грымову

Я бывала в театре "Модернъ" еще в бытность, когда его худруком была Светлана Врагова. Мне импонировала атмосфера театра, расположенного в здании бывшей биржи, его интерьер, выполненный в стиле ар-нуво, роскошное старинное кресло, выставленное в фойе, живые звуки горна, призывающие зрителя на начало театрального действа вместо стандартных звонков. Этот театр, несомненно имел свое лицо, а спектакли запоминались, не вписываясь в вереницу однотипных московских постмодернистких постановок.

В декабре 2016г. я узнала, что Светлану Врагову сняли с должности руководителя театра "Модернъ", театра, который она возглавляла с1987 года. Официальное сообщение об отставке С. Враговой звучало так: «В связи с многочисленными нарушениями в ведении финансовой и хозяйственной деятельности государственного бюджетного учреждения культуры Москвы «Московский драматический театр «Модернъ», выявленными Главным контрольным управлением Москвы, Департамент культуры Москвы в соответствии со ст. 278 Трудового кодекса РФ расторг контракт с руководителем театра С. Враговой-Гюрджан»

С 2017 года театр возглавляет Юрий Грымов.




Грымову не вполне понравилась враговская концепция театра, и он предложил свою. Театр начинается не с вешалки, как считается. Он начинается с названия. И Грымов предложил обновить название театра, который возглавил. Вместо "Модернъ" театр стал называться "Модерн". Потерю буквы "еръ" Ю. Грымов объяснил тем, что «Модерн» означает «современный». "Я не хочу, чтобы это название относилось к какому-либо, даже самому замечательному, периоду Серебряного века, ар деко или ар нуво. Это - художественное направление в истории искусства, а театр составляют живые люди и современный репертуар".


Фото предоставлено пресс-службой театра

Первая премьера Ю. Грымова на сцене театра "Модерн" - пьеса, поставленная по антиутопии О.Хаксли "О дивный новый мир".
Если в оригинальном тексте Хаксли божеством нового мира являлся изобретатель конвейерного производства Генри Форд, то в осовремененной версии постановки идолом счастливого идеального общества стал Марк Цукенберг - создатель социальной сети Facebook. Логотип фейсбука эксплуатируется постоянно на протяжении всего спектакля, проецируясь на арку, обрамляющую сцену. Во всех несчастьях современного мира - низкой образованности, нежелании читать, вседозволенности в сексе Грымов как бы обвиняет интернет. В постановке появляются смартфоны, герои все время делают селфи и пишут посты в соцсетях.
В грымовском прочтении высоколобые "альфа плюсовики", описанные Хаксли как наиболее продвинутые из обитателей "дивного мира" смотрятся еще дебильнее, чем обычные завсегдатаи современных соцсетей.
Спектакль оказался неспособным увлечь зрителя, взяв его за живое. Ко второму действию переполненный зал опустел. Истории жизни беззаботных животноподобных особей, выращенных в бутылках и поддерживаемых на синтетической пище и высоких дозах наркотиков до шестидесятилетнего возраста (после достижения которого большинство обитателей отправляется в умиральню) не смогли привлечь интерес современного зрителя, избалованного нестандартными и интересными режиссерскими ходами постановок многих московских театров. Постановку не смогли спасти даже приглашенные звезды - Анна Каменкова (Линда) и Игорь Яцко (Монд). Диалоги философско-религиозного толка между протогонистом произведения Дикарем (актер Александр Толмачев) и его антагонистом диктатором Мондом кажутся значительно более слабыми и менее убедительными, чем диалоги из оригинального текста романа. После просмотра спектакля я перечитала роман. В глаза бросилось, что произведение агностика Хаксли автор постановки трактует как христианскую критику бездушного атеистического общества. Общество, в котором "все принадлежит всем" не смогло стать новым домом рожденного матерью Дикаря вдали от цивилизации. В общем, в конце Дикарь из "дивного прекрасного мира" , публично проведя акт мазохизма- самобичевания, добровольно ушел в мир иной... Все это тут же попало на ютьюб, став новой сенсацией, и ... сразу же забылось.
После окончания спектакля выступил Грымов. Он много хвастался: радовался, что в театре вывел красивый интерьер, убрав предметы декора в стиле "модерн", ввел дурацкий дресс-код (в зале были тетеньки в безвкусных костюмах совкового вида и девушки в мещанистых кружевных платьицах) и пообещал много премьер - может, и не очень хороших, но зато очень разных.
Новое не всегда лучше старого. В этом я согласна с Хаксли.
Спектакль я посетила благодаря сообществу moscultura и лично Михаилу tushinetc.

P.S. Любители испанских вин в фойе театра могли ознакомиться с линейкой вин от Грымова, рекламируемых девушками и молодыми людьми в смокингах. Бесплатной дегустации не предлагалось.))

This entry was originally posted at http://zharevna.dreamwidth.org/1127736.html. Please comment there using OpenID.

фантастика, мои фотографии, театральное искусство, литература, виртуал, рецензия, московские зарисовки

Previous post Next post
Up