"Кино без плёнки": читка "Чапаева" (05.02.2011)

Feb 11, 2011 20:16




Давно хотелось включить в фестивальную программу читку сценария, ставшего классикой кинодраматургии. Были разные предложения: "Бешеные псы", "Парад планет", "Дикое поле"... Остановились на "Чапаеве". И не прогадали.



Перед началом читки Всеволод Коршунов напомнил историю создания фильма: сценарий был написан для немого кинематографа, но в начале тридцатых всех хотели снимать звуковое кино и от "Чапаева" режиссёры отказывались. Тут появились Васильевы (они не были в родстве, но коллеги называли их братьями), сценарий переписали и на свет появился шедевр. Фильм потрясающий - я, как большинство рождённых в СССР, смотрел его множество раз, не меньше двадцати, и всегда переживал эту историю как будто заново.



Алексей Алексеев (Чапаев)

Что даёт читка? Понимание, как собрана конструкция. Почему работает (или не работает) механизм вовлечённости зрителя. И, конечно, восторг нового прочтения - его никак нельзя сбрасывать. Кажется, после Бабочкина невозможно представить другого Чапая, но Алексей Алексеев дал иной образ - более хитрого, более недоверчивого - и одновременно простоватого и сурового мужичка, "по своей и Божьей воле" ставшего командиром на братоубийственной войне.



Валерия Приходченко (Анка) и Евгений Колядинцев (Петька)

В детстве (да и позже) казалось, что весь фильм стреляют, скачут на конях, отступают-наступают. Словом, сплошная войнушка. А вот и нет. В сценарии всего три батальных эпизода: в самом начале, когда Чапаев останавливает бегство и его бойцы переходят в контрнаступления, знаменитая психическая атака каппелевцев и финальная битва, когда белые сначала берут чапаевцев врасплох, а потом красные мстят за своего командира, сметая врагов. В том и мастерство сценаристов: эпизоды расставлены таким образом, что все предшествующие сцены воспринимаются как необходимая подготовка и на них ложится тот же отсвет боёв и сражений. Сцена с каппелецами и Анкой-пулемётчицей - кульминация батальной линии, прямое и резкое столкновение двух противостоящих сил, к которому нас последовательно вели.



Юрий Яфаев (полковник Бороздин)



Михаил Довженко (Фурманов)

Главный конфликт в сценарии (в фильме он приглушён) - не между Чапаевым и полковником Бороздиным, а между комдивом и его комиссаром, Фурмановым. От скрытого недоверия в начальных эпизодах к прямому столкновению из-за того, что Фурманов посадил под арест боевого товарища Чапая, затем ревнивое признание авторитета другого, дружба-соперничество, расставание и гибель героя. Простившись с Фурмановым - носителем высшей силы (силы партии, которая воспринималась как сверхъестественное, высшее начало) Чапаев обречён. И кажется, прощаясь с комиссаром, он об этом догадывается.



Режиссёр Филипп Лось мастерски провёл эту читку - точно следуя тексту, не пытаясь расцветить-приподнять-нажать. И появилось полное ощущение, что фильм мы увидели.








"Кино без плёнки"

Previous post Next post
Up