Тарле Е.В. Наполеон. Примечание: Начиная писать данную рецензию, я полагал, что она будет довольно краткою и будет содержать в себе только самое основное. Однако, в процессе работы над нею, мой замысел вылился в длинные размышления даже не над самой книгой и не столько даже и над предметом ея, а над самою эпохою, в кою он жил и прославился. Посему, в один пост сие не влезло и разделилось на несколько. В таковом виде я и представляю вам свои размышления о наполеоновской эпохе.
Данная работа Евгения Викторовича считается сегодня классикой русской историографии. Начатая в казахской ссылке и законченная в Москве, она очень понравилась самому Сталину. Благодаря этой книге, Тарле попал в число популярных авторов и наиболее заметных советских историков.
Вообще, я с самых юных лет - страстный поклонник и почитатель личности Наполеона. Пожалуй, лучше всего это влияние на меня оказала иллюстрированная книжка Александра Торопцева, буквально заворожившая моё сознание. В студенческие годы был поразивший меня мини-сериал «Наполеон» (2002) с Кристианом Клавье в главной роли. Конечно же, я не мог не сопереживать таким героям, как Жюльен Сорель или Эдмон Дантес, ведь тень Великого Человека (как его называли многие ещё при жизни) пала и на них. Теперь вот, будучи уже человеком взрослым, я, наконец, обратился к серьёзным работам на данную тему. Книга Тарле как раз и является таковой.
Вообще, биографию Наполеона стоит воспринимать в контекстах сразу двух важнейших процессов - Великой Французской революции и англо-французского противостояния (1689 - 1815). Причём, первое было абсолютно закономерной частью второго. Именно англо-французское геополитическое противостояние, на мой взгляд, и находилось в основе происходящих событий. Если говорить кратко, то, после британо-голландской унии, Англия бросила вызов набиравшему мощь Людовику XIV. Началась длительная борьба (с переменным успехом). Часто, это противостояние выливалось в войны между третьими странами при поддержке кого-либо из сторон данного конфликта. В частности, в своей
работе о Первой архипелагской Тарле чётко отметил, что русско-турецкая война 1768 - 1774 годов была успешно использована двумя державами: британцы поддерживали Россию, а французы - поляков и турок. Этот этап противостояния закончился в пользу Британии и России. Но уже вскоре французы нанесли ответный удар - они открыто поддержали американских колонистов, восставших против британской короны. Россия же неожиданно для Сент-Джеймсского двора заявила о своём нейтралитете и, фактически, поддержала американцев. Проиграв на данном этапе, англичане стали ждать момента, когда можно будет нанести ответный удар.
Во Франции вспыхнула революция. В отличие от господ конспирологов я, писавший в своё время дипломную работу по данной теме, считаю, что это не было никакой такой «операцией британских спецслужб» или чем-то в этом роде. Революция вспыхнула потому, что положение дел внутри самой страны было таковых, что рано или поздно должно было рвануть. Просветительская философия подготовила почву, в провинциях сформировалась общность, которую историк О.Кошен назвал «малым народом». Одним из таких был знаменитый Максимилиан Робеспьер, вызывавший у меня довольно неподдельный интерес в годы учёбы в университете. Но говорим-то мы, всё же, не о нём. Хотя, Наполеон имеет к нему косвенное отношение - в своё время брат Максимилиана Огюстен оказал молодому офицеру покровительство и поддержку, что чуть было не стоило ему в своё время жизни.
Возвращаясь к теме англо-французского противостояния. Англия довольно долго терпела все те безобразия, творившиеся на другом берегу Ла-Манша. Многие там даже восхищались происходящим, как тот же Чарльз Фокс или мало кому известный у нас публицист Джон Картрайт, либо же были довольно безразличны к происходящему. Гласом вопиющего в пустыне был голос Эдмунда Бёрка, отца современного консерватизма, который в 1790 году выпустил свою знаменитую работу «
Размышления о Французской революции», в которой он активно возмущался происходящим во Франции, считая, что никакой защиты свободы там нет и быть не может, так как там нет закона и порядка. Его взгляды пришлись кстати в 1793 году, когда, воспользовавшись как поводом казнью короля Людовика XVI (абсолютно слабого правителя, который сперва пытался как-то договориться с революционерами, пойти на компромисс, затем спровоцировал войну, а сам попытался сбежать из страны). На самом же деле, британское правительство поняло, что упускать такой случай нельзя. Тем более что французский флот довольно сильно пострадал в ходе революционных беспорядков, лишившись значительного числа опытных кадровых морских офицеров (преимущественно, дворян).
Страна с активно развивающейся капиталистической экономикой, собственной промышленностью и сильным флотом - вот какова была Англия в тот момент. Франция же только-только вступила на путь капиталистического развития, только-только сбросила связывавшие её путы феодализма, была страною, по преимуществу, аграрной, со слабо развитой промышленностью, а её флот, как уже было сказано, получил серьёзный урон от революции.
Вообще же, если рассуждать о революции, то она, несмотря на все кровавые вакханалии, была для Франции и благом. Как не странно, но именно эта революция родила в итоге французскую нацию. Убрав границы и поделив страну вместо провинций на департаменты и регионы, отменив внутренние таможни, создавшие огромные проблемы для развития внутренней торговли удалось совершить какое-то серьёзное объединение и сделать так, чтобы каждый вместо «я берриец / бургундец / нормандец / гасконец / корсиканец» (например Наполеон категорически выступил против сепаратиста Паоли, планировавшего при поддержке англичан отложиться от Франции, после чего ему пришлось уносить ноги с родного острова) гордо говорил - «Я - француз». Восстание в Вандее подавлялось жёстко, порою откровенно жестоко (хотя, надо сказать, вандейцы не уступали в жестокости своим противникам) - ибо данный регион проявлял сепаратистские тенденции, разумеется, поддерживаемые Англией. В данном случае французские роялисты и вандейские мятежники были прямыми агентами Британии, т.н. «агентами Питта». Британия стала прикармливать всю эмигрантскую братию во главе с графами Прованским и Артуа, братьями казнённого короля. По сути, Франция в войне против интервентов отставила свою целостность и суверенитет. Поэтому был брошен лозунг «Отечество в опасности!» и он нашёл отклик в миллионах сердец. Талантливый военачальник Лазар Карно, из семьи выкрестов, стал организатором национальной обороны и создал вооружённые силы республики, отстоявшие независимость и суверенитет Франции. В 1794 году республиканская французская армия, победив интервентов при Флерюсе, устремилась в Бельгию и Голландию. В этих боях укреплялась французская нация, становившись нацией, которая сумела отстоять свою свободу. Нации был нужен только национальный лидер, и вскоре он появился.
В этих событиях взошла звезда молодого генерала Наполеона Бонапарта (урождённого Наполеоне Буонапарте, названного в честь города Неаполя, корсиканца, которые были прежде итальянцами, подданными Генуэзской республики), который в 1793 году взял Тулон (который был и остаётся главной военно-морской базой Средиземноморского флота Франции и на тот момент находился в руках у англичан). Затем была героическая эпопея Итальянской армии 1796 - 1797 годов. И, наконец, молодой генерал республики украсил свою карьеру походом в Египет, что было, надо сказать, стратегически оправданно. По пути Наполеон занял Мальту - важный пункт на Средиземном море. Ранее, во время итальянского похода Наполеон отхватил у Венеции стратегически значимые Ионические острова. Египет тоже имел серьёзное значение на Средиземноморье, к тому же, оттуда открывался путь на Индию. Всё это, разумеется, дико бесило британцев. В итоге Наполеон покрыл себя славою на суше, а молодой английский адмирал Нельсон - на море. Кстати сказать, пока шли бои в Европе, пока французская революционная армия заняла Голландию, превратив её в Батавскую республику, англичане под шумок отобрали у своих давнейших конкурентов Цейлон и Капскую колонию, которые после окончания войны, стали владениями британской короны. Точно также позже поступили и с Мальтой, и с Ионическими островами, которые британцы заняли в ходе военных действий и не ушли оттуда после их окончания.
Из Египта он вернулся во Францию, чтобы свергнуть национал-предателей из Директории, которые вели переговоры с врагами государства - Бурбонами, английскими агентами, о том, чтобы сдать им страну, и, ко всему прочему, потеряли с таким трудом покорённую Наполеоном Италию. Власть генерал Бонапарт взял в свои руки, а Италию на следующий год он вернул. Только чудо уберегло начинающего полководца от встречи в бою с великим Суворовым, умершим в 1800-м году, и не успевшим скрестить шпаги с французским военачальником. Ибо это столкновение могло закончиться для генерала, ставшего первым консулом, весьма и весьма печально.
Англия, несмотря на заключённый в 1802 году мир, через год сама же его и нарушила, начав войну с Францией. В 1805 году Нельсон разбил франко-испанский флот при Трафальгаре, погиб и покрыл себя бессмертной славой, став на века национальным героем для британцев. На суше же англичане, по своему обыкновению, решили воевать чужими руками, а именно австрийцев, русских и пруссаков. Австрийцев французы всегда бивали, разбили на этот раз. Русские потерпели ужасающее поражение при Аустерлице - величайшая победа Наполеона, ставшего в 1804 году императором (для того, чтобы в случае его гибели власть сохранилась в руках династии и уберечь тем самым страну от очередной свистопляски, которой непременно воспользовались бы англичане), ставшая для него знаковой - у нас уже не было тогда Суворова, да и армией руководил в том бою сам Император (впрочем, два суворовских генерала Багратион, любимец генералиссимуса, и Кутузов, будущий спаситель Отечества в 1812 году, уже тогда сошлись в бою с будущим противником и выстояли вполне достойно). А пруссаки попросту опозорили славу Фридриха Великого, которого Наполеон очень уважал и ценил как полководца, проиграв французам по причине своей полной отсталости: в прусской армии были очень старые офицеры, генералам и фельдмаршалам часто было за 70, многие офицеры служили не один десяток лет, чтобы получить очередное звание, к тому же тактика и стратегия не менялись со времён всё того же Фридриха. Пруссия была страной крепостнической, где был прочно укоренён феодальный строй. Всё это рухнуло после разгрома в 1806 году. После пруссаков Наполеон снова победил русских - при Фридланде в 1807 году он разбил русских под командованием одного из убийц Павла Первого, с которым тогда ещё первый консул Бонапарт хотел заключить совместный союз против Англии, Беннигсен. Соучастием в убийстве собственного отца Наполеон будет часто попрекать русского императора, которого это откровенно злило и выводило из себя.
Вообще же, тут стоит отвлечься и посмотреть на то, что в 1800 году Франция и Россия хотели совместно нанести удар по Британии. Тут был запланирован и индийский поход - французы из Египта, а Россия - с помощью корпуса под командованием атамана Платова через Среднюю Азию и Иран с севера, ударили бы по британским владениям в Индии, где тогда шло восстание одного из крупных князей против иностранного владычества. Однако тут британцы не дремали. В декабре 1800 года было произведено неудачное покушение на Наполеона с помощью «адской машины», осуществлённое роялистом. А в марте следующего года, как известно, от «апоплексического удара табакеркой в висок» погиб в Михайловском замке Павел Первый (заговорщиков курировал отставленный в 1800 году британский посол Уитуорт). В начале же апреля британский флот (где заместителем командующего эскадрою был вице-адмирал Нельсон) разбил в бою датский флот. Дело в том, что Россия планировала возобновить против Англии подобие вооружённого нейтралитета, который применила ещё Екатерина во время войны американских колоний за независимость. В декабре был создан союз из Дании, Швеции и Пруссии. Стратегическое положение Датского королевства и наличие е у неё достаточно сильного флота, вынудило англичан действовать на опережение, к тому же они спешили воспользоваться моментом, пока не растаяли льды в Финском заливе и русский Балтийский флот не вышел из своих баз в Ревеле и Кронштадте. После окончания сражения, часть датского флота была затоплена, а часть - отправлена в Англию...
Продолжение следует...