Битва при Вердене . Часть II

May 15, 2015 22:40

В небе над Верденом

Перед началом своего наступления немцы полностью захватили господство в воздухе: любой появившийся над Верденом самолет союзников моментально уничтожался или вытеснялся из района предстоящего наступления. Для этого 168 германских самолетов осуществляли постоянное барражирование, блокируя район Вердена от любой попытки бомбардировок со стороны союзной авиации. Немецкое командование собрало своих лучших летчиков. Достаточно вспомнить имя одного - Красного барона Манфреда Альбрехта фон Рихтхофена, на счету которого 80 сбитых самолетов противника.



Фото: Братья Манфред и Лотар фон Рихтгофен.




Фото: немецкий двухместный биплан Альбатрос.



Фото: пилот, стрелок-наблюдатель и техники немецкого биплана.

Основная масса немецких самолетов, собранных под Верденом, была истребительного типа: грозные «Фоккеры», снабженные синхронизаторами стрельбы через винт.



Фото: Голландский конструктор Энтони Фоккер, работавший в Германии и первый, кто успешно решил проблему синхронизации аэропланного винта и пулемета.

Сражение в небе Вердена было первым крупномасштабным воздушным столкновением в истории. На французские наблюдательные и разведывательные самолёты нападали целые эскадрильи немецких истребителей.



Лишившись воздушных наблюдателей и корректировщиков, французские командиры больше не получали разведданных и были не в состоянии должным образом реагировать на удары немецкой артиллерии и маневры пехоты. Разгневанный генерал Петэн вызвал подполковника де Роз и закричал: «Де Роз, я слеп, очистите небо!»



Фото: Сбитый французский аэроплан.

Тогда французами было решено создать под Верденом ударную группу истребителей. Подполковник де Роз, начальник истребительной группы «Аисты», собрал около шестидесяти лучших летчиков. И эта группа за десять дней завоевала господство в воздухе. Де Роз сумел найти лучших пилотов французской армии, включая таких виртуозов, как Жан Наварре и Жорж Гинемер.



Фото: Летчики эскадрильи «Аистов» во главе с капитаном Брокаром.

Именно тогда и появилось неофициальное звание «ас», как признание высшего мастерства. В переводе с французского, as - туз. Слово произошло от искажённого старофранцузского Deus - Бог. В карточной иерархии только туз (Бог) выше короля. Отсюда традиция рисовать на фюзеляжах и капотах аэропланов карточные символы.

Чтобы получить звание «ас», вначале требовалось сбить пять неприятельских самолетов, позднее надо было одержать уже десять воздушных побед.
Всех асов той поры объединяли бойцовский дух, спортивный характер, высокая пилотажная выучка и умение вести снайперский огонь. Вот что писал о таких пилотах командир 2-го авиационного отряда истребителей выдающийся русский лётчик капитан Е. Крутень:

"До тех пор, пока лётчик не собьёт 5 аппаратов противника, на него не обращают особого внимания. Но как только он преодолел заветный рубеж, его с полным основанием называют асом: его исключают из общего порядка и предоставляют возможность летать в одиночку когда и где угодно. С этого момента вся его работа основывается на собственной смекалке и инициативе".

Кстати, учет сбитых вражеских самолетов во французской авиации велся очень строго по «двойной бухгалтерии»:

"Всякое заявление лётчика о сбитом летательном аппарате должно быть подтверждено свидетельскими показаниями либо другого пилота, либо представителя наземных войск. Причём лётчик сразу же по возвращении из полёта должен абсолютно точно указать в заявлении время и место проведенной схватки. Если неприятельский летательный аппарат был сбит и этот факт не нашёл подтверждения со стороны (например, бой происходил в глубоком тылу противника ), то в кратчайшие сроки организуется проверка: любой из лётчиков должен вылететь в указанный в заявлении район и подтвердить наличие там останков сбитого летательного аппарата. Проводить подобную проверку не всегда удавалось. По этой причине количество сбитых лётчиками аэропланов и дирижаблей больше числа зарегистрированных фактов".

Именно в небе Вердена родились принципы командования и управления военно-воздушными силами во время воздушных боёв. Собственно, оформилась сама истребительная авиация, как род войск, выполняющий общую задачу, а не одиночные дуэльные поединки отдельных пилотов, как было ранее.



Пилоты Первой мировой воевали лихо, азартно, неукоснительно следуя традициям, которые зарождались вместе с рождением нового рода войск. Так например, в столовой, где французские летчики проводили свободные вечера, на особой полке стояли личные бокалы погибших товарищей с надбитым краем. Молодой пилот Эдгар Меос, прибывший к «аистам» в 1916 году, насчитал их пятнадцать. В торжественных случаях, когда «аисты» собирались все вместе, свято соблюдалась традиция накрывать стол и для павших в боях.

...Около пустующих приборов ставится карточка с именем погибшего, а на стул кладется его сабля. К ее эфесу прикреплен на ленте высший орден, которым был награжден боевой друг. После первого тоста за республику старший из офицеров приглашает поднять бокалы: «За тех, кто пал в боях до нас и ждет нас там, в высоте... Разрешите сказать вам, что мы, кто так часто бывал в воздухе вместе с вами, не сойдем со своего пути и просим, чтобы вы благословили наше парение и оставили для нас местечко между вами, когда придет и наш черед...» Молча выпиты бокалы, и на две минуты воцаряется тишина...
Вероятно, в эти минуты каждый думал о своей судьбе, но неизбежные потери только усиливали боевой дух авиаторов. Темпераментные и насмешливые французы не только не уклонялись от воздушных боев, но и прибегали к своеобразной процедуре вызова врага на поединок. Если традиционный вызов на дуэль от рыцарских времен - брошенная перчатка, то рыцари воздуха бросали на аэродром бошей... старый сапог. Немцы воспринимали это как неслыханное оскорбление, но первые же попытки отомстить обидчику кончались провалом: французский ас пикировал на взлетающий самолет и легко «припечатывал» его к земле.

Все авиаторы знали историю со знаменитым летчиком лейтенантом Тарасконом, которому после ранения ампутировали ногу, но он научился летать с протезом. Однажды его протез раздробила немецкая разрывная пуля. Получив новую «ногу», Тараскон прикрепил к сломанной записку: «Вы взяли мою ногу, так теперь возьмите и это», бросив протез как вызов на аэродром истребителей, что доставило французам немало веселых минут.

Одним из лучших Французских пилотов был Жан Мари Доминик Наварр (Jean Marie Dominique Navarre), прозванный «часовым Вердена». Отчаянный пилот, острослов, нарушитель дисциплины, был дьяволом в небе. О нем ходили легенды, вот одна из них: однажды Наварр пытался перехватить немецкий дирижабль, хотя при слабом вооружении его аэроплана надеяться ему было не на что: до появления в 1916 г. зажигательных пуль уничтожить "Цеппелин" можно было разве что бомбами. Отчаявшись, что враг неуязвим, Жан в ярости пытался пропороть обшивку дирижабля ножом.



Фото: Жан Мари Доминик Наварр. К моменту битвы под Верденом ему исполнился 21 год. Всего с сентября 1914 г. по июнь 1916 г. Жан Наварр совершил 237 боевых вылетов, одержал 12 воздушных побед, еще 15 самолетов были записаны на его счет как "правдоподобно сбитые". Кроме "Военной Медали" и ордена "Почетного Легиона" среди его наград - "Военный Крест" с двенадцатью пальмами (Croix de Guerre avec 12 Palmes).



Фото: "Часовой Вердена" на своем посту (в кабине "Ньюпора"-11 N576).



Удивительно, но в небе Вердена рядом с французами воевали русские пилоты. Это были летчики-спортсмены, застигнутые во Франции войной, политические эмигранты, бежавшие из германского плена, просто добровольцы - люди, жившие в то время во Франции и, наконец, командированные из России для обучения в специальных школах высшего пилотажа и воздушного боя военные летчики.
О русских летчиках во Франции писали очень много, их имена не раз назывались в приказах по армии. Русский художник Сергей Соломко написал несколько картин, изобразив наших летчиков-добровольцев. Неутомимость «русских крылатых казаков», их хладнокровие, героизм приводили в восхищение даже скупое на похвалы французское командование.
Известный французский летчик майор Брокар 20 мая 1916 года писал в газете «Матэн»: «...За то время, когда под мое командование прибыли русские летчики, я успел уже достаточно хорошо их узнать. Отличительная черта их характера - удивительная дисциплина и выдержка. Приказ командира для русского летчика сильнее всех его личных побуждений и чувств. Только живя на фронте, изо дня в день дыша атмосферой войны, можно вполне отдать себе отчет в ценности  того, что называется дисциплиной. А русский авиатор пропитан ею, и это делает его совершенно незаменимым».

Одним из таких русских летчиков был Виктор Федоров, получивший прозвище «Воздушный казак Вердена».



Фото: Виктор Георгиевич Федоров, "воздушный казак Вердена"

Виктор Федоров родился 11 ноября 1885 года в городе Верном (Алма - Ата). Отец его - Георгий Петрович, надворный советник, преподавал русскую словесность, мать - Анна Федоровна, сибирская казачка, занималась воспитанием детей, которых в семье было девять - восемь сыновей и одна дочь. Из Верного семья Федоровых переехала в Ташкент. Вскоре после переезда Виктор уехал учиться в Харьков, где поступил на юридический факультет местного университета, но был отчислен за принадлежность к организации социал-демократов. Он вернулся в Ташкент, но в 1906 году был арестован и отправлен в Казалинск, где должен был состояться суд. По дороге Виктор бежал и в 1908 году был вынужден эмигрировать из России во Францию.
Во Франции, в самом начале Первой мировой войны Виктор записался в Иностранный Легион. На фронте был пулеметчиком, и за отвагу удостоен чином капрала. В бою, 23 февраля 1915 года, получил тяжелое ранен. После выздоровления добился перевода в авиацию, так как в то время требования к физическому состоянию летчика были намного ниже, чем даже для пехотинца! После четырехмесячного курса обучения в Дижоне, был определен в тыловую транспортную часть.
В начале 1916 года, когда развернулись особенно ожесточенные бои под Верденом, Федоров добился перевода на фронт - в знаменитую эскадрилью "Аистов". Свою первую победу на двухместном "Кодроне" он одержал 21 февраля. За 16 дней в 9 боях Федоров сбил 8 немецких аэропланов, за что получил высшие награды французской армии. Немцы дали ему прозвище: "русский воздушный казак Вердена", и начали долгую и безуспешную охоту за ним.

Федоров становится одним из наиболее популярных авиаторов Франции.
"Сержант Федоров - пилот, полный отваги и смелости, никогда не упускает случая атаковать немецкие аэропланы..." - так начинался приказ маршала Жоффра о награждении Военной медалью Виктора Федорова, - "14 марта 1916 года атаковал в одиночку 4 самолета противника. Три обратил в бегство, 4-й посадил на своей территории (это его третья победа). Самолет Федорова получил 17 пуль. 19 марта в первом полете атаковал три самолета, во втором - четыре. Оба раза заставил неприятеля обратиться в бегство. 21 марта сбил неприятельский аэроплан, упавший в наших линиях".

В воздушном бою 1 апреля Федоров сбивает очередной самолет, но и его машина получает тяжелые повреждения и становится почти неуправляемой, но он выводит самолет на посадку. А на следующий день в бою с тремя "Фоккерами", одного из которых сбивает, Федоров получает ранение в ногу и попадает в госпиталь.
Федоров и во Франции оставался истинно русским человеком, отчаянно тосковавшим по родине. По воспоминаниям Э. И. Меоса, соратника по истребительной группе «Аисты»: он был "... славный малый, очень спокойный, чертовски отважный, среднего роста красивый брюнет с твердым взглядом черных глаз, человек большой культуры. При первом же знакомстве производил сильнейшее впечатление - голос у него был великолепный, с таким только в опере петь. Помню, когда мы стояли в богатом замке на Сомме, он уходил далеко в сад и пел русские песни. Да как пел ! Слезы на глаза навертывались..."

А вот строки из из приказа генералиссимуса Жоффра о производстве сержанта Федорова в су-лейтенанты (младшие лейтенанты): «Вы удвоили славу, покрывшую знамена Верденской армии. От имени этой армии благодарю вас за услугу, оказанную Франции».

На счету русского летчика Виктора Федорова числилось 11 официальных побед, а общее число сбитых им вражеских аэропланов, с учетом не засчитанных, приближалось к 20.

Еще один русский пилот: Эдуард Вильгельм Александр Мартинович Пульпе - «летчик с вулканом в сердце»



Фото: Пульпе Эдуард Мартынович

Родился 22 июня 1880 года в Риге. Его родители, имевшие собственный магазин, были людьми весьма состоятельными и дали сыну хорошее образование. Прекрасно разбираясь в математике, Пульпе занялся строительством собственного самолета. По словам близко знавших его людей, построил аэроплан осенью 1911 года и даже летал на нем над Рижским взморьем!
Учился в Александровской гимназии, затем в Москве, на физико-математический факультете университета. После окончания учебы он преподавал математику в Москве, позднее - в одной из Рижских гимназий.
В 1912 году Пульпе уезжает во Францию, где проходит курс обучения в одной из летных школ на самолете "Депердюссен", и получает диплом авиатора N:1571 от 19 декабря 1913 года. Там, во Франции, его и застает война.



Неоднократно Пульпе вступал в бой с превосходящими силами противника, и, несмотря на повреждения самолета, летчику удавалось возвращаться на базу.
В воздушных боях под Верденом Пульпе дважды пришлось сойтись с восьмеркой немецких аэропланов. Но, несмотря на явное неравенство сил, ему удалось уничтожить два вражеских истребителя.
Однажды Пульпе на поврежденном самолете приземлился во вражеском тылу. К нему на помощь пришел французский летчик Боббо, который приземлился рядом с потерпевшим аварию. Вместе они подожгли самолет Пульпе, чтобы не достался врагу, и улетели на самолете Боббо.
За свои подвиги, одержанные в небе Франции, Эдуард Пульпе был награжден Орденом Почетного легиона. За бесстрашие и горячность, с которыми он вел бой, французы прозвали его "летчиком с вулканом в сердце".
Весной 1916 года французское командование для оказания поддержки русской авиации направило в Россию три эскадрильи своих летчиков. Среди прибывших только один пилот-латыш Эдуард Пульпе имел на своем счету 5 побед в воздухе и был награжден Военным крестом с 5-ю пальмами, где каждая пальма - сбитый аэроплан противника.
В своем последнем вылете Пульпе встретился с тремя "фоккерами" и без промедления вступил с ними в схватку. Вскоре силы врага увеличились до 5 самолетов! Но летчик и не думал выходить из боя. Вот уже два поврежденных "фоккера" пошли к земле. Но в одной из атак врагу удалось прошить "Ньюпор" Пульпе пулеметной очередью... Пульпе и раненным продолжал вести бой. На какой-то миг, на высоте 300 метров, ему удалось справиться с покалеченным "Ньюпором" и вывести его из штопора, тогда появилась надежда, что машину удастся посадить, но... Бой проходил на глазах у нашей пехоты. К упавшему самолету тут же подбежали солдаты, пилот был еще жив. Он простонал: "Пить..." - и скончался на руках русских солдат, на родной земле.

Гибель Пульпе оплакивала Россия и Франция. Верховный главнокомандующий маршал Жоффр издал специальный приказ:

«Одно из сообщений штаба Русского Верховного командования от 20 июля 1916 года отмечало выдающийся по мужеству и хладнокровию дух русских летчиков в воздушном бою в Козельском районе. При этом погиб геройской смертью младший лейтенант французской службы Эдуард Пульпе. Превосходный летчик-истребитель, отличный офицер, образец наиболее высоких воинских доблестей, храбрость которого сделалась примером для всей французской авиации. Умный и серьезный, спокойный и отважный, весьма искусный в летном деле, он в первые дни немецкого наступления под Верденом выполнял на ничтожной высоте отважные разведки, которые дали командованию сведения чрезвычайной важности, причем он сбил четыре вражеских аэроплана.
        Там, в своем отечестве, им защищаемом в борьбе с врагом, ему суждено было найти славную смерть… Авиация… теряет в нем одного из самых искусных и отважных летчиков. Его великий пример вдохновит его товарищей к дальнейшим подвигам».
        Нечасто в истории войн отдают главнокомандующие такие приказы. Прах героя с почестями отправлен на его родину - в Ригу.
Правительства России и Франции посмертно наградили Эдуарда Пульпе орденом Святого Георгия 4-го класса и ещё одной пальмовой ветвью к Военному Кресту.

Зачастую, отправляясь на боевые задания, русские лётчики писали своеобразные письма-завещания, обращенные не только к родственникам и сослуживцам, но и к потомкам. Письмо, написанное Пульпе незадолго до гибели, заканчивалось словами:  «Умру, как все. Мои мысли будут о тебе, моё Отечество - Россия, о моей колыбели - Латвии. Я отдаю им себя всецело - свою жизнь и кровь - во имя будущего: победы и славы».

Многие русские пилоты воевали в небе Франции. К сожалению, теперь очень трудно выяснить судьбы Михаила Жарикова, Николая Скачкова, Дмитрия Борисова, Александра Гомберга. Практически нет данных о русском прапорщике Эдуарде Томсоне, который, будучи интернированным в Германию, сумел бежать и впоследствии вступить во французскую авиацию. Там он воевал настолько смело, что даже немецкие газеты поместили о нем очерк: «Приключения летчика Томсона на французском фронте». Еще очень много осталось неизвестного о русском подданном, уроженце Эстонии Мартине Треппе, родившемся в декабре 1892 года и окончившем летную школу во Франции. Об инженере-пилоте Константине Акашеве и многих других...



Фото: Они вместе сражались в небе Франции. Летчики Иван Башко, Петр Маринович, Павел Аргеев, их французский товарищ по оружию, и Виктор Федоров.



Фото: Русские летчики сражавшиеся в небе Франции: Виктор Соколов, Эдуард Пульпе, Иван Белоусов, Александр Казаков, Александр Васильев.

Помимо французских и русских пилотов в небе Франции воевали и американские добровольцы. В это время США официально соблюдали нейтралитет. Они соблюдали его вплоть до того времени, пока многочисленные нападения немецких подводных лодок не вынудили президента Вильсона объявить войну Германии. «Лафайет» состояла, в основном, из американских добровольцев. Её официальное обозначение было эскадрилья № 124, командовал ею капитан Жорж Тено. Эскадрилья базировалась сначала на аэродроме Люксёй, а потом её перевели в Бар-ле-Дюк.



Фото: Эмблема эскадрильи «Лафайет»



Фото: эмблема эскадрильи на борту «Ньюпорта»

Пилоты эскадрильи на самолётах SPAD S.VII и SPAD S.XIII снискали себе славу не только храбрых и умелых лётчиков, но и слегка безрассудных. Они сбили в общей сложности 57 самолётов противника, прежде чем в феврале 1918 года вошли в состав Воздушной службы армии США (USAAS).



Фото: Lafayette Escadrille pilots with Fram and a Nieuport 16, March 1916. Pilots L-R: Sergeant Victor Emmanuel Chapman of New York City, New York); Sergeant Elliot Christopher Cowdin II of New York City, New York; Adjutant Bert Hall of Missouri, USA; Lieutenant William Thaw II of Pittsburgh, Pennsylvania; Lieutenant Alfred de Laage de Meux of Clesse, Deux Sèvres, France; Sous-Lieutenant Norman Prince of Boston, Massachusetts; Sergeant James Rogers McConnell of Carthage, North Carolina; Sergeant Kiffin Yates Rockwell of Asheville, North Carolina; Captain Georges Thenault of Paris, France, and Fram-Captain Thenault's "bon chien"

Кроме того, эти пилоты прославились своими буйными вечеринками. Лучшим асом эскадрильи был американец французского происхождения Рауль Лафбери, который до своей гибели в бою 19 мая 1918 года сбил 16 самолётов противника.
Многие другие американские лётчики-добровольцы, в том числе, воздушный разведчик Фред Зинн из французского Иностранного легиона, летали в составе различных авиачастей ВВС Франции.
По теме можно посмотреть фильмы «Эскадрилья Лафайет»1958 и 2006 годов. Если не обращать внимания на «американизмы», то фильмы не плохие.  http://kinogo.co/3022-eskadrilya-lafayet-2006.html

Талисманом пилотов были два львенка Виски и Сода.


Фото: Пилоты «Лафайет» с талисманами Виски и Сода.



Фото: Пилот эскадрильи с «талисманом»

Часть третья следует :)

Битва при Вердене. Часть I http://zhab.livejournal.com/674209.html

Источники:

1.     Автор: gogencon  «Битва при Вердене» http://moskvaforum.moibb.ru/viewtopic.php?f=208&t=1923
2.    «Русская планета» Николай Лысенко/Первая мировая, История «Чудовищная борьба упорства и стойкости» http://rusplt.ru/ww1/history/neumolimaya-borba-uporstva-i-stoykosti-15059.html

3.    Петэн, Анри Филипп Pétain, Henri-Philippe «Оборона Вердена» http://militera.lib.ru/memo/french/petain_ap/01.html
4.   http://rus.verdun.fr/goroda-mirovoj-slavy/Verden-i-Velikaya-Vojna/Verden.-Dolg-pered-potomkami
5.   https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B8_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B5
6.   https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BD,_%D0%AD%D1%80%D0%B8%D1%85_%D1%84%D0%BE%D0%BD#.D0.A3.D1.87.D0.B0.D1.81.D1.82.D0.B8.D0.B5_.D0.B2_.D0.9F.D0.B5.D1.80.D0.B2.D0.BE.D0.B9_.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B9_.D0.B2.D0.BE.D0.B9.D0.BD.D0.B5
7.    Дмитрий Адаменко | 14 Октябрь 2010 http://ah.milua.org/305-sm-tyazhelaya-mortira-m1116
8.   http://hanzzz-muller.livejournal.com/89030.html
9.    «Крупнокалиберные второго сорта»
http://topwar.ru/69091-krupnokalibernye-vtorogo-sorta.html
10.    «Тяжелая артиллерия Первой мировой»
http://zonwar.ru/artileru/tj_art_1mv/tjsh_gaub_shkoda.html
11.    Уильям Манчестер. «Стальная империя Круппов», история легендарной оружейной династии - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003
12.    Франция часть третья: Верден https://medium.com/@k4i/3-3de1e09bf730
13.    Авиация до второй мировой. Небо над Верденом http://rjstech.com/vvs/nebo-nad-verdenom.html
14.    Часовой Вердена http://aviahobby.ru/publ/navarre/navarre.html
15.    Рихтхофен, Манфред Альбрехт, фон, барон Richthofen, Manfred Albrecht, Freiherr von   Рихтхофен М. фон. Красный истребитель. Воспоминания немецкого аса Первой мировой войны / Пер. с нем. И. И. Сиснева. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. - 158 с. Тираж 7000 экз. ISBN 5-9524-0777-3. // Richthofen M. von. Der Rote Kampfflieger.  http://militera.lib.ru/memo/german/richthofen_m/index.html
16.    Юрий Гальперин, в Небе Франции http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5366/
17.    Издание: Гальперин Ю. М. Воздушный казак Вердена: Повесть-хроника. - 2-е изд., доп. - М: «Молодая гвардия», 1990. - 332 с. / Тираж 100 000 экз. Цена 2 р. 50 к. ISBN 5-235-00997-5. // Первое издание: «Молодая гвардия», 1981.
18.    Федоров Виктор Георгиевич  http://www.airwar.ru/history/aces/ace1ww/pilot/fedorov.html
19.    Пульпе Эдуард Мартынович  http://www.airwar.ru/history/aces/ace1ww/pilot/pulpe.html
20.    Небо над Верденом http://rjstech.com/vvs/nebo-nad-verdenom.html
21.    Журнал «Нива» 1916 год  № 7, 30, 44
22.    Алексей Ардашев «Великая окопная война» Издание: Ардашев А. Н. Великая Окопная война. Позиционная бойня Первой мировой. - М.: Яуза : Эксмо, 2009.
23.    Фото Анри Петэн http://www.hrono.ru/biograf/bio_p/peten.php
24.    Фото ножа для бумаг - из личной коллекции cэра Zhab
25.    Фото: Crown Prince of Germany: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/e/ee/William%2C_German_Crown_Prince.jpg
26.    Фото Братьев Рихтгофен  http://warspot.ru/3068-nebo-verdena-tuchi-sobirayutsya
27.    Фото Эскадрильи Lafayette Flying Corps http://en.wikipedia.org/wiki/Lafayette_Flying_Corps

wwi

Previous post Next post
Up