Click to view
Сегодня в 9 утра по московскому времени, с космодрома Плесецк успешно стартовала новая тяжелая ракета "Ангара-А5". Можно поздравлять всех причастных c успешным завершением двадцатилетней эпопеи разработки.
В настоящее время к геостационарной орбите летит габаритно-массовый макет двухтонного спутника на разгонном блоке "Бриз-М". Это серийный разгонный блок, поэтому его работа уже не так интересна, и уже сейчас можно заключить, что испытания новой "Ангары" прошли успешно.
В чем принципиальная новизна ракеты?
По своим характеристикам "А5" сравнима с "Протоном", но есть три важных отличия:
1) "Ангара" керосиновая;
2) Для ее запуска не нужен Байконур;
3) У нее есть универсальные разгонные модули, количество которых можно менять.
По первому пункту весь год государственные СМИ пиарили "Ангару", как "самую экологически чистую ракету". Хотя по факту это означало, что она не убийственно ядовитая как гидразиновый "Протон". А "экологически чистые" кислород-керосиновые ракеты есть почти в любой стране, у которой вообще есть ракеты. Действительно экологически чистыми можно называть только кислород-водородные ракеты - у них выхлоп - водяной пар. А "Ангара" не чище любого самолета.
Второе преимущество "Ангары" не означает, что Россия теперь откажется от Байконура. Пока только из Казахстана могут осуществляться пилотируемые запуски (поэтому журналист ТВ "Звезда" из
телерепортажа приврал про "независимый гарантированный доступ в космос"), да и от "Протона" еще никто не собирается отказываться - он банально дешевле.
Иллюстрация:
russianspaceweb.com Важный момент - модульность ракеты. Для различной нагрузки можно добавлять или сокращать количество боковых ускорителей. Количество "боковушек" и дает название модификации "Ангары". Четыре боковых плюс один центральный и летит "А5", еще возможны модификации "А1", "А3" и "А7". Испытания семерки еще впереди, и она должна стать одной из самых мощный ракет в мире (самой мощной, если обгонит по времени создания американский частный Falcon Heavy). Правда в России уже есть чем заменить легкую "единичку" - есть конверсионные более дешевые ракеты "Рокот" и "Днепр", есть новая ракета "Союз-2.1в", поэтому, наиболее вероятно, что "Ангара" будет чаще всего эксплуатироваться только в модификациях "тройка" и "пятерка".
Вот тут в комментариях еще важные пояснения.
Применение универсальных ускорителей и серийное их производство обещает снижение цены за запуск, но точной стоимости сейчас никто не скажет. Можно только предположить, что "Ангара-А5" примерно в полтора раза дороже "Протона", поэтому, скорее всего, "Протон" в России будет служить для коммерческих пусков, а "Ангара" будет обслуживать госзаказы, как минимум военные.
Я, как популяризатор космонавтики, не могу не отметить информационное освещение экспериментального запуска "А5". Старт обеспечивало Минобороны, поэтому никакой прямой трансляции, никаких приглашенных СМИ, только своя ТВ "Звезда", которая не смогла даже толком показать пуск. В общем, все для народа, в лучших традициях Китая и Северной Кореи.
Click to view
Даже лучшая информационная страничка по этой ракете на американском сайте russianspaceweb.com (ссылка выше).
Вот еще видео от RT
Click to view
zelenyikot