Оригинал взят у
arkhemlol в
Теория аффектов Теория аффектов - это одна из теорий, существовавшая в эпоху барокко. Прежде всего в философии Спинозы, но также и в музыке. Вкратце рассмотрим, что из себя представляет теория аффектов.
Сначала процитирую Бертрана Рассела (о системе и метафизике Спинозы):
"И этически и метафизически существом его системы было утверждение, что все можно доказать и поэтому важно дать доказательства. Мы не можем принять его метод, но это происходит потому, что мы не можем принять его метафизики. Мы не можем поверить что взаимосвязи частей Вселенной - логические, потому что мы считаем, что научные законы должны быть раскрыты наблюдением, а не одним размышлением. Но для Спинозы геометрический метод был необходим и был связан с наиболее существенными частями его доктрины".
Итак, мы видим, что Спиноза (на которого большое влияние оказал Декарт) верил в доказуемость и выводимость феноменов бытия и, как следствие, выводимость и доказуемость всех действий этих феноменов. Такое миропонимание характерно для механицизма. Т.е. представления о том, что Вселенная есть механизм, предельно сложный, но тем не менее механистичный по своей сути, а значит познаваемый интеллектуально и прежде всего математически. Кстати, одним из последователей механицизма являлся Дюринг, с которым полемизировал Энгельс.
Далее там же об аффектах: "Я подхожу сейчас к теории аффектов Спинозы. Она следует за метафизическим обсуждением природы и происхождения ума, которое приводит к удивительной теореме о том, что "человеческий ум имеет адекватное познание вечной и бесконечной сущности Бога". Но страсти, которые обсуждаются в третьей части "Этики", отвлекают нас и мешают нашему интеллектуальному видению целого.
Нам сообщается, что "всякая вещь, насколько она является сама собой, стремится пребывать в своем существовании (бытии)". Отсюда возникают любовь, ненависть и борьба. Психология в части третьей целиком эгоистична: "Кто увидит, что то, что он ненавидит, уничтожается, будет чувствовать удовольствие". - "Если мы увидим, что кто-либо получает удовольствие от чего-либо, владеть чем может только он один, то мы будем стремиться сделать так, чтобы он не владел этим".
Но даже в этой части имеются моменты, когда Спиноза отбрасывает вид математически доказанного цинизма, например, когда он говорит: "Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью". Согласно Спинозе, самосохранение является основным мотивом страстей, но самосохранение изменяет свой характер, когда мы понимаем, что реальное и положительное в нас - это то, что объединяет нас с целым, а не то, что сохраняет видимость разделенности".
Существенно последнее утверждение Б. Рассела о философии Спинозы. По Спинозе все в мире управляется абсолютной логической необходимостью. А человек, как часть природы, стремится познать ее (или Бога) в гармонии или целостности, причем познание, как единственный шанс объединится с Богом и Вселенной, первичнее и фундаментальнее даже инстинкта самосохранения, как основного мотива всех страстей и желаний (аффектов).
Не трудно увидеть, что теория аффектов Спинозы во многом перекликается с буддистской теорией о страстях и желании, в которой тришна, или инстинкт самосохранения (в более общем смысле - чувственные желания), одна из причин, по которой человек не может видеть истинную природу вещей, дхарму - истину, или подлинное знание.
Конечно необходимо сказать, что о страстях говорили многие - и Священное Писание, и Платон, Аристотель, а также стоики. Я здесь лишь хочу отметить, что Спиноза рассматривал страсти утилитарно, т.е. как феномены в человеческой природе, мешающие истинному познанию, не придавая страстям фундаментально негативного характера.
По Спинозе "Аффект, являющийся страстью, перестает быть ею, как только мы образуем ясную и отчетливую идею его". Иными словами, страсть осознанная и контролируемая не есть препятствие на пути познания.
Перейдем к музыке, воспользовавшись определением из толкового словаря: "Теория аффектов - музыкально-эстетическая концепция, распространённая в Европе в эпоху барокко.
Барочная теория аффектов восходит к этическим теориям греческой античности, которые определяли, как вызывать у человека определённые эмоциональные состояния (радость, печаль, страдание и т.д.) с помощью различных средств художественной выразительности. Согласно теории аффектов музыка, с одной стороны, призвана возбуждать в человеке различные аффекты, с другой - сама изображает их. Афанасий Кирхер (1650) указывал 8 основных аффектов, которые способна возбуждать в человеке музыка: желание, печаль, отвага, восторг, умеренность, гнев, величие и святость. Передача конкретных аффектов подразумевала использование одних и тех же (установленных теоретиками) средств музыкальной выразительности - гармонии, инструментовки, ритмики, темпа и т.д.".
Википедия: "Значительный интерес, с точки зрения развития музыкальной психологии, представляет возникшая в Эпоху барокко Теория аффектов, основными разработчиками которой явились Иоганн Кванц, Марен Мерсенн, Афанасий Кирхер, Иоганн Вальтер, Клаудио Монтеверди, Иоганн Маттезон, Джованни Бонончини и Христиан Шпис. Согласно Теории аффектов, цель композиторского творчества - возбуждение аффектов, за группами которых закреплялись определённые музыкальные стили и другие средства композиторского письма. По мысли Афанасия Кирхера, передача аффектов не сводилась к каким-либо сугубо ремесленническим техникам, а являлась неким магическим действом по управлению «симпатией», «возникающей между человеком и музыкой». В этой связи следует отметить, что магии специально обучились многие композиторы той эпохи, включая и крупнейшего из них - Клаудио Монтеверди."
Заканчивая цитирование, отмечу, что "со второй половины XVIII века теория аффектов перестала непосредственно влиять на музыкальную практику. Музыкальные термины, первоначально обозначавшие аффекты (например, темповые обозначения Allegro, Adagio и т.п.), стали употребляться вне связи с эмоциональным характером".
Была даже разработана классификация тональностей по характеру их воздействия на определенные аффекты: "С-Dur - веселый и воинственный, с-moll - сумрачный и печальный; D-dur - радостный и очень воинственный, d-moll - торжественный и благочестивый, Е-Dur - сварливый и раздражительный" и т.п.
Итак, музыка барокко первоочередной своей задачей ставила воздействие на человека, возбуждении в нем определенных страстей и эмоционального отклика. Чем сильнее были возбуждаемые страсти, чем сильнее музыка воздействовала на определенные аффекты человеческого существа, тем сильнее сотрясалась душа человека, и, возможно, тем явственнее и ближе становилась для него возможность познать суть этих страстей и поставить их себе на службу.
Конечно, многие композиторы делили страсти на "хорошие" и "плохие" и основной мыслью было привить человеку и воспитать в нем хорошие и возвышенные качества в противовес плохим и низменным.
Данный принцип нашел своё отражение в утверждении И.С. Баха, что "конечной целью и причиной всякой музыки должно быть только прославление Господа и укрепление духа. Если это не принимают во внимание, получается не музыка, а дьявольские вопли и монотонное хныканье".
Это, однако, несколько противоречит философии Спинозы, который как утверждалось выше, подходил к страстям с точки зрения их осознанности и контролируемости.
Из описанного выше легко видно в каком противопоставлении находятся музыка и искусство сегодняшнего дня, в которых главной задачей является развлечение человека, и искусством, в котором главное состоит в приведении его к такому состоянию, при котором он станет лучше осознавать самого себя.
Понимание этого существенно для решения задачи формирования нового человека.
Click to view
Click to view