Гвидон. Да не он

Jan 06, 2015 23:57

Оригинал взят у iberolog в Гвидон. Да не он
Увидел вот это:



Пошел смотреть:


Гвидо д’Ареццо, Гвидо Аретинский (итал. Guido d'Arezzo, лат. Guido Aretinus) (ок. 990 - ок. 1050) - итальянский теоретик музыки, один из крупнейших в эпоху Средних веков.

Дата и место рождения Гвидо неизвестны. Жил в бенедиктинском аббатстве Помпоза (близ Феррары), был там руководителем певческой школы. Серьёзная музыкальная реформа, которую Гвидо затеял в Помпозе, вызвала зависть братьев и неодобрение церковного начальства, из-за чего, по-видимому, ему пришлось оставить монастырь и переехать около 1025 г. в Ареццо. Там Гвидо работал в кафедральном соборе под началом епископа Теодальда (ок.990-1036), который благоволил монаху. По его заказу Гвидо написал (между 1026 и 1030 гг.) свой самый большой трактат «Микролог», закрепил реформу музыкальной нотации (начатую ещё в Помпозе) составлением нового антифонария (утерян) и там же изобрёл сольмизацию. Из Ареццо Гвидо ездил (около 1030 г.) в Рим, где с успехом демонстрировал папе Иоанну XIX (понтификат 1024-32 гг.) свой антифонарий. В Риме Гвидо встретился со своим прежним начальством, аббатом Гвидо Помпозским, который «покаялся» в том, что недооценивал новаторство Гвидо, и страстно убеждал его переехать в Помпозу, подавая его как «первый по значимости монастырь в Италии». Вернулся ли в Помпозу Гвидо, неизвестно; во всяком случае, последний трактат «Послание о незнакомом распеве», обращённый к его помпозскому другу Михаилу, он написал, будучи «изгнан в дальние края» (prolixis finibus exulatus). Возможно, Гвидо окончил свои дни в камальдулийском моныстыре[1]. Дата и место его смерти неизвестны.

Реформируя нотацию, Гвидо ввёл две линейки, соответствующие ключам F и C, благодаря чему высота звука стала нотироваться более точно, чем в ранних невменных рукописях. В дидактических целях (быстрое разучивание незнакомых песнопений) придумал систему сольмизации, в которой установил сохранившиеся до наших дней слоговые названия ступеней звукоряда (ut, re, mi, fa, sol, la) на основе акростиха молитвы к Иоанну Крестителю:

UT queant laxis

REsonare fibris

Mira gestorum

FAmuli tuorum

SOLve polluti

LAbii reatum

Sancte Ioannes

Сравним с гуглопереводом этих строчек:

Может,
Резонансные волокна
Замечательные подвиги
твои слуги
Решите загрязнены
Пятнистые губы
Сент-Джон

Проверим по списку молитв к Иоанну Крестителю:

Молитва первая

Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче,
постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов!

Тя молю, и тебе прибегая не отрини мене от твоего заступления,
не остави мя падшего многими грехи; обнови душу мою покаянием,
яко вторым крещением; очисти мя, грехи оскверненнаго, и понуди внити,
иможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Молитва вторая

Крестителю Христов, проповедниче покаяния,
кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными,
молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго,
во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего.
Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю,
пригвожден бо есть ум мой земным вещем.
Что сотворю? Не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя?
Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените,
яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех,
ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия.

Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первый надесять час,
понесу тяготу благую и прииму мзду с последними.

Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче,
постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов!

Тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления,
но возстави мя, низверженнаго многими грехи.

Обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси:
крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно.
Очисти мя, грехами оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит,
в Царствие Небесное. Аминь.

24 июня
Рождество святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Тропарь, глас 4-й

Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Кондак, глас 3-й

Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Величание

Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

11 сентября
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Тропарь, глас 2-й

Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.

Кондак, глас 5-й

Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание

Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Вспомним еще одного Гвидона:



Какой сделаем вывод?

язык, иврит, музыка

Previous post Next post
Up