Ещё раз о доме П.Т.Бадаева

Feb 20, 2007 13:22

Во-первых, настоятельно советую ещё раз просто полюбоваться чудным архитектурным декором: Дома с печальным ангелом - много и красиво.

А здесь о самом Печальном ангеле, а точнее, о нимбе над головой в виде небесной сферы со знаками зодиака. Снизу нимб разглядеть невозможно - высоко.

А, во-вторых, разглядывая силуэты милых барышень захотелось попытаться найти хоть что-нибудь об истории создании этого дома. Что это - заказ Бадаева или фантазии «господина оформителя»?
Тем более и легенда подоспела: «Якобы, у промышленника Бадаева дочь выбросилась из окна (декаданс, все дела....) Отсюда и "печальный ангел". Это, скорее всего, легенда, но как минимум легенда-долгожительница -- ее рассказывала покойная бабушка, которая с двадцать какого-то года жила в доме наискосок». (От aahsaap).
Да и фамилия Бадаева сидит занозой в голове. У ленинградцев она на слуху и связана со сгоревшими в самом начале войны бадаевскими складами, на которых якобы (а может быть и правда) находился большой запас продовольствия.

Сайт Культура Ленинградской области дал более, чем скромную, но, при этом, не очень точную информацию: Бадаев П.Т. Годы жизни: нач. 20 в. Род деятельности: домовладелец.

Не намного больше удалось извлечь отсюда:
Пантелеймон Трифонович Бадаев был почетным блюстителем семинарии и старостой ее домовой церкви. 9 ноября 1906 года (т.е. в год окончания строительства дома на Знаменской ул. (ул. Восстания). он скоропостижно скончался. Был единоверцем, происходил из тех старообрядцев, которые в свое время вошли в общение со Святейшим Синодом. Погребён на Охтинском единоверческом кладбище.

Вот практически и всё, что удалось найти во всемирной паутине, мягко говоря, не густо и не стоило отдельного поста, если бы не попался мне роман Владимира Рецептера. Вот отрывок из него:

"Отец Веры Николаевны был инженером-путейцем, стало быть, человеком обеспеченным, и выбрал для семьи большую квартиру с эркером, выходящую на угол Знаменской и Жуковского, вскоре после февральской революции. Он долго не мог добиться от хозяина ответа, какими деньгами платить; наконец дело решилось, и царскому золоту или валюте продавец предпочел бумажные керенки, нарвавшись вскоре на октябрьский дефолт…
Наш дом строился в начале двадцатого века в стиле модерн и был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже*. Говорили, что одно время в нем жила или снимала квартиру сама Вырубова. Снаружи его украшали нарядные эркеры, стильные орнаменты, кованые балконы, барельефы и узорные вставки, а внутри - лепные украшения, мозаичные панно, изысканная майолика, причем и внутри, и снаружи господствовали мотивы раскрывшихся маков, романтических кущ, озер и лебедей, прекрасных дам и рыцарей на конях**. Над главным углом воспарил парадный щит с крылатым архангелом. Во всех подъездах топились камины, гостей встречали швейцары, и верхнее платье с калошами пришельцы оставляли внизу.
Лестничные марши ограждали железные решетки искусной ковки, с изящной листвой и теми же маками, а дубовый, похожий на игрушечный лифт с узкими зеркалами поднимал гостей бесшумно и плавно. Р. еще застал ту кабинку, побитую временем, поруганную людьми, и уже на его глазах в конце семидесятых старатели треста “Лифтмонтаж” вырубали ее из шахты и заменяли стальным уродцем, похожим на сейф или пыточную камеру.
Во время блокады в дом угодил немецкий снаряд, квартиры верхних этажей нашего флигеля остались без южных стен и долго были открыты утешительному солнцу…
После капремонта в начале пятидесятых жилье стало в основном коммунальным, подъезды вскоре оказались распахнуты, стекла выбиты, и на широких подоконниках началась новая жизнь. Здесь принимали клиентов проститутки с Московского вокзала, выпивали идейные алкоголики и пробующие юнцы, здесь позже начали ширяться наркоманы, пряча грязные шприцы в прикрытые жестью гнезда электросчетчиков. В большие морозы под батареями ночевали бомжи, и памятный Вере Николаевне подъезд набрал запахи отхожего места…
Получив первое письмо, артист Р. и сам стал расспрашивать о доме, и оказалось, что он принадлежал П.Т. Бадаеву, у которого было немало недвижимости в Санкт-Петербурге, в том числе и знаменитые “бадаевские склады”, которые сгорели в блокаду вместе с запасами продовольствия. Строить доходный дом взялся гражданский инженер Василий Александрович Косяков, а помогал ему родной брат, Георгий Александрович. В управлении по охране памятников отмечено также участие в деле архитектора Н.Л. Подберезского и художника-керамиста П.К. Ваулина, автора дивной майолики. Год рождения дома по Знаменской, девятнадцать, - 1906 й… ": отсюда

* подтверждения сведений о присуждении дому золотой медали на выставке в Париже нигде не встречала.
** видимо, имелась ввиду всадница на коне http://zedra.livejournal.com/250129.html

Петербург, Архитектура, ссылки

Previous post Next post
Up