Битва за Заполярье. Часть 6. Союзники. Раздел 1. 1941.

Jul 14, 2016 22:26

Недавно прошедший в Британии референдум по поводу членства в Евросоюзе, приведший к Брекзиту, сподвиг очень и очень многих к тому, чтобы вспомнить и написать про Англию и всё, что с ней связано. Что ж, давайте и я напишу.

Собственно, я решил продолжить мою серию постов, посвящённую 75-летию с начала Битвы за Заполярье. С той стороны воевала Германия при пособничестве и соучастии Финляндии. Но и наша страна не воевала в одиночку. На этом направлении у нас был союзник, который, был нашим традиционным соперником и порою даже врагом, но чего в жизни не бывает. И вот англичане воюют вместе с нами. Не в первый раз, конечно же. И сюда, в эти края они пришли тоже не в первый раз.




Британские суда на мурманском рейде.
HMS Glory
В 1554 году в устье Варзины (Ловозерский район), в губе Варзина погиб вместе со всей своей командой на зимовке английский капитан сэр Хью Уиллоуби. Другому участнику экспедиции, Ричарду Ченслору повезло - он сумел добраться до Холмогор, а оттуда - в Москву. Так началась северная торговля России с Англией, продолжавшаяся  до 1649 года, когда она была официально запрещена из-за казни Карла I. Но не только торговать приходили сюда англичане - приходили они сюда и как враги. Произошло это в 1809 году, когда английская эскадра разорила всё Кольское побережье, в том числе и город Колу. Англичане вернулись в 1854 году, во время Крымской войны. Английская эскадра в ходе Арктической кампании неудачно пыталась захватить Соловецкий монастырь, где получила отпор. В результате бомбардировки корветом HMS Miranda под командованием капитана Эдмунда Лайонса, был полностью разрушен Кольский острог с Воскресенским собором, выдающимся памятником деревянного зодчества, а также выгорела большая часть Колы. Героически проявили себя все коляне, в особенности организатор обороны Колы адъютант архангельского военного губернатора лейтенант флота Андрей Мартынович Бруннер.

И, наконец, англичане вернулись туда в 1918 году, когда Россия была охвачена пожаром гражданской войны. 6 марта 1918 года в Мурманске высадились два отряда английских морских пехотинцев (176 человек) с двумя орудиями с английского линкора HMS Glory. На следующий день на Мурманском рейде появился английский крейсер HMS Cochrane, 18 марта - французский крейсер Amiral Aube, а 27 мая - американский крейсер USS Olympia. В июне в Мурманске высадилось ещё 1,5 тысячи британских и 100 американских солдат. Причина появления англичан в Мурманске в 1918 году проста - продолжалась Первая мировая война с Германией. Получившая независимость Финляндия немедленно начала сотрудничать с Германией, в стране тоже шла своя гражданская война. В Мурманске же, тем временем, скопилась масса  военных грузов, которые поставлялись туда России - именно для их приёма были построены Мурманская ж/д и сам Мурманский порт. Поэтому беспокойство за судьбу грузов, которые могли достаться Германии, стало причиной высадки там войск Антанты. Причём, сам нарком Троцкий дал добро на это - то есть, на первых пора большевицкая власть вроде как и не конфликтовала с Антантой, будучи, при этом, однозначно связанной с Германией и её союзниками.

Есть один интересный случай. 2 мая 1918 HMS Cochrane получил приказ принять на борт 40 британских морпехов, 20 красногвардейцев и 20 красных матросов, и направиться в Печенгу, поскольку появилась информация, что порт может быть использован Германией как база для подводных лодок. 3 мая прошла высадка. Десант вступил в бой с занимавшими порт финнами (белыми). Они упорно сопротивлялись, и британцы 6 мая прислали подкрепление - 35 морпехов с 5 пулемётами и одной 12-фунтовой (76 мм) пушкой. 12 мая отряд из 150 финнов попытался взять Печенгу штурмом, но был отбит и покинул этот район.

Однако вскоре ситуация резко переменилась. 2 августа 1918 года союзники высадились в Архангельске, где уже взяли власть русские белые. После этого на территории нынешней Архангельской области шли бои красных против поддерживаемых силами Антанты белых. Здесь британские и американские войска принимали непосредственное участие в боях против красноармейцев. После того, как Версальский мир летом 1919 года завершил Первую мировую, а затем и провалилась попытка взять Петроград и Москву, Антанта начала выводить свои войска из России. 27 сентября 1919 года последний британский корабль покинул Архангельск, тогда же был ими оставлен и Мурманск. Архангельск был взят красными 20 февраля 1920 года, Мурманск - 13 марта. Советский большевизм поработил и эти, остававшиеся ещё свободными, земли



22 июня 1941 года национальный лидер британского народа Уинстон Черчилль выступил по радио:

«У нас лишь одна-единственная цель и одна неизменная задача. Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацистского режима. Ничто не сможет отвратить нас от этого. Ничто. Мы никогда не станем договариваться, мы никогда не станем обсуждать условия с Гитлером или с кем-либо из его шайки. Мы будем сражаться с ним на суше, мы будем сражаться с ним на море, мы будем сражаться с ним в воздухе, пока с Божьей помощью не избавим землю от его тени и не освободим народы от его ига.

Любой человек или государство, борющиеся против нацизма, получат нашу помощь. Любой человек или государство, марширующие с Гитлером - наши враги. Это относится не только к целым государствам, но и ко всем представителем низкой расы Квислингов, которые превратили себя в орудие и агентов нацистского режима, действуя против своих сограждан и своей родины. Эти Квислинги, если их не устранят их же сограждане, избавив нас от хлопот, будут немедленно после нашей победы переданы для справедливого суда трибуналам Союзников. Такова наша политика и таково наше официальное заявление.

Следовательно, мы должны оказать России и русскому народу всю помощь, какую только сможем. Мы должны призвать всех наших друзей и союзников во всех частях света придерживаться аналогичного курса и проводить его так же стойко и неуклонно, как это будем делать мы, до самого конца.

Мы уже предложили правительству Советской России любую техническую или экономическую помощь, которую мы в состоянии оказать и которая может быть ему полезной. Мы будем бомбить Германию и днём и ночью, в нарастающем масштабе, сбрасывая на них из месяца в месяц всё более тяжёлые бомбы, чтобы немецкий народ сам отведал с каждым месяцем всё более острую порцию тех несчастий, которые они обрушили на человечество».

И Британия приступила к оказанию данной помощи. 21 августа 1941 года из Исландии вышел полярный конвой «Дервиш» из 7 транспортов (6 грузовых пароходов и один танкер вспомогательного флота) с военными грузами для нашей страны. Начал свой путь он в Ливерпуле 12 августа. 16 августа прибыл в Хвалфьордур для дозаправки топливом. Через 5 дней конвой вышел в путь. Ему повезло: немецкая разведка его не обнаружила, корабли прошли незамеченными и пришли 31 августа 1941 года в Архангельск без потерь. Конвой состоял из 6 английских судов и 1 голландского судна (SS Alchiba), загруженных стратегически важным сырьём (10 тысяч тонн каучука, 1 500 тонн форменных ботинок, олово, шерсть и множество другого инвентаря и оборудования) и военной техникой (3 800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей Hurricane, в разобранном состоянии), а также одного вспомогательного судна RFA Aldersdale, загруженного топливом.




HMS Devonshire
HMS Suffolk
Эскорт конвоя был следующим: два тяжёлых крейсера HMS Devonshire (с 23 по 26 августа в составе сил дальнего прикрытия) и HMS Suffolk (с 24 по 26 августа в составе сил дальнего прикрытия), пять эсминцев HMS Inglefield (в составе сил дальнего прикрытия с 24 августа), HMS Impulsive, HMS Electra, HMS Eclipse (сопровождал конвой с 25 августа) и HMS Escapade (сопровождал конвой с 24 августа), два корвета HMT Macbeth и HMT Ophelia, три тральщика HMS Halcyon, HMS Harrier и HMS Salamander,  два авианосца HMS Argus (вышел из Рейкьявика 26 августа) и HMS Victorious (в составе сил дальнего прикрытия). На борту HMS Argus находилось 24 истребителя Hurricane Mk IIB из 151-го истребительного авиакрыла Королевских ВВС (No.151 Wing RAF), которые в ходе операции Strange  7 сентября 1941 года приземлились на аэродроме Ваенга-1, неподалёку от Мурманска. У этих лётчиков во время своего визита в Мурманск побывал Константин Симонов, о чём написал подробно в своей книге «Разные дни войны».

Впрочем, британцы вступили в бой на стороне СССР в данных водах гораздо раньше. 30 - 31 июля 1941 года, когда враг рвался к Мурманску, британская авиация (палубные штурмовики с авианосца HMS Furious (бывший лёгкий линейный крейсер)) совершила бомбардировку немецких войск в Петсамо (принадлежавшая тогда Финляндии Печенга) и Киркенесе. Данный налёт был осуществлён в рамках заключённого 12 июля 1941 года Московского соглашения о совместных военных действиях против Германии. В Операции EF принимали участие 38 морских бомбардировщиков, 15 истребителей сопровождения, 4 истребителя прикрытия, 2 авианосца (HMS Furious и HMS Victorious), 2 крейсера (HMS Devonshire и HMS Suffolk) и 6 эсминцев (HMS Escapade, HMS Active, HMS Anthony, HMS Achates, HMS Antelope и HMS Intrepid). Потери немцев были незначительны - были потоплены грузовой корабль и пароход, один грузовой корабль повреждён, сбито по немецким данным два самолёта (один Bf 110 и один Ju 87), по британским - четыре (один Bf 109, два Bf 110s и один Ju 87). У британцев же было сбито 16 самолётов, 13 человек убито, 25 попало в плен. Таким образом, налёт окончился неудачно: большая часть самолётов британских ВМС была сбита, хотя и сумев повредить и потопить несколько грузовых судов противника. Тем не менее, это была первая попытка оказания реальной военной помощи СССР со стороны Великобритании. В связи с этим правительство Финляндии заявило протест Лондону и отозвало оттуда своего посла. Посольство Англии, в свою очередь, покинуло Хельсинки. Впрочем, войны объявлено не было. 8 ноября 1941 года Сталин в письме Черчиллю прямо поставил вопрос о том, почему союзник нашей страны не объявляет войну Финляндии. 29 нобяря Черчилль в письме Маннергейму заявил о том, что Британия объявит войну Финляндии в ближайшее время, что и было сделано 6 декабря. То же самое сделали 7 декабря Канада, Австралия и Новая Зеландия, а 9 декабря - Южно-Африканский союз.

28 сентября 1941 года из Архангельска вышел конвой QP-1 из 6 английских судов и 1 голландского судна, пришедших в Архангельск с конвоем «Дервиш», а также из 7 советских пароходов (Алма-Ата, Будённый, Моссовет, Родина, Севзаплес, Старый Большевик, Сухона). Торговые суда были загружены лесом. Конвой без потерь прибыл 10 октября 1941 года в Скапа-Флоу. 29 сентября из Хвалфьордура вышел конвой PQ-1 со стратегическими грузами (алюминий, медь, каучук) и военной техникой (20 танков и 193 истребителей Hawker Hurricane, разобранных и упакованных в ящики). В составе конвоя было 10 торговых судов (7 британских, 2 панамских и 1 бельгийское) и одно вспомогательное судно RFA Black Ranger (A163), загруженного топливом (4 октября присоединился к конвою QP-1 вместе с HMS Anthony). Охраняли конвой тяжёлый крейсер HMS Suffolk, 2 эсминца HMS Antelope и HMS Impulsive (третий эсминец HMS Anthony 4 октября вместе с танкером присоединился к QP-1), 4 тральщика (HMS Britomart, HMS Gossamer, HMS Leda и HMS Hussar). 2 октября к охранению присоединился эсминец HMS Escapade, а 10 октября охранение пополнили тральщик HMS Harrier и два советских эсминца «Валериан Куйбышев» (бывший «Капитан Керн») и «Урицкий» (бывший «Забияка»). 11 октября 1941 года конвой прибыл в Архангельск без потерь.

Так начиналась история полярных конвоев.
 

Черчилль, Африка, политика, история, Иван IV, Франция, Гитлер, Финляндия, Голландия, СССР, США, Белая Гвардия, Первая мировая, Австралия, коммунисты, Германия, Новая Зеландия, Бельгия, Великобритания, Сталин, Великая Отечественная

Previous post Next post
Up