Теория аффектов

Feb 14, 2016 23:19

Оригинал взят у arkhemlol в Теория аффектов


Теория аффектов - это одна из теорий, существовавшая в эпоху барокко. Прежде всего в философии Спинозы, но также и в музыке. Вкратце рассмотрим, что из себя представляет теория аффектов.
Сначала процитирую Бертрана Рассела (о системе и метафизике Спинозы):
"И этически и метафизически существом его системы было утверждение, что все можно доказать и поэтому важно дать доказательства. Мы не можем принять его метод, но это происходит потому, что мы не можем принять его метафизики. Мы не можем поверить что взаимосвязи частей Вселенной - логические, потому что мы считаем, что научные законы должны быть раскрыты наблюдением, а не одним размышлением. Но для Спинозы геометрический метод был необходим и был связан с наиболее существенными частями его доктрины".
Итак, мы видим, что Спиноза (на которого большое влияние оказал Декарт) верил в доказуемость и выводимость феноменов бытия и, как следствие, выводимость и доказуемость всех действий этих феноменов. Такое миропонимание характерно для механицизма. Т.е. представления о том, что Вселенная есть механизм, предельно сложный, но тем не менее механистичный по своей сути, а значит познаваемый интеллектуально и прежде всего математически. Кстати, одним из последователей механицизма являлся Дюринг, с которым полемизировал Энгельс.
Далее там же об аффектах: "Я подхожу сейчас к теории аффектов Спинозы. Она следует за метафизическим обсуждением природы и происхождения ума, которое приводит к удивительной теореме о том, что "человеческий ум имеет адекватное познание вечной и бесконечной сущности Бога". Но страсти, которые обсуждаются в третьей части "Этики", отвлекают нас и мешают нашему интеллектуальному видению целого.
Нам сообщается, что "всякая вещь, насколько она является сама собой, стремится пребывать в своем существовании (бытии)". Отсюда возникают любовь, ненависть и борьба. Психология в части третьей целиком эгоистична: "Кто увидит, что то, что он ненавидит, уничтожается, будет чувствовать удовольствие". - "Если мы увидим, что кто-либо получает удовольствие от чего-либо, владеть чем может только он один, то мы будем стремиться сделать так, чтобы он не владел этим".
Но даже в этой части имеются моменты, когда Спиноза отбрасывает вид математически доказанного цинизма, например, когда он говорит: "Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью". Согласно Спинозе, самосохранение является основным мотивом страстей, но самосохранение изменяет свой характер, когда мы понимаем, что реальное и положительное в нас - это то, что объединяет нас с целым, а не то, что сохраняет видимость разделенности".
Существенно последнее утверждение Б. Рассела о философии Спинозы. По Спинозе все в мире управляется абсолютной логической необходимостью. А человек, как часть природы, стремится познать ее (или Бога) в гармонии или целостности, причем познание, как единственный шанс объединится с Богом и Вселенной, первичнее и фундаментальнее даже инстинкта самосохранения, как основного мотива всех страстей и желаний (аффектов).
Не трудно увидеть, что теория аффектов Спинозы во многом перекликается с буддистской теорией о страстях и желании, в которой тришна, или инстинкт самосохранения (в более общем смысле - чувственные желания), одна из причин, по которой человек не может видеть истинную природу вещей, дхарму - истину, или подлинное знание.
Конечно необходимо сказать, что о страстях говорили многие - и Священное Писание, и Платон, Аристотель, а также стоики. Я здесь лишь хочу отметить, что Спиноза рассматривал страсти утилитарно, т.е. как феномены в человеческой природе, мешающие истинному познанию, не придавая страстям фундаментально негативного характера.
По Спинозе "Аффект, являющийся страстью, перестает быть ею, как только мы образуем ясную и отчетливую идею его". Иными словами, страсть осознанная и контролируемая не есть препятствие на пути познания.
Перейдем к музыке, воспользовавшись определением из толкового словаря: "Теория аффектов - музыкально-эстетическая концепция, распространённая в Европе в эпоху барокко.
Барочная теория аффектов восходит к этическим теориям греческой античности, которые определяли, как вызывать у человека определённые эмоциональные состояния (радость, печаль, страдание и т.д.) с помощью различных средств художественной выразительности. Согласно теории аффектов музыка, с одной стороны, призвана возбуждать в человеке различные аффекты, с другой - сама изображает их. Афанасий Кирхер (1650) указывал 8 основных аффектов, которые способна возбуждать в человеке музыка: желание, печаль, отвага, восторг, умеренность, гнев, величие и святость. Передача конкретных аффектов подразумевала использование одних и тех же (установленных теоретиками) средств музыкальной выразительности - гармонии, инструментовки, ритмики, темпа и т.д.".


Википедия: "Значительный интерес, с точки зрения развития музыкальной психологии, представляет возникшая в Эпоху барокко Теория аффектов, основными разработчиками которой явились Иоганн Кванц, Марен Мерсенн, Афанасий Кирхер, Иоганн Вальтер, Клаудио Монтеверди, Иоганн Маттезон, Джованни Бонончини и Христиан Шпис. Согласно Теории аффектов, цель композиторского творчества - возбуждение аффектов, за группами которых закреплялись определённые музыкальные стили и другие средства композиторского письма. По мысли Афанасия Кирхера, передача аффектов не сводилась к каким-либо сугубо ремесленническим техникам, а являлась неким магическим действом по управлению «симпатией», «возникающей между человеком и музыкой». В этой связи следует отметить, что магии специально обучились многие композиторы той эпохи, включая и крупнейшего из них - Клаудио Монтеверди."
Заканчивая цитирование, отмечу, что "со второй половины XVIII века теория аффектов перестала непосредственно влиять на музыкальную практику. Музыкальные термины, первоначально обозначавшие аффекты (например, темповые обозначения Allegro, Adagio и т.п.), стали употребляться вне связи с эмоциональным характером".
Была даже разработана классификация тональностей по характеру их воздействия на определенные аффекты: "С-Dur - веселый и воинственный, с-moll  - сумрачный и печальный; D-dur - радостный и очень воинственный, d-moll - торжественный и благочестивый, Е-Dur - сварливый и раздражительный" и т.п.
Итак, музыка барокко первоочередной своей задачей ставила воздействие на человека, возбуждении в нем определенных страстей и эмоционального отклика. Чем сильнее были возбуждаемые страсти, чем сильнее музыка воздействовала на определенные аффекты человеческого существа, тем сильнее сотрясалась душа человека, и, возможно, тем явственнее и ближе становилась для него возможность познать суть этих страстей и поставить их себе на службу.
Конечно, многие композиторы делили страсти на "хорошие" и "плохие" и основной мыслью было привить человеку и воспитать в нем хорошие и возвышенные качества в противовес плохим и низменным.
Данный принцип нашел своё отражение в утверждении И.С. Баха, что "конечной целью и причиной всякой музыки должно быть только прославление Господа и укрепление духа. Если это не принимают во внимание, получается не музыка, а дьявольские вопли и монотонное хныканье".
Это, однако, несколько противоречит философии Спинозы, который как утверждалось выше, подходил к страстям с точки зрения их осознанности и контролируемости.
Из описанного выше легко видно в каком противопоставлении находятся музыка и искусство сегодняшнего дня, в которых главной задачей является развлечение человека, и искусством, в котором главное состоит в приведении его к такому состоянию, при котором он станет лучше осознавать самого себя.
Понимание этого существенно для решения задачи формирования нового человека.

image Click to view



image Click to view


Previous post Next post
Up