Образ белофинского фашиста в советском и российском кино - 1

Jul 03, 2012 02:55



Эссе шовинистическо-искусствоведческое (1)


"Военная разведка"

Недавно Слон-76 обратил внимание на сериал "Военная разведка" (2). Разбор всяких глюков и косяков из этого фильма Слон-76 провел достаточно подробно и живописно, повторяться нет смысла, но мне показался примечательным один из аспектов этого фильма - специфика изображения в современном российском кино финско-фашистских белобандитов.

Вообще в постсоветском кинематографе, как правило, принято изображать иностранцев с уважением, нередко с подобострастием. Если в одном фильме сходятся русский и иностранец, то почти обязательно иностранец будет умнее, красивее, богаче, честнее и благороднее. Русскому, правда, в кино иногда разрешается быть духовнее, но не более того. Военные фильмы в этом отношении - не исключение. И немцы в постосоветских фильмах про войну нередко оказываются довольно положительными персонажами, в отличие от разных угнетаемых сцуками-особистами совков с одной винтовкой на троих.

Тем более примечательным показался фильм "Военная разведка - Северный фронт". В этом сериале финны изображены глупыми, бестолковыми, беспомощными.

Хотя есть тонкость - какие-то другие финны на периферии сюжетной линии воюют умело и коварно, например, разгромили советскую автоколонну (мини-Суомасалми), уничтожили советскую разведгруппу, захватили Риту-снайпера в двух шагах от советских окопов, и т.д. Но как только на сцену выходят главные герои сериала, их враги мгновенно тупеют и тускнеют.

Например, вот так заходит советский разведчик в штабную палатку финской артиллерийской батареи. Финские офицеры, как это вообще им свойственно, спят пьяные мордами в салате.



Рис. 1. Пьяные финские офицеры.

Дальше произошла сцена в духе анекдота про Штирлица, который забрал портфель с секретными документами со стола удивленного Гитлера. Здесь, правда, один из финских офицеров вдруг вышел из состояния пьяного забытья, но это он сделал зря. Пришлось только вырубить их, и всего делов-то.

Подобными эпизодами сериал славен, финны там с редким постоянством проигрывают раз за разом, финских часовых снимают без всяких трудов, знаменитого и опытнейшего финского снайпера ловят на детскую приманку, караул шлюзов добровольно дает советским диверсантам взорвать охраняемый объект, и т.д.

Например, вполне показательным и тем не менее умилительным является вот этот эпизод.



Рис. 2. Буденовка.

Это советская разведгруппа, бродящая по финской территории, еще до начала войны, между прочим. Рядовые разведчики одеты в гражданку и косят под финских студентов, спьяну заблудившихся в приграничном лесу (хотя финские крестьяне разоблачают их с первых слов, произнесенных с неистребимым нижегородским акцентом). Командир же группы, чтобы не привлекать лишнего внимания, одет в комсоставский полушубок и буденовку со звездой. И ведь не привлек.

В другом эпизоде при рейде на финскую территорию советские разведчики одеваются, по замечанию вполне компетентного в этих делах юзера Карху1977, в форму финской белой армии 1918 года и папахи шведских добровольцев (3), это никого из финнов не удивляет.

Подробный разбор фильма лучше почитать в журнале Слона-76, или, если есть желание посмеяться, можете скачать и сам этот шедевр отечественного военно-исторического кино.

Меня же привлек в этом фильме лишь один аспект - как уже сказано выше, изображение в кино белофинских фашистов. Очень неожиданным и потому свежим представилось изображение белофиннов в виде объекта насмешек. Ранее, кажется, подобное было невозможно. Сразу подумалось, что это эффект Мединского в действии - не успел министром культуры стать человек, не стесняющийся заявлять о своих патриотических взглядах, как деятели кино, умело держа нос по ветру, стали изображать белофиннов как надо.

А как их изображали раньше? Изображением белофиннов советское постсоветское кино зрителей не баловало. Можно, пожалуй, за последние семьдесят лет назвать только один фильм, зато это фильм, набравший полный иконостас наград и получивший Государственную премию РФ - "Кукушка" (4).

"Кукушка"

В этом фильме сведены вместе и сопоставлены русский и финн времен Второй Мировой войны, русский капитан и финский рядовой (еще присутствует третий персонаж, лапландская баба-яга, но ее оставим за рамками исследования). Как положено в постсоветском кино, белофинн полностью соответствует строгому критерию А. П. Чехова - "в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Белофинн в этом кино обладает милым и любимым народом лицом героя "Особенностей национальной охоты", одет в гламурный эсэсовский мундирчик, душой и мыслями парит высоко, стремится к миру, говорит о прекрасном, вспоминает Толстого и Хемингуэя.



Рис. 3. Белофинский фашист из "Кукушки".

Русский ванька же, напротив, уродлив, злобен, туп, и жесток. Время от времени бросается на доброго хорошего финна то с ножом, то с кулаками, то с наганом, говорит в основном шаблонными лозунгами, и даже Хемингуэя не знает. Чтобы стало совсем смешно, на него надевают уродливую бабскую юбку и вместо имени дают поганую полуматерную кличку. Он, конечно, на эту кличку послушно отзывается.



Рис. 4. Ванька в юбке.

Не хочу сказать, конечно, что два подобных человека не могли встретиться в реальности. Хочу только сказать, что в воображаемом мире постсоветского рукопожатного кино невозможно было иное распределение национальных ролей. Невозможно было, чтобы в кино встретились элегантный красивый умный и добрый советский рядовой с грубым злобным уродливым финским капитаном, и чтобы советский рядовой пинал финского капитана ногами, а тот катался по грязи, смешно сверкая из-под бабской юбки голым задом.



Рис. 5. Голая жопа артиста Бычкова

В российском постсоветском кино кататься по грязи обязан был советский офицер, а финский солдат обязан был пинать его ногами и оставаться весь в белом, как оно и показано в фильме "Кукушка". И никак иначе, если хочешь, чтобы фильм крутили по ТВ и награждали Государственной премией РФ.

"За Советскую Родину"

Если за последние семьдесят лет, согласно данным моего научного исследования, белофинские фашисты в кино появились только один раз (в "Кукушке"), то ранее такого табу не было. Первым фильмом, где на экране появились белофинны, вероятно, стал фильм "За Советскую Родину", вышедший на экраны в 1937 году (5).

Этот фильм показывает рейд отряда красных курсантов, финнов по национальности, по тылам противника в январе 1922 года (6).

События осени-зимы 1921-1922 годов в Карелии оцениваются по-разному. Есть мнение, что это была очередная финская агрессия против России, есть также мнение, что это было карельское народное восстание против советской власти. Я склоняюсь к тому, что это действительно была в первую очередь интервенция, а так называемое "карельское восстание" являлось только операцией прикрытия, проведенной для того, чтобы оправдать и отчасти замаскировать саму финскую интервенцию.

Фильм к этой точке зрения не склоняется, он ее выражает полностью и безоговорочно. В фильме показана откровенная и наглая финская агрессия против СССР.

Вот так, например, черные колонны белофинских агрессоров вторгаются в СССР.



Рис. 6. Черные финские колонны вторгаются в СССР.

Вот так финские агрессоры штурмуют советскую пограничную заставу.



Рис. 7. Штурм заставы.

Хотя вряд ли в реальности им требовалось штурмовать заставы. Советских пограничников в Карелии было несколько сотен всего на тысячу с лишним километров лесных границ, так что пограничная охрана в те годы там была чисто символической, и обойти пограничные посты без боя никакого труда не составляло.

Вот белофинн поджигает заставу.



Рис. 8. Финн с повязкой.

В книгах про эти события упоминалось, что интервенты носили особые опознавательные повязки. В фильме показано, как эти повязки выглядели - такие полосатенькие, со значком доллара в середине.

Но разведка доложила точно, и пошел, командою взметен, по родной земле карельской лыжный ударный батальон.



Рис. 9. Курсанты с песней.

Отряд красных курсантов выдвигается в тыл врага. Курсанты поют песню (7).

Вообще в фильме ярко выражено противопоставление хороших финнов и плохих финнов. Это противопоставление выражается даже изобразительными средствами черно-белого кино - плохие финны в фильме все черные, хорошие финны - в белых одеждах.

Плохие финны также представлены в кино амбивалентно.

С одной стороны, они являются опасными и злобными врагами.



Рис. 10. Белофинны убивают крестьян.

Например, карельских крестьян убивают безжалостно. В фильме не раз говорится, что финны вошли на триста километров вглубь советской территории, что свидетельствует об их военной силе.

С другой стороны, именно те белофинны, которые сталкиваются с главными героями фильма, оказываются глупыми, неумелыми, беспомощными, бестолковыми и часто смешными. Такая же амбивалентность представления белофиннов в кино отмечалась уже и в фильме "Военная разведка".

При первой встрече с белофиннами наши их не просто построили, в прямом смысле слова, но вдобавок еще и заставили докладывать по форме.



Рис. 11. Построенные белофинны.

Далее последовал недолгий бой, в результате которого ошеломленный враг был повержен, все финны в этой деревне были убиты или подняли руки. Это, безусловно, верный подход. Агрессоры и должны находиться в одном из этих двух состояний.

Во втором и завершающем фильм бою отряд курсантов разбивает впятеро превосходящие силы белофиннов и захватив поселок Кимас-озеро. В общем, реальность примерно такой и была. Понятно, что в кино есть свои преувеличения и немалая доля художественного вымысла, но в целом фильм воспроизводит реальные события того рейда достаточно корректно.

Трагикомическая линия фильма связана с образом финского офицера, звание у которого почему-то поручик. Трагическая часть образа этого офицера объясняется тем, что он злобный и опасный враг, убившей по ходу действия фильма по меньшей мере трех карельских крестьян. Но когда он сталкивается с красными курсантами, то немедленно превращается в личность ничтожную и комическую.



Рис. 12. Пленный поручик.

Этого поручика без труда захватывают в плен. На этом кадре он держит руки в карманах, потому что вынужден поддерживать штаны, у него по старинной солдатской технологии срезали пуговицы на брюках. Хоть голой жопой он и не сверкает, как артист Бычков в "Кукушке", но намек на подобную ситуацию вполне прозрачен. Или, верней, наоборот, это создатели "Кукушки" позднее поняли этот намек и развили его.

Когда поручик сбежал из плена и радостно примчался в Кимас-озеро, там получилось снова смешно - он вдруг обнаружил, что остался в дураках и поселок уже в руках красных. Тут его равнодушно застрелили, и он очень забавно полетел кувырком куда-то под крыльцо.

"Линия Маннергейма"

Следующим по времени выхода на экраны будет фильм "Линия Маннергейма", премьера которого состоялась 18 декабря 1940 (8).

Это документальный фильм, снятый по горячим следам войны. Конечно, поскольку фильм не художественный, а документальный, то у него есть определенные особенности, и в этом фильме создается не художественный, а натуралистический образ белофинских фашистов. Однако упустить этот фильм из рассмотрения нельзя, поскольку и он является частью советского киноискусства, а я - серьезный исследователь, а не какой-нибудь ангажированный академик из Института десталинизации РАН.

В этом фильме финны именуются вполне справедливо и без всякой ложно понятой политкорректности поджигателями войны.



Рис. 13. Титр.

Свободный и живой финн появился в этом фильме появляется только один раз, в самом конце фильма. Это финский офицер, пришедший на переговоры об отведении финских войск уже после перемирия.

Остальные же финны снимаются в этом фильме в двух главных ролях.

В роли пленных.













Рис. 14 - 19 пленные белофинские фашисты.

И в роли трупов.

























Рис. 20 - 31. Мертвые белофинские фашисты.

Ну а собственно чего они хотели? Хороший агрессор - мертвый агрессор. Такая картина мира совершенно логична и очень симпатична.

Не могу пропустить и такое вот чудо трофейной финской техники.



Рис. 32. Маннергейм-панк-стайл.

Завершается фильм сценами триумфального прохода победителей через Ленинград. При этом звучит песня.

Мы прошли, не зная пораженья,

Сквозь леса, болота и снега,

И прорвав такие укрепленья,

Разгромили злобного врага (9).

"Фронтовые подруги"

Зимой 1940-1941 года, сразу же после завершения Советско-финской войны, в СССР снималось три художественных фильма, этой войне посвященной. Два из них были готовы к лету 1941 года ("Фронтовые подруги" и "В тылу врага"), третий фильм доделывали уже в эвакуации, в Алма-Ате, и он вышел на экраны только в 1942 году ("Машенька"). Если принять во внимание, что в СССР тогда выходящие в год художественные фильмы можно было по пальцам пересчитать, возможно даже по пальцам одной руки, то сразу три снимаемых одновременно фильма на эту тему говорят о том, что эпитет "незнаменитая" к Советско-финской войне приклеился только задним числом и не вполне заслуженно. Сразу после война была вполне знаменитой, и советское искусство стало активно тему этой войны разрабатывать. Только новая тяжелая война стала более важной темой в искусстве, и потому Советско-финская война оказалась в тени.

Первым из этих фильмов вышел фильм "Фронтовые подруги", премьера которого состоялась 19 мая 1941 года (10).

В фильме рассказывается про медсестер фронтового госпиталя. В фильме звучит и своя песня (11).

Белофинны в кадре появляются во второй половине фильма.



Рис. 33. Кукушка.

Первый белофинн в этом кино - классическая кукушка на дереве, правда не со снайперской винтовкой, а с автоматом. Убил одну из наших медсестер и был сражен метким ответным выстрелом.

Потом финны мелькают в качестве массовки, служащей объектом избиения во время сцены атаки, и еще раз в конце фильма в сцене подлого нападения на санитарную машину.



Рис. 34. Нападение на санитарную машину.

Похоже, этот финн, нападающий на раненых и медсестер в конце фильма, - брат-близнец той кукушки, которую уже убили несколько ранее.

Не сразу осознается одна особенность этого фильма - слова "финн" или "Финляндия" в нем не звучат. Вообще. Вся обстановка фильма, весь сюжет, весь контекст и весь антураж говорят о том, что дело происходит во время именно Советско-финской войны. Для того, чтобы никто уж не сомневался, время действия с точностью до месяца указано на могиле погибшей медсестры.



Рис.35. Могила

Так что фильм совершенно несомненно рассказывает именно о Советско-финской войне, однако - парадокс - национальность врага ни разу не названа. Враги именуются просто врагами, и все.

Дальше будет еще страньше.

Продолжение следует.

Кино, Война, Советско-финская война, Чухноведение

Previous post Next post
Up