Недавно прошедший в Британии референдум по поводу членства в Евросоюзе, приведший к Брекзиту, сподвиг очень и очень многих к тому, чтобы вспомнить и написать про Англию и всё, что с ней связано. Что ж, давайте и я напишу.
Собственно, я решил продолжить мою серию постов, посвящённую 75-летию с начала Битвы за Заполярье. С той стороны воевала Германия при пособничестве и соучастии Финляндии. Но и наша страна не воевала в одиночку. На этом направлении у нас был союзник, который, был нашим традиционным соперником и порою даже врагом, но чего в жизни не бывает. И вот англичане воюют вместе с нами. Не в первый раз, конечно же. И сюда, в эти края они пришли тоже не в первый раз.
Британские суда на мурманском рейде.
HMS Glory
В 1554 году в устье Варзины (Ловозерский район), в губе Варзина погиб вместе со всей своей командой на зимовке английский капитан сэр Хью Уиллоуби. Другому участнику экспедиции, Ричарду Ченслору повезло - он сумел добраться до Холмогор, а оттуда - в Москву. Так началась северная торговля России с Англией, продолжавшаяся до 1649 года, когда она была официально запрещена из-за казни Карла I. Но не только торговать приходили сюда англичане - приходили они сюда и как враги. Произошло это в 1809 году, когда английская эскадра разорила всё Кольское побережье, в том числе и город Колу. Англичане вернулись в 1854 году, во время Крымской войны. Английская эскадра в ходе Арктической кампании неудачно пыталась захватить Соловецкий монастырь, где получила отпор. В результате бомбардировки корветом HMS Miranda под командованием капитана Эдмунда Лайонса, был полностью разрушен Кольский острог с Воскресенским собором, выдающимся памятником деревянного зодчества, а также выгорела большая часть Колы. Героически проявили себя все коляне, в особенности организатор обороны Колы адъютант архангельского военного губернатора лейтенант флота Андрей Мартынович Бруннер.
И, наконец, англичане вернулись туда в 1918 году, когда Россия была охвачена пожаром гражданской войны. 6 марта 1918 года в Мурманске высадились два отряда английских морских пехотинцев (176 человек) с двумя орудиями с английского линкора HMS Glory. На следующий день на Мурманском рейде появился английский крейсер HMS Cochrane, 18 марта - французский крейсер Amiral Aube, а 27 мая - американский крейсер USS Olympia. В июне в Мурманске высадилось ещё 1,5 тысячи британских и 100 американских солдат. Причина появления англичан в Мурманске в 1918 году проста - продолжалась Первая мировая война с Германией. Получившая независимость Финляндия немедленно начала сотрудничать с Германией, в стране тоже шла своя гражданская война. В Мурманске же, тем временем, скопилась масса военных грузов, которые поставлялись туда России - именно для их приёма были построены Мурманская ж/д и сам Мурманский порт. Поэтому беспокойство за судьбу грузов, которые могли достаться Германии, стало причиной высадки там войск Антанты. Причём, сам нарком Троцкий дал добро на это - то есть, на первых пора большевицкая власть вроде как и не конфликтовала с Антантой, будучи, при этом, однозначно связанной с Германией и её союзниками.
Есть один интересный случай. 2 мая 1918 HMS Cochrane получил приказ принять на борт 40 британских морпехов, 20 красногвардейцев и 20 красных матросов, и направиться в Печенгу, поскольку появилась информация, что порт может быть использован Германией как база для подводных лодок. 3 мая прошла высадка. Десант вступил в бой с занимавшими порт финнами (белыми). Они упорно сопротивлялись, и британцы 6 мая прислали подкрепление - 35 морпехов с 5 пулемётами и одной 12-фунтовой (76 мм) пушкой. 12 мая отряд из 150 финнов попытался взять Печенгу штурмом, но был отбит и покинул этот район.
Однако вскоре ситуация резко переменилась. 2 августа 1918 года союзники высадились в Архангельске, где уже взяли власть русские белые. После этого на территории нынешней Архангельской области шли бои красных против поддерживаемых силами Антанты белых. Здесь британские и американские войска принимали непосредственное участие в боях против красноармейцев. После того, как Версальский мир летом 1919 года завершил Первую мировую, а затем и провалилась попытка взять Петроград и Москву, Антанта начала выводить свои войска из России. 27 сентября 1919 года последний британский корабль покинул Архангельск, тогда же был ими оставлен и Мурманск. Архангельск был взят красными 20 февраля 1920 года, Мурманск - 13 марта. Советский большевизм поработил и эти, остававшиеся ещё свободными, земли
22 июня 1941 года национальный лидер британского народа Уинстон Черчилль выступил по радио:
«У нас лишь одна-единственная цель и одна неизменная задача. Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацистского режима. Ничто не сможет отвратить нас от этого. Ничто. Мы никогда не станем договариваться, мы никогда не станем обсуждать условия с Гитлером или с кем-либо из его шайки. Мы будем сражаться с ним на суше, мы будем сражаться с ним на море, мы будем сражаться с ним в воздухе, пока с Божьей помощью не избавим землю от его тени и не освободим народы от его ига.
Любой человек или государство, борющиеся против нацизма, получат нашу помощь. Любой человек или государство, марширующие с Гитлером - наши враги. Это относится не только к целым государствам, но и ко всем представителем низкой расы Квислингов, которые превратили себя в орудие и агентов нацистского режима, действуя против своих сограждан и своей родины. Эти Квислинги, если их не устранят их же сограждане, избавив нас от хлопот, будут немедленно после нашей победы переданы для справедливого суда трибуналам Союзников. Такова наша политика и таково наше официальное заявление.
Следовательно, мы должны оказать России и русскому народу всю помощь, какую только сможем. Мы должны призвать всех наших друзей и союзников во всех частях света придерживаться аналогичного курса и проводить его так же стойко и неуклонно, как это будем делать мы, до самого конца.
Мы уже предложили правительству Советской России любую техническую или экономическую помощь, которую мы в состоянии оказать и которая может быть ему полезной. Мы будем бомбить Германию и днём и ночью, в нарастающем масштабе, сбрасывая на них из месяца в месяц всё более тяжёлые бомбы, чтобы немецкий народ сам отведал с каждым месяцем всё более острую порцию тех несчастий, которые они обрушили на человечество».
И Британия приступила к оказанию данной помощи. 21 августа 1941 года из Исландии вышел полярный конвой «Дервиш» из 7 транспортов (6 грузовых пароходов и один танкер вспомогательного флота) с военными грузами для нашей страны. Начал свой путь он в Ливерпуле 12 августа. 16 августа прибыл в Хвалфьордур для дозаправки топливом. Через 5 дней конвой вышел в путь. Ему повезло: немецкая разведка его не обнаружила, корабли прошли незамеченными и пришли 31 августа 1941 года в Архангельск без потерь. Конвой состоял из 6 английских судов и 1 голландского судна (SS Alchiba), загруженных стратегически важным сырьём (10 тысяч тонн каучука, 1 500 тонн форменных ботинок, олово, шерсть и множество другого инвентаря и оборудования) и военной техникой (3 800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей Hurricane, в разобранном состоянии), а также одного вспомогательного судна RFA Aldersdale, загруженного топливом.
HMS Devonshire
HMS Suffolk
Эскорт конвоя был следующим: два тяжёлых крейсера HMS Devonshire (с 23 по 26 августа в составе сил дальнего прикрытия) и HMS Suffolk (с 24 по 26 августа в составе сил дальнего прикрытия), пять эсминцев HMS Inglefield (в составе сил дальнего прикрытия с 24 августа), HMS Impulsive, HMS Electra, HMS Eclipse (сопровождал конвой с 25 августа) и HMS Escapade (сопровождал конвой с 24 августа), два корвета HMT Macbeth и HMT Ophelia, три тральщика HMS Halcyon, HMS Harrier и HMS Salamander, два авианосца HMS Argus (вышел из Рейкьявика 26 августа) и HMS Victorious (в составе сил дальнего прикрытия). На борту HMS Argus находилось 24 истребителя Hurricane Mk IIB из 151-го истребительного авиакрыла Королевских ВВС (No.151 Wing RAF), которые в ходе операции Strange 7 сентября 1941 года приземлились на аэродроме Ваенга-1, неподалёку от Мурманска. У этих лётчиков во время своего визита в Мурманск побывал Константин Симонов, о чём
написал подробно в своей книге «Разные дни войны».
Впрочем, британцы вступили в бой на стороне СССР в данных водах гораздо раньше. 30 - 31 июля 1941 года, когда враг рвался к Мурманску, британская авиация (палубные штурмовики с авианосца HMS Furious (бывший лёгкий линейный крейсер)) совершила бомбардировку немецких войск в Петсамо (принадлежавшая тогда Финляндии Печенга) и Киркенесе. Данный налёт был осуществлён в рамках заключённого 12 июля 1941 года Московского соглашения о совместных военных действиях против Германии. В Операции EF принимали участие 38 морских бомбардировщиков, 15 истребителей сопровождения, 4 истребителя прикрытия, 2 авианосца (HMS Furious и HMS Victorious), 2 крейсера (HMS Devonshire и HMS Suffolk) и 6 эсминцев (HMS Escapade, HMS Active, HMS Anthony, HMS Achates, HMS Antelope и HMS Intrepid). Потери немцев были незначительны - были потоплены грузовой корабль и пароход, один грузовой корабль повреждён, сбито по немецким данным два самолёта (один Bf 110 и один Ju 87), по британским - четыре (один Bf 109, два Bf 110s и один Ju 87). У британцев же было сбито 16 самолётов, 13 человек убито, 25 попало в плен. Таким образом, налёт окончился неудачно: большая часть самолётов британских ВМС была сбита, хотя и сумев повредить и потопить несколько грузовых судов противника. Тем не менее, это была первая попытка оказания реальной военной помощи СССР со стороны Великобритании. В связи с этим правительство Финляндии заявило протест Лондону и отозвало оттуда своего посла. Посольство Англии, в свою очередь, покинуло Хельсинки. Впрочем, войны объявлено не было. 8 ноября 1941 года Сталин в письме Черчиллю прямо поставил вопрос о том, почему союзник нашей страны не объявляет войну Финляндии. 29 нобяря Черчилль в письме Маннергейму заявил о том, что Британия объявит войну Финляндии в ближайшее время, что и было сделано 6 декабря. То же самое сделали 7 декабря Канада, Австралия и Новая Зеландия, а 9 декабря - Южно-Африканский союз.
28 сентября 1941 года из Архангельска вышел конвой QP-1 из 6 английских судов и 1 голландского судна, пришедших в Архангельск с конвоем «Дервиш», а также из 7 советских пароходов (Алма-Ата, Будённый, Моссовет, Родина, Севзаплес, Старый Большевик, Сухона). Торговые суда были загружены лесом. Конвой без потерь прибыл 10 октября 1941 года в Скапа-Флоу. 29 сентября из Хвалфьордура вышел конвой PQ-1 со стратегическими грузами (алюминий, медь, каучук) и военной техникой (20 танков и 193 истребителей Hawker Hurricane, разобранных и упакованных в ящики). В составе конвоя было 10 торговых судов (7 британских, 2 панамских и 1 бельгийское) и одно вспомогательное судно RFA Black Ranger (A163), загруженного топливом (4 октября присоединился к конвою QP-1 вместе с HMS Anthony). Охраняли конвой тяжёлый крейсер HMS Suffolk, 2 эсминца HMS Antelope и HMS Impulsive (третий эсминец HMS Anthony 4 октября вместе с танкером присоединился к QP-1), 4 тральщика (HMS Britomart, HMS Gossamer, HMS Leda и HMS Hussar). 2 октября к охранению присоединился эсминец HMS Escapade, а 10 октября охранение пополнили тральщик HMS Harrier и два советских эсминца «Валериан Куйбышев» (бывший «Капитан Керн») и «Урицкий» (бывший «Забияка»). 11 октября 1941 года конвой прибыл в Архангельск без потерь.
Так начиналась история полярных конвоев.