Все больше тайн раскрывает нам история - нужно лишь обладать умением терпеливо дожидаться снятия грифов секретности с архивных документов.
Сегодня мы приподнимем завесу над одним из чудес советского флота - кораблем для Политбюро. Яков Виленович Шторм, ныне пенсионер, а в прошлом - ведущий конструктор Трудового Красного знамени ордена Трудового Красного знамени судостроительной верфи имени Трудового Красного знамени ответил на вопросы нашего специального корреспондента и
сделал сенсационные признания.
Корр. Яков Виленович, как вообще родился этот проект - судно для Политбюро?
Я.Шт. После того, как советское правительство провозгласило Москву портом пяти морей, вопросом престижа СССР на мировой политической арене стало строительство корабля для руководителей страны. ЦК Коммунистической Партии и Президиум Верховного совета намеренно отказались от идеи переоборудования какого-либо существующего корабля для этих целей и поставили задачу перед инженерами: создать принципиально новое судно. К чести исполнителей, эта сложное задание было выполнено на «отлично».
Корр. Можно ли подробнее узнать о корабле?
Я.Шт. Теперь - да, ведь срок неразглашения как раз недавно истек.
Корр. И в чем же его особенности?
Я.Шт. В первую очередь - в размерах. СССР был великой державой, поэтому и корабль должен был демонстрировать превосходство нашей страны над Западом. Водоизмещение корабля для Политбюро составляло 2 миллиона тонн.
Корр. Это много?
Я.Шт. Поверьте, достаточно, чтобы поднять волну, лишившую бы спокойствия акул империализма.
Корр. Но ведь не только размерами отличался корабль?
Я.Шт. Конечно же, нет. Весь его внешний вид был триумфом советских конструкторов. За оригинальные решения его создатели получили по ордену Трудового Красного Знамени.
Корр. Пожалуйста, расскажите поподробнее.
Я.Шт. При формировании образа судна широко использовалась советская символика. Мы отказались от серой и черной красок, традиционно используемых для бортов марин, и покрасили корабль в красный цвет.
Корр. Смелое решение.
Я.Шт. Революционное! Перила имели характерный зубчатый контур, присущий кремлевской стене. Рубка была выполнена как копия Мавзолея Ленина. В этом имелся глубокий смысл: внутри корабельного Мавзолея находился рулевой, а верхняя трибуна служила капитанским мостиком.
Корр. Невероятно!
Я.Шт. Но это еще не все. Цепи имели прямоугольные звенья - как балюстрадная цепь на Красной площади, протянутая вдоль кремлевской стены. Якоря были выкованы в виде перекрещенных серпов и молотов. Все канаты были вручную сотканы из золотого шелка - подобно аксельбантам на знаменах. Даже спасательные круги для членов Политбюро имели форму пятиконечной звезды.
Корр. Стильно!
Я.Шт. Но не все идеи были реализованы. Например, от корабельного колокола, рынды, в форме головы Ильича пришлось отказаться - товарищ Суслов увидел в этом проявление культа личности, ранее успешно выкорчеванного Партией. По этой же причине судно едва не лишилось корабельных труб - некоторым товарищам показалось, что они будут напоминать о знаменитой трубке товарища Сталина.
Корр. Неужели даже это принималось во внимание?
Я.Шт. Учитывалась каждая мелочь. Главную палубу замостили брусчаткой, а под ней - от носа до кормы судна - проложили ветку правительственного метро. Корабль имел пятнадцать гребных винтов; лопасти каждого представляли собой герб одной из союзных республик. Судну дали имя - «Слава КПСС!»
Корр. Поразительно! И какова его судьба?
Я.Шт. Торжественный пуск на воду должен был произойти при личном присутствии Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Леонида Ильича Брежнева. Была даже заготовлена бутылка «Советского» шампанского для разбития ее о нос. К сожалению, в связи с ухудшением самочувствия Генерального секретаря церемония откладывалась. А потом товарищ Брежнев скоропостижно скончался после продолжительной болезни. «Слава КПСС!» осталась стоять на стапелях.
Корр. И что же было дальше?
Я.Шт. Юрий Владимирович Андропов, занявший пост Генерального секретаря, дал команду завершить подготовку судна. В принципе, все было уже сделано, но КГБ, взявший кураторство над проектом, внес в него несколько изменений. Первое касалось особенностей здоровья товарища Андропова. На судне была спешно смонтирована дополнительная система очистки и фильтрации. Операция проходила под названием «Весенняя почка». Кроме того, реконструкция коснулась трюмов судна. Эта часть проекта получила наименование «Лубянка».
Корр. Судно было спущено?
Я.Шт. Скоропостижная смерть товарища Андропова после продолжительной болезни оборвала работы по переоборудованию трюмов в подвалы. Товарищ Черненко, сменивший его на посту, не настаивал на продолжении работы в этом направлении. Константин Устинович страдал заболеванием легких, и поэтому ЦК обратился к нам с запросом: можно ли в целях безопасности модернизировать судно, сделав его кораблем на воздушной подушке? Это было чрезвычайно интересной проблемой, требовавшей абсолютно нового подхода. Мы с энтузиазмом взялись за дело, и лишь скоропостижная смерть товарища Черненко после продолжительной болезни прервала продвижение вперед по этому вопросу.
Корр. А потом?
Я.Шт.Михаил Сергеевич Горбачев, ставший Генеральным секретарем после Черненко, не оставил судно без внимания. На корабле были демонтированы бар и один из паровых котлов. На месте последнего был сооружен автоклав для производства топленого молока, которое Михаил Сергеевич считал одним из залогов здоровья.
Корр. Спуск на воду состоялся?
Я.Шт. К сожалению, этому помешали события в Форосе. Корабль остался невостребованным. После распада Союза оборудование его было частично демонтировано, а впоследствии судно было разрезано на части и передано Японии, изготовившей из его стали огромную партию одноразовых игл для шприцев, безвозмездно переданных назад, в Россию. К сожалению, на иглы идет только сталь, поэтому все прочие материалы японцы вынуждены были утилизировать.
Корр. Удивительная история. Яков Виленович, а что строится на верфи сейчас?
Я.Шт. Ну, это уже государственная тайна. Да и я на пенсии, не могу знать подробностей. Скажу лишь, что этот двуглавый катамаран еще заставит почирикать ястребов гонки вооружений.
Корр. Большое спасибо за рассказ. Всего вам доброго!