Эх, дороги...

Mar 05, 2016 13:37

Медленные темпы строительства и не слишком хорошее состояние российских дорог на фоне многомиллиардных госрасходов породили устойчивый миф о заоблачной стоимости отечественных магистралей. При этом расчеты показывают, что дороги в России стоят дешевле американских и европейских, выяснила старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Екатерина Решетова.

В европейских странах, США и Канаде в структуру затрат на строительство не входят затраты на подготовку территории (выкуп земли, снос зданий, перенос сооружений и инженерных коммуникаций). Эти работы оплачиваются за счет бюджетов национального, регионального или местного уровня вне сметы строительства дороги. В отечественной практике эти затраты несет строительная организация, и они варьируются в среднем от 1 % до 30 % от общей стоимости объектов.

В стоимость строительства автомобильной дороги за рубежом не включается еще целый ряд затрат, учитываемых в РФ: затраты на разработку предпроектной документации; прочие затраты (скажем, зимой все работы становятся дороже на 5-7 %).

При сопоставлении стоимостей проектов необходимо учитывать величину НДС, который существенно колеблется по различным странам и даже внутри одной страны. Так, в разных штатах Бразилии ставка налога может составлять от 1,5 до 35 %. Что касается развитых стран, то НДС в них может отсутствовать. Так, в США вместо НДС действует налог с продаж по ставке от 3 % до 15 %. Между тем, в международных базах данных информация о стоимости объектов строительства приводится без учета НДС.

Поэтому, для обеспечения сопоставимости стоимости строительства и реконструкции российских магистралей с зарубежными проектами автор исследования исключила из общей суммы строительства затраты на подготовительные и сопряженные работы, проектно-изыскательские работы и затраты, прочие работы и затраты, НДС.

Из полученных оценок были выделены затраты по отдельным конструктивным элементам: дороги, проходящие по земляному полотну, искусственные сооружения (мосты, путепроводы), развязки и эстакады, прочие сооружения. Для обеспечения сопоставимости проходивших по земле участков, оценочные значения стоимостей строительства дорог были приведены к одному километру одной полосы движения.

Для сравнительного анализа с российскими проектами были выбраны такие страны как США, Канада, Германия, Польша, Китай. Разброс средней стоимости строительства одного километра дороги в США в зависимости от числа полос, приближения к городам, географических и геологических условий колеблется от 32,7 млн. рублей/километр до 267,7 млн. рублей/километр.

Среднеарифметическое значение удельной стоимости строительства одного километра автомобильных дорог в России в 1,4-2,8 раза меньше, чем в развитых зарубежных странах, более-менее сопоставимых по природно-климатическим условиям (США, Канада, Германия).

Значения стандартного отклонения в США, Канаде и Германии, несмотря на меньшую площадь и протяженность этих стран, в 1,7-2,3 раза превышают российские. «Но дело не только в средних или максимальных значениях стоимости, важно определить, насколько часто строятся наиболее дорогие или наиболее дешевые дороги, - пояснила Решетова. - Самым наглядным способом для ответа на данный вопрос является построение огибающих кривых распределения. Очевидно, что в США и Германии диапазон изменения удельной стоимости километра дорог смещен в сторону более высоких значений».

Сравнительные оценки стоимости строительства дорог показывают, что затраты по российским проектам в целом меньше средних значений по США, Германии и Канаде. В то же время реализация российских проектов дороже по сравнению с китайскими в среднем в два раза, а по сравнению с индийскими - в три раза.

Это если считать по номинальному курсу доллара, если же рассчитывать по паритету покупательной способности (ППС), то разница не будет сильно отличаться по развитым и развивающимся странам. Основные отличия будут обусловлены климатическими и геологическими условиями, стоимостью и доступностью материалов, а также стоимостью труда.

автодороги, строительство, занимательная статистика

Previous post Next post
Up