Трейнспоттинг: Электропоезд ЭР9

Dec 08, 2016 18:00

Оригинал взят у yelkz в Трейнспоттинг: Электропоезд ЭР9


Самое интересное в массовых электропоездах как советского периода, да и более поздних российских - они все что называется "на одно лицо". Вернее так - внешне основное отличие было как раз в формах кабины и раскраске, в остальном они все были достаточно похоже. А между тем только на территории бывшей СССР большое разнообразие всевозможных электричек, в котором я как-то потихоньку и пытаюсь разбираться.
Ну а начать хочется пожалуй с самой привычной и хорошо знакомой мне серии электропоездов - ЭР9.



Вообще надо сказать, что Рижский вагоностроительный завод (RVR) в советское время был одним из флагманов производства электропоездов (как правило разработка шла на РВЗ, а дальнейший выпуск мог проходить на других предприятиях или как-то разделять обязанности). Именно там в конце 50-х годов начался выпуск электропоездов нового поколения, основное требование к которым было - большая конструкционная и эксплуатационная скорости, а также большая вместительность (ну то есть длина подвижного состава). Именно с этого времени берёт своё начало маркировка ЭР (электропоезд рижский). Первые модели были для сетей постоянного тока, однако почти одновременно начали разрабатываться модели и для сетей переменного тока. С 1957-го опытные образцы, а с 1961-го года - массовые, изначально была серия ЭР7. Впрочем уже в 1962-м году как продолжение этой не столь массовой серии начали выпускаться поезда серии ЭР9 (Электропоезд Рижский, 9-й тип) - также для сетей переменного тока, оптимизированные для дорог СССР:



Поскольку электропоезд, как и любые МВПС (моторвагонных подвижных составов), является одним целым, несмотря на многовагонную структуру, то надо разделять разные типы вагонов. Все подобные электропоезда СССР/России имеют в своём составе три типа вагонов:
- Пг (прицепной головной) - осевая формула (2-2)
- Мп (моторный промежуточный) - осевая формула (20-20)
- Пп (прицепной промежуточный) - осевая формула (2-2)
Для всех советских электропоездов характерна одна и та же система компоновки, то есть вагоны Пп были идентичны как для поездов переменного, так и для поездов постоянного тока (отсюда собственно такое их массовое сходство - всё делалось практически идентично).
Основная композиция электропоезда - 2Пг+5Мп+3Пп (10 вагонов), может также использоваться другая компоновка: 2Пг+6Мп+4Пп (12 вагонов), 2Пг+4Мп+2Пп (8 вагонов), 2Пг+3Мп+Пп (6 вагонов), 2Пг+2Мп (4 вагона) - общая формула формирования состава (Пг+Мп)+0..4×(Мп+Пп)+(Мп+Пг). В Саратове например в основном встречаются поезда 6-вагонной компоновки; иногда летом 8-вагонной, зимой наоборот могут сокращать составы до 4-х вагонов:



У советских и российских электропоездов (ЭР9 не исключение) - имеется следующая система нумерации -"название серии(с учётом модификации)"-XX/XXX. Скажем в данном случае получается ЭР9Т-685 (ранние модели имели двухзначное обозачение). Соответственно для обозначения вагонов состава добавляются ещё две цифры - то есть будут вагоны обозначаться: ЭР9Т-68501, ЭР9Т-68502 и т.п.



Пп-вагоны в общем у всей серии ЭР (как для сетей переменного, так и для постоянного тока) идентичны. Мп-вагоны отличаются компоновкой некоторых элементов, что характерно - везде на них установлены двигатели постоянного тока (4 на вагон), просто для серии ЭР9 ещё устанавливаются преобразовали из переменного в постоянный ток. Также на Мп-вагонах установлены токоприёмники-пантографы. Пг-вагоны в первую очередь чисто внешне могут различаться типом кабины - ранние модели имели круглую кабину, более поздние квадратную (именно такую как на большинстве снимков):



Серия поездов ЭР9 выпускалась на протяжении сорока лет (с 1962-го по 2002-й) - преимущественного на Рижском вагоностроительном заводе (характерный логотип RVR спереди), впрочем часть поездов выпускалась в Киеве (Киевский электровагоноремонтный завод) и в Твери (Тверской вагоностроительный завод). Всего за это время с учётом всевозможных модификация было построено 648 поездов.
В окрестностях Саратова большая часть поездов - это ЭР9Т (нумерация с 667 по 747 - всего построен 81 поезд) - одна из поздних модификаций - выпуск этой серии шел с 1988-го по 1996-й. Помимо модернизации различных элементов, эту серию легко отличить от остальных поездов ЭР9 установленными на крыше Мп-вагонов тормозных реостатов:



Я очень смутно помню из детства предшествующие модели ЭР9, бороздящие просторы Саратова и окрестностей (помню, что они были характерного зелёного цвета), однако хорошо помню как начали появляться электропоезда синего цвета (где-то в конце 80-х/начале 90-х) с новой характерной квадратной кабиной. Именно в такой расцветке большинство поездов ЭР9 и дожили до наших дней:





Однако последнее время некоторые поезда после ремонта-обновления начали перекрашивать с современные РЖД-цвета (красный с серым). Таких поездов (именно если брать по ЭР9) пока поменьше, но уже есть:











Электропоезда могут при необходимости работать по системе многих единиц СМЕ - по крайней мере пару раз был свидетелем такого движения поездов (два шестивагонных состава объединили в один):



Наконец где-то (в других регионах - у нас не замечал) есть возможность встретить старые модификации ЭР9, прошедшие капитально-восстановительный ремонт. Как правило в ходовой части и электрооборудовании таких поездов ничего не меняется - изменения больше касаются отделки салонов, соответственно кабина головной части остается старой формы.
Вот например ЭР9П - наиболее массовая модификация, выпускавшаяся с 1964-го года. Для поездов прошедших КВР в название перед номером добавляют индекс "К". И опять же - отремонтированных моделей не классический зелёный цвет, а новый ржд-шный:



ТРАНСПОРТ, РЖД, НАЗЕМНЫЙ, ZAVODFOTO из ЖЖ

Previous post Next post
Up