Двухколесные моторы войны

Apr 14, 2016 12:00

Оригинал взят у stoleo1976 в Двухколесные моторы войны
Продолжая тему выставки Моторы Войны хотелось на некоторых экспонатах остановится подробнее, чего не сделать в обобщающем материале. И сегодня это будут мотоциклы, на выставке они были в меньшинстве (не считая танков, но это спец техника) и от этого еще интереснее.



М-72. Советский тяжелый мотоцикл разрабатывался с 1939 года по образу и подобию довоенного немецкого BMW R-71. Производился с 1941 до середины 1950-х годов. Его разработка началась в 1939 и для этого правительство СССР секретно закупило пять мотоциклов BMW R-71 в Швеции.



В марте 1941 года на Московском мотоциклетном заводе (Созданном в рамках Московского велозавода) началось производство. Двигатель делали на ЗиС (он же ЗиЛ), КПП на КИМ (он же МЗМА, он же АЗЛК), кардан и коляску производил ГАЗ. В дальнейшем во время ВОВ производство мотоциклов наладили в Ирбите и в Харькове, какое то время производили его в Ленинграде. Основное КБ было перенесено в Ирбит, тогда же появилась и приставка Урал.



В Москве на ММЗ мотоцикл выпускался до 1951 года и только для военных. Впервые в советском мотоцикле появились современные тех решения того времени - мощная дуплексная рама, два варианта переключения КПП - ножное и рычажное (по выбору мотоциклиста, при этом ножное впервые на мотоцикле СССР), пружинные амортизаторы задней подвески, передняя вилка телескопической конструкции. Вместо цепной передачи (на большинстве советских мотоциклов) устанавливалась карданная.
Оппозитная схема расположения цилиндров обеспечивала хороший баланс мотора и низкий центр тяжести. Привод вспомогательных агрегатов (генератор, масляный насос, трамблер) был шестеренчатым.



В свободной продаже гражданская версия появилась в 1955 году. Эта версия отличалась улучшенными характеристиками двигателя, мощной рамой. Хоть мотоциклы гражданские и являлись частной собственностью - владельцы (версий с коляской) обязаны их были ставить на учет в военкоматы и в случае войны они могли быть реквизированы в пользу армии.



На мотоцикл еще на заводе крепились сумки для боеприпасов и ЗИП (комплект запчастей первой необходимости), кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета Дегтярева - вертлюг. Пулемёт крепился сошками к пластине вертлюга, это позволяло вести огонь с места и на ходу. Трубчатые кронштейны для вертлюга спереди и сзади коляски, позволяли вести огонь как по ходу мотоцикла, так и назад. В очень ограниченном количестве, в войска поступали модификации с установленным вместо корпуса коляски 82-миллиметровым миномётом.



Сетчатый воздушный фильтр М-72 и ручка ручного переключения КПП (серая с круглым оконечником)






Американский Harley Davidson WLA 42, поставлявшийся в СССР по лэндлизу. Основная конструкция WLA 42 типична для HD - стальная дуплексная рама с установленным в ней V-образным двигателем и приводом на заднее колесо при помощи зубчатого ремня, жесткая подвеска заднего колеса. Но были и отличия от гражданской версии WL. У него было
оригинальное расположение органов управления - правую руку мотоциклиста оставили свободной, чтобы ему было удобно стрелять во время движения. На него ставился мощный задний багажник для перевозки радиостанции, патронный ящик, чехол для автомата «Томпсона», устанавливались широкие  крылья.



Мотоциклы поставлялись без вариантов с коляской (по разным источникам поставили нам от 30000 до 50000!!!), для установки пулемета и большего объема перевозимого инженеры СССР разработали возможность пристыковки коляски от М-72 к WLA 42.


















Английский Velocette MAC. История мотоциклов Velocette началась в 1905 году, когда Йохан Гудмен основал семейную компанию по проектированию и производству мотоциклов «Veloce Ltd.». Первые мотоциклы компании выпускались с 4-тактными моторами, но затем компания стала ставить 2-тактные 250 см3.
Velocette MAC появился в 1939 года. На него ставили одноцилиндровый 349 см3 двигатель, который представлял собой фактически 250 см3 двигатель от модели MOV 1933 года с увеличенным ходом поршня, разгонявший аппарат до 100 км\ч при его весе в 130кг. Мотоцикл с модернизациями производился до 1960 года, а уже в 1970 сама компания прекратила свою деятельность.



BMW R75 Sahara. Пошел в производство и был принят на вооружение Вермахта в 1941 году, уже в разгар Второй мировой войны. Настоящей изюминкой BMW R75 была трансмиссия, давшая мотоциклу уникальные проходимость и тяговые качества. Четырехступенчатая коробка передач с передачей заднего хода объединялась в один узел с двухступенчатым понижающим редуктором. В результате, в активе у мотоцикла появилось восемь передач переднего и две передачи заднего хода.



Рычаги переключения передач коробки и понижающего ряда располагались справа возле бензобака. Мотоциклист выбирал между основным Strasse («улица») и пониженным Gelande («местность») рядами.
Крутящий момент на заднее колесо, передавал карданный вал. Ведущее колесо коляски приводила полуось, расположенная в трубе колясочной рамы. Между задним колесом мотоцикла и колесом коляски устанавливался дифференциал с блокировкой, которую полагалось включать при преодолении тяжелых участков и в случае эксплуатации «Сахары» без коляски. Еще один бортовой редуктор находился между приводным валом и колесом коляски.



Опытный мотоциклист на R75 мог остановиться в песке или болоте, а потом, не буксуя, тронуться с места снова. Благодаря этой "фишке" Sahara приобретала качества тягача. Специально для этой цели в штатную комплектацию входил фаркоп, который установили на длинный высокий шест - дышло, расположенное между экипажной частью и коляской. Мотоцикл легко буксировал противотанковую пушку PaK-35/36 калибром 37 мм.






Седенье Dunlop!






Фирму Zundapp в 1917 году учредил Фриц Ноймайер совместно с концерном Krupp. Полное название Zunder und Apparatebau G.m.b.H, а торговая марка Цюндапп образовалась сокращением слов Цюндер унд Аппаратенбау (взрыватели и аппаратура). Первую модель сделали по образцу английского Levis.



Zundapp KS 750, разработан специально для армии. Предназначался для движения по тяжелому бездорожью и обладал повышенной проходимостью и маневренностью, использовался для разведки, перевозки личного состава и грузов.
На нем стояла система регулирования подвески колес в зависимости от состояния грунта.



Оснащен оппозитным, 2-цилиндровым, 4-тактным двигателем 751 см3, мощностью 26 л.с. Был установлен резервный фильтр бензобака, который позволял продолжать движение даже при пробитом баке






Мотоцикл имел 4 передачи вперед, 1 назад и 1 понижающую передачу. Понижающая передача использовалась только для пересеченной местности. КПП была жестче чем у BMW R 75 и обладала более длительным сроком службы.



В ходе испытаний первых экземпляров в Вермахте мотоциклов R 75 (BMW) и KS 750 - Цюндапп превосходил R 75.






С помощью рычага блокировки можно было заблокировать дифференциал, это допускалось только при сложных дорожных условиях.



Коляска BW 40 мотоцикла имела комфортную торсионную подвеску (с 1943 использовали коляску BW 43 с упрощенной дешевой ресорной подвеской - на фото), привод и тормоз колеса от задней оси мотоцикла. Заднее колесо получало 70% мощности и только 30% шло на колесо коляски.



Японский Rikuo Type 97. Лицензионная копия Harley-Davidson VL, при этом японцы купили не только лицензию на мотоцикл в 1932 году, но еще и оборудование у Harley-Davidson, которое в 1933 году было вывезено в Японию из Милуоки (Harley-Davidson была на грани банкротства) и смонтировано с помощью специалистов Harley-Davidson.



Производить японский HD стали под названием Rikuo - Король дорог. На основе базовой гражданской версии была разработана версия для армии с коляской (обратите внимание с какой стороны она) и с приводом на колесо коляски. Эта версия и получила название Rikuo Type 97. С небольшими вариантами мотоцикл производился разными производителями в стране, в том числе известной сейчас Mazda, варианты мотоцикла незначительно отличались длиной колесной базы и навесным оборудованием.



NSU Kettenkrad HK 101 - полугусеничный немецкий мотоцикл высокой проходимости, выпускавшийся в Германии в годы Второй мировой войны. Разрабатывался для парашютно-десантных и горно-егерских дивизий, но благодаря высоким динамическим характеристикам стал применяться всеми подразделениями немецкой армии. С 1940 по 1945 годы фирмами NSU и Stoewer было выпущено 8871 мотоциклов. Уже после окончания войны из оставшегося объема деталей в период с 1945 по 1949 годы было собрано ещё около 550 машин, применявшихся в народном хозяйстве до 1950-х годов.
Одним из главных разработчиков машины являлся Генрих Эрнст Книпкамп, создатель ходовой части танков «Тигр» и «Пантера». Концепция полугусеничного мотоцикла была разработана и запатентована им летом 1939 года. Книпкамп оснастил новую машину ходовой частью собственной разработки, особенностью которой являлось шахматное расположение опорных катков. Управление осуществлялось при помощи переднего колеса, смонтированного в вилке мотоциклетного типа. Но машина могла выполнить поворот и с малым радиусом - при помощи гусениц, благодаря наличию дифференциала. Кроме водителя, Kettenkrad мог принять на борт еще двух человек, полная грузоподъемность составляла 325 килограмм и буксировочная до 450кг.
Двигатель у этого мотоцикла был автомобильный карбюраторный 4-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Opel Olimpia 38, мощностью 36 л.с. и позволял разгоняться до 60км\ч на твердом покрытии и до 40 км\ч на пересеченной местности.



Вот такие они некоторые двухколесники II WOW.

ZAVODFOTO из ЖЖ, Музей

Previous post Next post
Up