из закромов

Mar 18, 2005 00:54

ОБЕЗЬЯНА
Драматический монолог

На полутемной сцене - кафедра; поблескивает стакан воды. Озираясь, выходит лектор, подымается на кафедру и раскладывает бумаги.

ЛЕКТОР (пробует голос): Обезьяна... О-безь-я-на... (Прокашливается, вздыхает и начинает бубнить.) Обезьяна - название млекопитающих большого числа родов и видов, соединенных в один отдел четыреруких, который делят на (по-учительски выделяет “ключевые слова”, произнося их медленнее и с нажимом) обезьян, игрунов и полуобезьян. (Постепенно оживляясь.) Вообще, это животные, по внешности своей, более прочих похожие на человека, а некоторые крупные виды (загибает пальцы) - оранг, шимпанз, гибон, сиаманг - показывают и умственную способность, которая выше животной побудки, т. е. инстинкта, именно: разнообразие в постройке шалашей или хижин и употребление приспособленного оружия - дубинки, камня. Все прочие животные (с жалостливым смешком) строят жилье свое однообразно, по природе своей, и, кроме когтей и зубов, оружия не знают.

Улыбается, откладывает бумаги в сторону, выходит из-за кафедры и продолжает говорить, расхаживая по сцене; голос его теплеет, постепенно проклевывается и жестикуляция.

Игрунки более походят на векшу, кошку (с умилением показывает руками - вот, дескать, какие маленькие); полуобезьяны на собаку и... (заминка; похоже, что он забыл нужное слово) других животных. Все они обитатели жарких стран: игрунки, или длиннохвостые - Америки, а в Европе (заговорщическим тоном), на Гибралтаре, водится один только вид обезьян.
(Долгая пауза - лектор как будто спохватился. Внезапно он начинает горячиться, расхаживает быстрее, размахивает руками, говорит с жаром.) Если некоторые виды обезьян и оказывают высшие, противу прочих животных, умственные способности, то не менее того человек стоит неизмеримо выше и до него нет постепенного перехода: данное животному подобие разума и воля его соединены (с гримасой отвращения), сплавлены в одно, и образуют слепую побудку. (Обличительным тоном.) Посему животное и не может просвещаться, не может расти духовно и нравственно, а стоит раз навсегда с побудкой своей на одной точке! В человеке, напротив, разум и воля разделены (жадно пьет воду), и человек даже сам сознает в себе этот спор умственной и нравственной стихий - следовательно, духу его дано еще третье, высшее начало, созерцающее и личность свою! и внешний мир! и самого Творца! (С истерической торжественнностью.) В этом тайнике души преобразовалось Божество; тайник этот отличает человека от всякого животного и обеспечивает ему навсегда личную самостоятельность, бессмертие... (Кричит.) Посему правильно говорится, что: Из хорошей обезьяны не сделаешь и плохого человека! Не зови обезьяны к орехам - все поест! Хитер немец: обезьяну выдумал - говорит народ о заезжих гаерах с обезьянами! (Переходит на горячечную скороговорку.) По перимчивости обезьян так зовут и человека, глупо и бестолково переимчивого, или охотника дергаться, корчиться, ломаться, кривляться! (Его пытаются увести силой; вырываясь, продолжает выкрикивать на разные голоса.) Обезьянные страны! Обезьянские ухватки! Обезьянье рыло! Обезьянники или обезьянщики приехали, пойдем смотреть! Нет, я этой обезьянщины терпеть не могу! (Его уволакивают. Занавес.)

Текст взят из словаря Даля - без каких-либо изменений, кроме ремарок и некоторых знаков препинания.
Previous post Next post
Up