Рэмбо. Времена кинотеатров в подвалах - за рубль. В нашем районе такой был один, возле молочного магазина. Сколько там пересмотрено - не счесть. Позже - плоские видеомагнитофоны GoldStar, Sharp, Sony, Panasonic и кирпичики видеокассет, трепетно передаваемых в соответствии с графиком, согласованным за месяц, а то и два.
Сильвестр Сталлоне, Брюс Ли и Чак Норрис - вот три имени вызывавшие споры пацанов до хрипоты и поздней ночи - "кто кого"? И если преимущества вооруженного Рэмбо перед ударниками были неоспоримы, то в рукопашной они его ломали также на раз. А вот Чак Норрис или Брюс Ли - тут консенсуса не было. И хотя в фильмах Норрис играл чаще плохишей и проигрывал легенде кунг-фу, несмотря на когтистые лапы, многоопытных дворовых парней, повидавших жизнь (10-12 лет), это не могло обмануть, мы то знали, что это только "для кино". А так - кто еще знает исход того боя.
Итак, Рэмбо. Наткнулся я на фильм случайно, перелистывая приложения ipad в поисках "хочу чего-то, чего не знаю". В таком состоянии лучше всего посмотреть что-нить новое и интересное или, напротив, ностальгически знакомое. Один из любимых фильмов про Риддика "Черная дыра" на ivi оказался в числе платных, и поскольку деньги там кончились уже неделю как, выбор пал на "Рэмбо: первая кровь" (
http://www.ivi.ru/watch/60548).
Наверное, если напрячься, покадрово сумею фильм восстановить без труда - такое количество раз мы его смотрели. Сюжет прост как яблоко. Герой вьетнамской войны возвращается в чуждый мир, друзья умерли, сам он никому не нужен, и загнанный в угол парень начинает менять окружающую мирную действительность под привычную - то есть превращает окрестности американского городишки в войну.
Энергетика или психология сюжета мне показалось перекликающейся с фильмом - "С меня хватит" с Майклом Дугласом в главной роли.
Окружающий мир обоих героев становится невыносимым, зебра жизни превращается в вороную лошадь без белых полос. И когда количество неудач, негатива и агрессии со стороны окружающих переходит черту, герой переходит свою красную линию.
Но сейчас не об этом. В свои 34 просматривая "Рэмбо", я видел совершенно другое. Людей, загнанных ежедневными крысиными бегами заработка на следующий месяц (ипотека, кредит за авто, плата за детский сад, питание, одежда), тысячи увольняемых в результате грядущего финансового кризиса, самоубийства (тут как в России так и в США и Европе, причем у них еще тяжелее).
Со времен Рэмбо мир изменился очень сильно и не в лучшую сторону. Если в далеком 1982 году герой вернулся с войны во Вьетнаме, то сегодня мы можем использовать сюжеты возвращения из Югославии, Ирака, Афганистана, Ливии, Сирии.
Если в 1982 году за ствол схватился покалеченный войной солдат, то сейчас в США расстреливают десятки людей уже не солдаты, а программисты, менеджеры, одноклассники. Да что США - вспомните нашу недавнюю историю с расстрелом Виноградовым своих сослуживцев (сейчас получил пожизненное, писал об этом на той неделе).
Иначе говоря, сегодняшняя реальность ломает психику и судьбы не хуже вьетнамской войны.
Раньше с ума сводила война, смерть друзей, ранения и боль. Теперь это улыбающиеся банкиры, улыбающиеся риелторы, холеные чиновники, суровые сотрудники правоохранительных органов с ожиданием в глазах.
Война в критической ситуации загнанному человеку оказывается ближе, чем мирная жизнь. Потому как на войне все черное и белое. Есть ты и твои соратники, есть враги. Такая простота многого стоит и успокаивает сознание.
Жесткий и кровавый боевик 1982 года в реальности 2013 кажется нежным детским мультиком.
Дискуссия по поводу обзора находится здесь.