В РПЦ МП обсуждается документ Межсоборного Присутствия "Профессии, совместимые и несовместимые со священством", само появление такого документа говорит о некоем кризисе, связанном с социальными функциями Церкви и ее служителей, хотя и позиционируется документ, как ориентированный на зарубежные приходы, где священникам служение не приносит дохода и приходится заниматься "подработкой", но распространяется он и на российские реалии.
Нижеследующий текст - комментарий к
выступлению митрополита Илариона "Критика запрета мирских профессий для священников" Начем с того, что уровень образования современных священников, которые начали образование с семинарии, а не ровесники митрополита, которые пришли из светского образования, - их уровень образования и культуры желает неизмеримо большего, а способность владеть профессией, особенно "доброделанием" - вызывает сомнения.
Сам выбор человеком священства говорит о его отказе от "мирского", сосредоточении на служении, работе в Церкви, а не в светской школе учителем, для чего нужно закончить педагогический институт, или врачом в больнице, для чего нужно тоже получить отдельное образование. Такое позиционирование священнослужителей - как владельцев универсальных способностей только потому, что они "рядом с Богом", - очень ошибочно. Все бывшие священники, по разным обстоятельствам покинувшие "лоно" Церкви испытывают серьезные трудности с трудоустройством в "миру" именно потому, что не имеют полноценного среднего образования, не говоря про специальное высшее.
Реально даже в пиар службе они не эффективны, да и в госучреждениях тоже, поскольку приучены к средневековому слепому подчинению и настроены на исполнение ритуалов, подчинение Схеме, Догме, Инструкции. В любом решении проблемы они ждут указаний "сверху", ориентируются на "высшего" начальника, а любую свою ошибку оправдывают происками "внешней" силы. Как признавался один священник, отработавший в Церкви более 20 лет, и не принявший официальную позицию "верха" по событиям в Украине, - "ну машину я водить умею, пойду в таксисты", совершенно реально оценивая свои возможности в "мирской" жизни.
Клирики на государственной службе (в том числе и в армии) - это нонсенс, нарушение Закона о Государственной службе, где прямо указано о невозможности такой ситуации, особенно в части миссионерства, продвижения своей идеологии (вероисповедания). Это и прямое нарушение Конституции РФ, да и просто конфликт интересов, когда "воцерковленный" и имеющий церковный сан госслужащий начинает работать не в пользу всего общества, страны, а исключительно во благо Церкви, игнорируя права других групп общества и пренебрегая своими прямыми обязанностями как государственного служащего, а не служителя Церкви.
Такая "двойственность" роли как раз и привлекательна для деструктивной практики в отношении государства и манипулирования субъектом (в том числе и со стороны разведок), когда ценности части общества ставятся выше ценностей государства и его законов. А в армии вместо подчинения командиру и исполнения приказа у подчиненных появляется соблазн руководствоваться проповедью священноначальства и сформированным верой представлением о долге, в том числе и идущем против приказа или тактической и стратегической целесообразности. В последнее время именно в армейской среде "дедовщина" сменилась на конфликты по религиозному признаку, как бы не расказывали попы и муллы о "мирной проповеди", на практике она оборачивается усилением разобщения, нетерпимости. На госслужбе мы видим большое количество адептов разных религий, проталкивающих строительство культовых сооружений, оплаты ритуальных услуг из общего бюджета государства и т.п., что также ведет к конфликтам, и, в конечном итоге подрыву доверия к государственной власти, как власти общенародной (см. Конституцию).
Все перечисляемые митрополитом профессии имеют внутри церкви специфические особенности, связанные как с бухгалтерским учетом (тройной бухгалтерией) так и самым основным - мировоззрением. Которое изменить практически невозможно, мышление священнослужителей, также как мышление военных, имеет специфический вектор направленности, воспитание в специфической среде, другое жизненное целеполагание, связанность Уставом и т.п. Переучивать очень сложно, но любой обслуживающий персонал вполне можно подготовить, в том числе и службистов в разведке, а с творческой составляющей - все зависит от личности.
Вообще зачем священникам ещё владеть какой-то профессией? Нести "духовность" в мир? Но какая может быть "духовность" у невежественных, нетолерантных, неспособных к критическому мышлению людей?
P.S.
Картинка в начале поста о трагедии, унесшей три жизни, в результате ДТП, устроенном мотоциклистом-священником.