"Тоска" в Венской опере

Jan 18, 2009 19:20

Далее следуют картинки и отрывочные заметки о том, что происходило на сцене и мои эмоции по этому поводу.

Рассказ о поездке будет позже, а пока - об опере




Фотки первого и второго акта взяты с сайта оперы и соответствует тому, что я видела. Картинка для третьего акта натырена из инета, немного обработана, чтобы было представление о декорациях. Короче, получилось, более-менее, похоже. 
 АКТ 1


Анжелотти был сыгран маленьким японцем Eijiro Kai'ем, поэтому производил странное впечатление, был несколько скован и невыразителен, ни голосом, ни игрой впечатления не произвел.
Alfred Sramek  (Сагрестано) был встречен тепло, судя по всему, любимец публики, из роли не выпадал и сорвал после первого акта аплодисменты.
Сполетту исполнял дебютант. Ему в конце, конечно, аплодировали. Но во втором акте его было совершенно не слышно L

Marco Berti (Марио) - как и должен быть - с брюшком, мягкими движениями, романтичный - сама доброта. Что касается пения, то тенор, если он поет в Венской опере главную роль, не разочарует.
Violeta Urmana (Тоска) - приятно поразила мягким теплым сопрано. Если надо кричать - то кричала, но нормальным голосом, не поднимаясь до истерического визга.В первом акте Тоска была одета в белое нижнее платье бархатное бордовое верхнее. Сцены ревности и любви были гармоничны, они с Марио вообще хорошо подходили друг к другу и по голосам, и внешне. Оба пухленькие, как ангелочки :P
Оба сыграли визуалов - описывая виллу и сад, оба мысленно там же и находятся

Скарпия


Своим появлением и суровым голосом навел на всех страх, хор детей распался, все оцепенели.  В отличие от всех остальных персонажей, Скарпия носит парик. Это усиливает образ, придает ему доминантность.
Хочу немного сказать о музыкальной теме Скарпии.
В данной постановке это скорее не тема зла,  а то, что называется гласом страшного суда - т.е. она звучит в те критические моменты, когда герои - Тоска и Скарпия - своими словами и решениями все больше приближают свою неотвратимую гибель.

Я думаю, что на самом деле эта опера не только о падении Тоски, но и о падении Скарпии. В классических постановках изображался холодный Скарпия-садист, для которого издевательства -  норма. Он, конечно, страшен и вызывает ужас, но как персонаж совершенно  неинтересен, этот образ лишен развития, он статичен.Здорово, что в этой постановке Скарпия был показан разным. Сначала он является властным хозяином жизни, потом он страстен, потом решителен, хитер и изворотлив, насмешлив, слаб и молящий о помощи. SR с этим великолепно справился.

Немного об интриге.
О том, что Каварадосси любовник Тоски - было сказано до ее появления. Обычно, когда мы вспоминаем о ком-то, то характеризуем его самыми, на наш взгляд, важными качествами. Видно, что для Скарпии самым важным в данном контексте является Тоска.
То, что он собирается поссорить любовников, говорит не только о том, что он использует ситуацию в служебных целях, но и том, что у него есть личные цели, которые очень просятся быть достигнутыми.
При появлении Тоски он прячется за статуей - наблюдает. И вдруг, явно севшим голосом, заговаривает с ней, протягивая руку, смоченную в святой воде. В позе читается неуверенность - а вдруг она не прикоснется…
Многие эту сцену играют по-разному, и выражение лица передает мысли героев. В данной сцене SR не таит камня за пазухой, он вдруг робок.

“Te Deum”.
Обожаю в концертном исполнении. SR там звучит так мощно и торжественно, как будто гимн поет. Но в опере эта часть была сыграна по-другому, с более ошеломительным эффектом.
Она начинается приглушенно, в размышлении. Рука Скарпии тянется к сердцу.
Потом со слов “A doppia mira tendo il voler” у Скарпии срывает крышу, голос усиливается, темп убыстряется. Оркестр взвивается (дирижер мог бы и попридержать немного, в какой-то момент SR было совершенно не слышно). Содрогаясь от страсти, Скарпия обеими руками обнимает и растирает свое тело, потом, после слов, что он забыл о боге, становится на колени.
Ах..ть!
Занавес.

АКТ II


Приглушенный свет.
Она придет, “Ella verra” - вторая длинная ария Скарпии. Он стоит в центре у края сцены, лица не видно, фигура скрыта в темноте. “Io vo’ gustar…” Диавольски смеется.
Приводят Каварадосси. Во время их разговора из открытого окна доносится пение. Оба - Каварадосси и Скарпия прислушиваются.
Тоска в этом акте одета в  золотое нижнее платье и темно синее верхнее платье со шлейфом и золотыми звездами. Скарпия очень напряжен, когда помогает ей снять манто. Когда Скарпия дает обещания Тоске - его руки за спиной, пальцы скрещены.
Тоска клянется Марио о том, что она ничего не говорила. Скарпия сначала слушает, потом очень ехидно произносит - "Se la giurata fede"
Добиваясь Тоски,  Скарпия с азартом гоняется за ней вокруг кушетки, раскинув руки - типа, а я тебя все равно поймаю!
После препирательств берет ее манто - ты свободна, уходи... Боже, как он страсно валил Тоску на кушетку, грязный насильник!

"Vissi d'arte, vissi d'amore"  
Скарпия у окна, не поворачивается. Тоска сидит на кушетке, бессильно свесив руки.

Сцена убийства
"Ты собираешься уехать? " - спрашивает Скарпия севшим голосом.
Скарпия за секретером пишет. Тоска у обеденного стола особо не размышляет - видит нож, пугается своих мыслей, но, поудобнее уложив его в руке, готова действовать.
Умирающий Скарипя сначала идет в сторону, потом, в последней надежде получить ее объятия, поворачивается к ней, протягивая руки, но Тоска его отталкивает. Ах, как он жалобно просил о помощи.
На самом ли деле он заслужил эту смерть?

Акт III


Все очень хорошо разыграно, убедительно спето
Но последняя сцена как то слаба, недраматична. Тоску уличили в убийстве. Она поднимается на верхнюю площадку. Внизу неуверенно топчутся всего два человека.
Вдруг Тоска прыгает…
Последние слова, эти интригующие “O, Scarpia, before God!”  сказаны не были. Или мне показалось?

Ну что сказать в заключении. Эта опера, конечно, не раскрывает всех певческих возможностей SR. В ней всего три длинных арии, без украшательств и экивоков. Но зато, какой они исполнены страсти! Тоска стала моей любимой оперой. Может быть, есть и другие, где он так одержимо поет?

Судить о том, насколько у SR сохранился голос, я не могу. Во-первых, я не специалист, я слышу  предвзято и необъективно. Во-вторых, до этого я не слышала ни одной Тоски в его исполнении, кроме Те деума, поэтому мне особо не с чем сравнивать.
Но то, что я увидела и услышала, сидя в зале, заставляло трепетать мое сердце. После первого акта у меня было такое ощущение, что меня накачали энергией, и я либо взлечу, как воздушный шар, либо лопну от счастья.  Не знаю, что чувствовали другие зрители, может ничего такого особенного. Возможно, я просто так настроена на его волну, что меня вышибает от одного его вида на сцене

Забыла сказать, что после каждого акта исполнители выходили на поклон. Оба раза (после третьего акта он не вышел) SR всячески прикалывался.
По каким-то оперным правилам сначала выходит певец рангом пониже, в конце появляется звезда. Уходят в обратном порядке - сначала звезда, потом остальные.
Каждый раз на сцене возникала толчея - SR всячески старался пропускать Марко (Марио) впереди себя, тот упирался, расшаркивался и жестами давал понять "только после вас"
После второго действия SR вышел восле Виолетты (Тоски). У нее там платье с длиным шлейфом. В какой-то момент SR обнаружил, что стоит у нее на подоле, отойти он не мог, так они все держались за руки. Тогда он сначала постарался этот шлейф от себя отбрыкнуть, а потом, когда не получилось, стал скрещивать ноги в реверансе и одной ногой толкать этот шлейф назад.
Когда они явились на поклон еще раз, Виолетта уже держала шлейф в руке.

После спектакля он тихо сидел в уголочке за столиком (уж Статсопера могла бы что-то получше придумать, чем закуток у лестницы), подписывал фотки. В левом ухе - серьга - брильянтовый гвоздик, на левой руке обручальное кольцо также с брильянтами. Одет был в тонкую дубленку. Скромный человек, никаких понтов, никакой звездной болезни.




Когда интерес к нему иссяк, вышел на улицу, пропустив дам вперед, и пошел пешочком в отель, благо сразу за оперой находится роскошный “Сахер” http://www.sacher.com

Если сложить все воедино,
это был один из лучших вечеров в моей жизни. Во мне что-то изменилось, от чего, с одной стороны я счастлива, с другой стороны несчастна.
Счастлива от того, что я знаю человека, который обладает голосом, талантом, харизмой до такой степени, что способен изменить реальность.
Несчастна от того, что этот акт волшебства хочется видеть вновь и вновь. Но за все деньги мира нельзя повернуть время вспять. Нет гарантии, что у него будут контракты в Европе. Сам SR, по крайней мере, ничего конкретного об этом сказать не мог.

И все же я живу надеждой, что ожидание не продлится долго. Дай бог ему здоровья и голоса еще на долгие годы.

samuel ramey, opera, vienna, tosca

Previous post Next post
Up