На следующий день после посещения Парижа программа была не менее обширной - утром мы направились к другой легенде автогонок - небольшому городку Ле Ман, который уже больше 100 лет принимает знаменитые гонки "24 часа Ле Мана".
Большая часть пути опять пролегала по платным дорогам (и будет по ним пролегать практически всю остальную часть пути "туда" и "обратно"), лишь у самого Ле Мана свернули на мелкие дорожки…
и вот она - легендарная трасса… пара фотографий на главном въезде и в музей!
01. Въезд на трассу
Музей имени одноименной гонки в Ле-Ман, это, конечно, настоящий праздник для любителя автоспорта.
02. Вход в музей
Здесь содержится огромное количество уникальных автомобилей, про многие из них я читал в детстве, в журнале "За Рулем", или позже, в журналах про автоспорт. Многие машины действительно являются памятниками эпохи, либо чем-то, что оставило очень заметный след в истории.
03. Тут же и магазинчик с сувенирами
04. Все машины-победители всех гонок, начиная с первой
05. Вторая серия
06. Новейшая история
Если не знаете, как определить производителя машины примерно до 60-х годов 20го века, смотрите на цвет:
зеленые машины - британские,
синие/голубые - французские,
белые/серебристые - немецкие,
красные - итальянские.
Желтые - Renault/Alpine.
После появления спонсоров ситуация не такая однозначная, но с большинством машин закономерность-таки просматривается.
07. Галерея исторических лиц, оставивших наиболее заметный след в гонках Ле Ман
08. Audi - Победитель гонки 2012 года, встречает посетителей прямо у входа
09. Порше конца 70-х годов
10. Хранятся в музее и такие машины, не принимавшие участия непосредственно в гонке. Эта - давно исчезнувшей французской марки Bollée
11. Ещё Bollée
12. Примерно так шло развитие автомобиля в конце 19-го-начале 20-го веков
13. Этот Bollée - гоночный
14. De Dion Bouton на переднем плане. Французы очень патриотичны, в музее много французской техники, даже не имеющей отношения к гонкам
15. Схема трассы, прямая Мюльсан на заднем плане (далее мы поговорим о ней более детально)
16. Chevrolet Corvette - машина безопасности, лидировала во многих гонках :)
17. Renault - похожая машина была у Ленина
18. Помимо Ролсс-Ройса, похожего на этот
19. Bugatti type 37 - редчайшая машина
20. Hispano-Suiza - безвременно ушедшая от нас марка, соперничавшая с Роллс-Ройсами за звание самой роскошной машины. Именно эта марка упоминается в "Золотом телёнке" - такую машину обещал Остап Бендер Адаму Козлевичу
21. Ещё один "Испано-Швейцарский" автомобиль (именно так расшифровывается название)
22. Французский Rosengart, названный в честь создателя. Как и многие марки, эта не пережила послевоенной депрессии, исчезла в 1955 году.
23. Delahaye type 135, ещё одна исчезнувшая французская марка роскошных машин
24. Talbot Lago. Эта марка дожила до 80-х годов прошлого века, сейчас не используется.
25. Voisin type C14. Нетрудно угадать судьбу и этой марки, раз она не на слуху. Правильно, исчезла после войны.
26. Bugatti type 44(?)
27. Panhard Levassor. Угадайте с трех раз, чья эта марка, и что с ней случилось? Правильно, "Франция" и "исчезла"!
28. Citroen на полугусеничном ходу из состава экспедиции "Желтый рейд", прошедшей в 1931 году из Бейрута в Пекин
29.Внезапно - BMW! В музее есть и мотоциклы. Подобные немало потоптали нашу землю на службе у войск Вермахта
30. Citroen 2CV - символ послевоенного возрождения Франции
31. Citroen DS - классическая модель!
32. Citroen SM Maserati - модель, разработанная в сотрудничестве между двумя известными фирмами. Не была очень удачной коммерчески, за счет чего сейчас представляет изрядную редкость.
33. Она же сбоку. Машина имела гидропневматическую подвеску.
34. Ferrari Dino - машина названа в честь трагически погибшего сына великого Коммендаторе
35. Вечная классика! Такой же Mini выиграл ралли Монте Карло в 1964 году
36. Чешская Tatra. Да, они делали не только грузовики!
37. Как-то так представляли себе будущие автомобили в конце 50-х годов
38. Citroen Traction Avant
39. Американская классика - Ford Thunderbird
40. Cadillac Fleetwood Eldorado
41. Rolls Royce Silver Wraith - памятник британскому консерватизму
Ну и, наконец, перейдем к гоночным машинам - они занимают вторую половину музея.
42. Lagonda на шасси Bentley, задававшие тон в гонках в 20-х годах прошлого века
43. "Взгляд" фар
44. Ещё один "глазастик", на этот раз французский
45. Реклама гонок 50-х годов прошлого века
46. Ferrari
47. Jaguar E-type, одна из первых в мире машин, серийно оснащаемая дисковыми тормозами
48. DB Panhard
49. Ford GT40, прервавший гегемонию Феррари - благодаря этой машине родилась традиция обливания шампанским на подиуме!
В 1967 году Дэн Герни, стоя на подиуме, праздновал победу. Увидев внизу в толпе у пьедестала Генри Форда Второго, Дэн хорошенько встряхнул трехлитровую бутыль Moet Chandon и щедро обдал Форда благородным напитком, желая разделить радость победы с хозяином «Голубого овала».
50. На кольце Сарте проводятся и мотоциклетные гонки
51. Ещё мотоцикл
52. Непобедимый Porsche 917
53. Mazda 787 на переднем плане, единственный автомобиль с роторно-поршневым двигателем, выигравший Ле Ман 24
53. Toyota, так и не добившаяся успеха в 24 часах и Jaguar, закончивший гегемонию Porsche, на заднем плане
54. Porsche 926 на переднем плане и Peugeot 905, выигравшая одну из гонок, за ним.
55. Cadillac LMP, не добившийся особых успехов
56. Courage Pescarolo Peugeot - машина, выставленная частной командой с поддержкой Peugeot.
57. А вот и начало "новой эры" - Audi R8 - выиграла гонки 2000-2002 годов
58. Audi R10 TDI выиграла гонки 2006-2008 годов - первая машина с дизельным двигателем, одержавшая победу в Ле Мане
59. Bentley Speed 8 (на самом деле, перелицованная Audi R8) выиграла гонку 2003 года
60. Peugeot 908, не поборовшая Audi
И - немного Renault-Alpine
61.
62.
63.
***
После музея отправляемся на трассу - она почти наполовину своей 12,6-километровой длины проходит по дорогам общего пользования, а гонка прошла всего два дня назад, и практически весь антураж соревнований ещё остался на месте.
За свою историю Ле Ман не раз становился свидетелем как грандиозных триумфов, так и ужасающих аварий.
Click to view
В 1955 году произошёл трагический случай, унесший жизни более 80 зрителей и пилота Пьера Левега. Авария была настолько ужасна, что после Ле-Мана 1955 года был отменен ряд других крупных и небольших гонок, в том числе Гран-при Германии и Швейцарии (последняя даже наложила полный запрет на проведение кольцевых автомобильных гонок на своей территории, который был снят только в 2007 году). Инцидент повлек за собой введение многочисленных правил в отношении безопасности как водителей, так и зрителей на всех автогонках. Мерседес-Бенц после этого случая почти 50 лет не участвовал в гонках.
Пьер Левег, погибший во время гонки 1955 года, является держателем беспрецедентного рекорда - гонку 1952 года он прошёл в одиночку - все 24 часа, и был в одном шаге от победы, но из-за ошибки в управлении машиной сошёл незадолго до финиша. После этого ввели правило об обязательной смене пилотов во время гонки.
Проезжаем по прямой Мюльсан - в 80-х годах спортпрототипы группы "С" разгонялись тут до 400 км/ч! Действительно - прямое шоссе, через равные промежутки расположены шиканы, которые ввели, чтобы сбить эти безумные скорости. Однако, это не всегда помогало...
Click to view
Wiki: Выставленные на гонку 1999 года болиды Mercedes-Benz CLR из-за нестабильных аэродинамических характеристик при определенных условиях могли потерять сцепление с землей и взлететь в воздух. Первоначально такое случилось во время тестового заезда в Ле-Мане, после чего команда Mercedes заявила о том, что проблема устранена. Однако авария снова повторилась во время разминки за несколько часов до старта гонки. В обоих случаях за рулем находился пилот Марк Уэббер. Заключительный, наиболее серьезный инцидент произошел уже в ходе самой гонки, когда CLR под управлением гонщика Питера Дамбрека взмыл над трассой, перелетел через защитное ограждение и, пролетев несколько метров, приземлился в лесу. Во всех трех авариях никто из гонщиков не получил серьезных травм, однако Mercedes-Benz оперативно снял с гонки оставшуюся машину и свернул все производство спорткаров.
Доезжаем до конца прямой, разворачиваемся и на одной из шикан устраиваем фотосессию.
64. На заднем плане видно обычную дорогу по ней ездят обычные машины, и лишь несколько раз в году - гоночные.
65. Жовто-блакитные поребрики
66. Вперед! Именно в этом направлении и едут гонщики
Ещё раз едем до конца прямой Мюльсан, поворачиваем на прямую Индианаполис. Пробую наехать на поребрик - трясет, да ещё как - телефон падает из крепления, жена ругается, сын ржёт, я слегка напрягаюсь... А гонщики режут поребрики на машинах со спортивной подвеской, как их трясет, лучше даже не думать… В районе поворота Арнаж трасса гонки уходит с дороги, по которой ездят на обычных машинах и едем по, собственно, городку Ле Ман, в честь которого названа гонка.
67. город Ле Ман
68. Там же
Бросаем последний взгляд и отправляемся дальше - в следующий музей в городе Сомюр. Но это уже другая история...