Альберт I - король-рыцарь

Jan 15, 2016 21:29



Одним из героев Первой мировой и национальным героем своей страны был бельгийский король Альберт I.

Он происходил из рода Саксен-Кобург-Гота и приходился двоюродным племянником британской королеве Виктории, которая была племянницей его деда Леопольда I, первого короля Бельгии, который, что интересно, в своё время был русским генералом (состоял на русской службе с 1799 по 1819 годы, с перерывами, дослужился до генерал-лейтенанта кавалерии). После смерти Леопольда I в 1865 году долгое время страной правил его старший сын Леопольд II, который в 1885 году основал колонию Свободное государство Конго, находившуюся в личной собственности короля вплоть до его смерти, и был известен своей разгульной жизнью. Вот что пишет о нём Барбара Такман в своей книге «Августовские пушки»: «Высокий, представительный, с черной бородой клином, он был окружен ореолом порока - любовницы, деньги, жестокости в Конго и разные скандалы. По мнению австрийского императора Франца-Иосифа, Леопольд был «исключительно плохим человеком». Мало найдётся людей, о которых можно так сказать, утверждал император, однако король Бельгии был именно таким» [1].

Его единственный сын Леопольд Фердинанд скончался в 1869 году в возрасте 9 лет. Новым наследником стал младший брат короля Филипп, граф Фландрский. Однако, после рождения у него в том же году сына, принца Бодуэна, именно его Леопольд провозгласил своим наследником. Но тот скончался в 1891 году, в возрасте 21 года и не оставил потомства, поэтому новым наследником был провозглашён его младший брат 16-летний принц Альберт, который в 1905 году, после смерти своего отца, стал графом Фландрским, а в 1909 году унаследовал престол. Барбара Такман так описывает молодого короля, принимавшего в 1910 году участие в похоронах британского короля Эдуарда VII, который приходился ему троюродным братом: «немногие обратили внимание на девятого короля, единственного из всех, кому удалось стать действительно великим человеком. Несмотря на высокий рост и мастерское владение лошадью, Альберт, король Бельгии, не любивший пышных церемоний, выглядел в этой компании смущенным и рассеянным. Ему было тогда тридцать пять лет, и он находился на троне немногим более года. Позже, когда он стал известен миру как символ героизма и трагедии, у него был почти такой же рассеянный взгляд, как будто он мысленно находился в другом месте» [2]. Он рос «незамеченным в глубине дворца под присмотром наставника-швейцарца, бывшего менее чем посредственностью» [3]. Леопольд, который больше любил его старшего брата принца Бодуэна, называл племянника «запечатанным конвертом» и не обращал на него внимания. «Но внутри «конверта» скрывалась огромная физическая и интеллектуальная энергия, которая была характерна двум великим современникам - Теодору Рузвельту и Уинстону Черчиллю, хотя в остальном он нисколько не походил на них. Он был более склонен к самоанализу, они же почти все свое внимание уделяли окружающему. И всё же он чем-то походил на Теодора Рузвельта - их вкусы, если не темперамент, во многом совпадали: любовь к природе, увлечение спортом, верховой ездой, альпинизмом, интерес к естественным наукам и проблемам охраны природы. Альберт, как и Рузвельт, буквально пожирал книги, прочитывая ежедневно не менее двух по любой отрасли - литературе, военной науке, медицине, иудаизму, авиации. Он ездил на мотоцикле и мог водить самолет. Особенную страсть он питал к горам, путешествуя инкогнито чуть ли не по всей Европе. Как прямой наследник, он совершил поездку в Африку, чтобы на месте ознакомиться с колониальными проблемами. Он с одинаковым усердием изучал армию, угольные шахты Боринажа или «Красную страну» валлонов. «Когда король говорит, кажется, что он собирается что-то строить», - сказал как-то один из его министров» [4], пишет Барбара Такман.

Альберт находился в родстве не только с британским королевским домом, но и имел связи с правящими домами Тройственного союза: его жена Елизавета фон Виттельсбах (в браке с 1900 года) была племянницей императрицы Австро-Венгрии знаменитой Сиси, а мать короля происходила из рода Гогенцоллерн-Зигмаринген - католической ветви прусской королевской фамилии, из которой происходили германские императоры. Однако всё же сама судьба делала его одним из лидеров войск Антанты, поскольку его нейтральная страна должна была стать жертвой германской агрессии - так и случилось, в итоге. С женой Альберт был счастлив в браке - у них была взаимная любовь и трое детей (принцы Леопольд Филипп и Шарль Теодор и принцесса Мария Жозе, будущая последняя королева Италии). Эта образцовая семейная жизнь находилась «в резком контрасте с неподобающим поведением прежних правителей, и поэтому, когда в 1909-м он вступил на престол вместо короля Леопольда II, к всеобщей радости и облегчению, это послужило одной из причин роста его популярности. Новые король и королева, как и прежде, не заботились о пышности, принимали кого хотели, проявляли интерес и любовь к путешествиям, оставаясь равнодушными к опасностям, этикету и критике. Эта королевская чета стояла ближе, пожалуй, к богеме, а не к буржуазии» [5]. В 1900 году принц Альберт посетил Конго и после возвращения в Бельгию стал выступать за изменение управления этой колонией. После своего вступления на престол, он сделал Конго владением Бельгии. Также в начале его правления, в стране были проведены существенные реформы: были приняты закон об обязательной военной службе, закон о школьном образовании, продолжительность которого была увеличена до 14 лет.

Звёздный час короля наступил в 1914 году, когда он выступил против захватнических планов Германии, угрожавших независимости его страны. 2 августа на заседании государственного совета Альберт заявил: «Наш долг - защитить территориальную целостность страны, и мы должны добиваться этой цели» [6]. На германский ультиматум был дан решительный отрицательный ответ - Бельгия была готова защищать свой нейтралитет и свою независимость силой оружия в случае вторжения германской армии на её территорию. В день, когда немецкая армия вторглась в Бельгию, «король Альберт, одетый в простую военную форму, отправился на заседание парламента. Маленькая процессия неспешно двигалась по улице Рояль. Во главе её в открытой коляске ехали королева и ее трое детей, за ней еще два экипажа и последним, верхом, - король. Дома вдоль всего пути были украшены флагами и цветами, восторженные люди стояли по обеим сторонам пути. Незнакомцы обменивались рукопожатиями, смеясь и крича, каждый ощущал, по свидетельству очевидца, единение с соотечественником, «общие узы любви и ненависти». После того как королева, депутаты и публика заняли свои места, в зал заседаний вошел король. Бросив на кафедру коротким жестом фуражку и перчатки, он начал говорить. Его голос лишь иногда выдавал волнение. И когда, напомнив о конгрессе 1830 года, который создал независимую Бельгию, король обратился с вопросом: «Господа, решили бы вы без колебаний сохранить в неприкосновенности священный дар наших предков?» - депутаты, движимые одним чувством, воскликнули: «Да! Да! Да!»» [7]. Уитлок, посол США, описал в дневнике эту сцену. Его внимание привлёк 12-летний наследник, одетый в матросский костюмчик, который с напряжённым вниманием, не отрываясь, смотрел на своего отца. Уитлок спрашивал себя: «О чём думает этот мальчик?.. Вспомнит ли он когда-нибудь через много лет эту сцену? И каким образом? При каких обстоятельствах?» [8] Барбара Такман отвечает ему: «Мальчик в матросском костюмчике, будущий король Леопольд III, капитулировал в 1940 году, когда повторилось германское вторжение» [9]. После речи короля, народ на улицах Брюсселя ликовал и прежде презираемые им солдаты сразу превратились в героев. Раздавались крики: «Долой немцев! Смерть убийцам! Да здравствует независимая Бельгия!». Бельгийцы были охвачены патриотическим порывом и были готовы защищать свою страну до конца. И Бельгия сражалась, несмотря на то, что её армия была маленькой и
слабой, уступавшей намного германской. 16 августа пал Льеж (оборонявшийся 11 дней), 25 августа - Намюр. 20 августа немцы взяли Брюссель. Правительство страны переместилось в нормандский Гавр. Король с последними сохраняющими боеспособность частями продолжал оборонять Антверпен, который пал 10 октября (в его обороне принимал участие Первый лорд британского Адмиралтейства Уинстон Черчилль) [10] [11]. Впрочем, благодаря обороне города удалось удержать Дюнкерк, Кале и Булонь, не допустив их попадания в руки немцев [12]. Бельгийской армии, впрочем, удалось отстоять небольшой кусок своей территории и удерживать его до самого конца войны. Это был знаменитый Ипрский выступ на северо-западе страны, во Фландрии.


С 18 октября по 17 ноября 1914 года шло Фландрское сражение (первая битва на Ипре), закончившееся ничьей. На реке Изер бельгийская армия, поддержанная некоторыми французскими частями, сражалась против войск правого фланга 4-й германской армии, а на Ипре англичане при содействии главной массы войск 8-й французской армии вели бои с левофланговыми корпусами 4-й и правым флангом 6-й германских армий [13]. Это сражение стало переломным, ознаменовав переход к позиционной войне, к тому же, немцы не смогли развить дальнейшее наступление, поскольку пришлось перебрасывать войска против русских, для участия в Лодзинской операции. Альберту удалось перегруппировать свою армию и, по совету генерала Фоша, затопить низменный берег Изера водой, открыв шлюзы дамбы. Бельгийский король приобрёл огромную популярность в странах Антанты, в том числе и в России - в сентябре 1914 года Николай  наградил «короля-рыцаря» орденом Святого Георгия 4-й степени, а в ноябре того же года - 3-й. (Помимо этих наград, король также имел ордена Святого апостола Андрея Первозванного, Святого Александра Невского, Святой Анны и Святого Станислава 1-й степени). 23 ноября 1914 года закончилась маневренная война и началась война позиционная [14]. 22 апреля - 25 мая 1915 года. Вторая битва на Ипре. Германская армия не сумела развить первоначальный успех. 22 апреля было впервые после Болимовского сражения массированно применено химическое оружие (получившее позже название «иприт»). В 1916 году сохраняется англо-бельгийский сектор фронта от моря у Ньюпора до Перона, протяжением около 180 км, который был занят 6-ю бельгийскими и 39-ю английскими дивизиями. Французы держали в этом секторе 18 дивизий, из которых 4 находились на участке бельгийской армии (из них 2 дивизии в первой линии) и 14 - на участке английской армии (из них 9 дивизий в первой линии) [15]. Против этих 63-х союзных дивизий немцы держали в первой линии 30 дивизий и только 2 в резерве. Основные бои в этом году были на Сомме и Вердене и закончились безрезультатно для обеих сторон. Однако стало ясно, что Центральные державы войну проиграли и победа Антанты не за горами.

В 1917 году сектор фронта от Ньюпора до Ипра (исключительно) занимали французский корпус (на побережье) и бельгийская армия, а от Ипра (включительно) до дороги Руа - Амьен стояло 5 английских армий [16]. В первых числах июля участок Бесинг - Нордшоот перешёл от бельгийской армии к французам [17]. С 11 июля  по 10 ноября 1917 года продолжается битва при Пашендейле (третья битва при Ипре). Войскам Антанты не удалось прорвать фронт. Это сражение стало символом солдатского страдания в ужасных условиях. Сражения проходили в болотистой местности, к тому же лето 1917 года выдалось холодным и дождливым. Войска с обеих сторон фактически «утонули в грязи». Основную тяжесть боёв приняли здесь британские части, включая войска из доминионов. «Длиннейшая операция во Фландрии, продолжавшаяся с перерывами свыше 3 месяцев, кончилась незначительным тактическим успехом союзников и истощением живой силы и материальных средств у обеих сторон, что должно было с особенной тяжестью отозваться на германцах» [18], отмечает военный историк А.М.Зайончковский.В этой операции у союзников отсутствовала какая-либо стратегическая цель, «хотя объекты для таковой существовали в виде баз германского подводного флота в Остенде» [19]. Они поставили перед собой исключительно тактическую задачу «улучшить своё положение в районе Ипра, занять более выгодное исходное положение для дальнейших действий и параллельно истощить силы противника» [20].


К концу 1917 года линия фронта проходила по бельгийской территории восточнее Ньюпора и Ипра, всё также, практически неизменно. Бельгийская армия короля Альберта располагалась от моря до Лангемарка (деревня в Западной Фландрии) на фронте протяжённостью 35 км, её численность составляла всего 80 тысяч бойцов (12 бельгийских и 2 французские дивизии, 590 орудий, из них 100 тяжёлых). От Лангемарка начинались позиции англичан и португальцев. С 21 марта по 18 июля 1918 года продолжается весеннее наступление германской армии (в том числе и во Фландрии), закончившееся её тактическим успехом, но стратегической победой Антанты. Неудача наступления поставила окончательный крест на надеждах Германии переломить ход войны. В апреле английские войска оставили ипрский выступ и развернулось сражение за фландрские возвышенности, в ходе которого немцы 25 апреля взяли важный опорный пункт союзников гору Кеммель, однако разбить их не удалось. Бои во Фландрии с целью отрезать английские войска от остальных союзных армий, прижать их к морю и вынудить к капитуляции, продолжались и остановилась только в середине лета, когда стало ясно, что Германия больше не может ничего сделать и поражение близко. Тогда началось уже наступление союзников, которое, в итоге, привело к поражению Четверного союза и концу войны. По планам верховного руководства войск Антанты, на северном фланге, между побережьем и рекой Лис (в апреле 1918 года там шли тяжёлые бои британцев и португальцев против наступающих немецких войск), в наступление переходили 29 пехотных и 4 кавалерийские дивизии Фландрской группы армий под командованием бельгийского короля Альберта. Датой выступления Фландрской группы войск было назначено 28 сентября [21]. 25 сентября линия фронта в Бельгии проходила на участке Ньюпор - Ипр. Позиции от моря до Ипра занимали бельгийцы (в составе 12 пехотных и 1 кавалерийской дивизии), от Ипра до реки Лис располагалась 6-я французская армия, а дальше начинались позиции англичан. Против них располагались 3 армии под командованием кронпринца Баварского Рупрехта [22]. В конце сентября 1918 года войска союзников уже активно вели наступление. Во Фландрии 24 пехотные и 3 кавалерийские дивизии атаковали 19 германских на фронте в 35 км  и имели заметный успех лишь в первый день операции. В дальнейшем их продвижение было очень медленным. К 20 октября дальше всех продвинулась именно группа короля Альберта, которая дошла до реки Шельды, следуя за германцами, начавшими отход здесь в ночь на 16 октября, как отмечает Зайончковский [23]. Согласно директиве Фоша от 19 октября, союзные армии возобновили, правда, вялое, наступление против позиции Гент - Валансьенн - Ретель, на которой остановилось наступление. Бельгийская армия должна была наступать на Брюссель от Тамплева до голландской границы. 8 ноября  германские северные армии отступили к Антверпену.  11 ноября 1918 года было заключено перемирие в Компьени, боевые действия закончились и германские армии начали отступать за Рейн. Военный историк Зайончковский приводит данные, что с августа 1914 года по январь 1918 года на западноевропейском театре военных действий находилось 6 бельгийских дивизий, а с февраля их число увеличилось вдвое и стало равняться 12-ти. Это количество сохранялось до конца войны [24].

После окончания войны король внёс вклад в восстановление страны, пострадавшей от немецкой оккупации. Он поддерживал развитие промышленности и торгового флота. В 1921 году ему был присвоен чин британского фельдмаршала. 17 февраля 1934 года погиб в результате несчастного случая, сорвавшись со скалы во время одного из восхождений близ Марш-Ле-Дам под Намюром. Нация была в трауре. Трон занял его сын, 22-летний принц Леопольд, который во время войны, будучи подростком, служил в 12-м полку рядовым. Как уже говорилось выше, он капитулировал во время Второй мировой войны и отречётся в 1951 году. Трон перешёл к его старшему сыну Бодуэну, преемником которого стал его младший брат Альберт II, отрёкшийся в 2013 году и передавший престол своему сыну Филиппу, который в настоящее время и является бельгийском королём.

[1] Такман Б. Августовские пушки. М.: АСТ, 2014. С.43 - 44.
[2] Там же, С.16.
[3] Там же, С.146.
[4] Там же, С.146 - 147.
[5] Там же, С.147.
[6] Там же, С.153.
[7] Там же, С.174 - 175.
[8] Там же, С.175.
[9] Там же.
[10] Джонсон П. Черчилль. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. С.60.
[11] Бедарида Ф. Черчилль. 3-е издание. М.: Молодая гвардия, 2009.  (Серия ЖЗЛ). С.101.
[12] Там же.
[13] Зайончковский A.M. Первая мировая война. СПб.: Полигон, 2002.  // http://militera.lib.ru/h/zayonchkovsky1/06.html
[14] Там же. // http://militera.lib.ru/h/zayonchkovsky1/07.html
[15] Там же. // http://militera.lib.ru/h/zayonchkovsky1/10.html
[16] Там же. // http://militera.lib.ru/h/zayonchkovsky1/13.html
[17] Там же. // http://militera.lib.ru/h/zayonchkovsky1/14.html
[18] Там же.
[19] Там же.
[20] Там же.
[21] В. П. Глухов. Наступление Антанты на Западном фронте и поражение Германии. // История первой мировой войны 1914-1918 гг. М.: Наука, 1975. // http://militera.lib.ru/h/ww1/08.html
[22] Зайончковский A.M. Первая мировая война. СПб.: Полигон, 2002.  // http://militera.lib.ru/h/zayonchkovsky1/17.html
[23] Там же.
[24] Там же. // http://militera.lib.ru/h/zayonchkovsky1/19.html

Черчилль, Африка, Первая мировая, политика, национализм, Германия, Бельгия, Великобритания, Франция, Николай II, Голландия

Previous post Next post
Up