ЗАО «ВАГОНМАШ» (бывш. Ленинградский Ордена Октябрьской Революции и Ордена Красной Звезды вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова) - предприятие России, занимавшееся производством пассажирских вагонов для железных дорог и электровагонов для подвижного состава метрополитена.В 1874 г. здесь существовала маленькая экипажная фабрика англичанина Джорджа Смита, рядом с которой основал свой завод по изготовлению патронных ящиков саксонский купец Федор Карлович Ретшке. Это имя было трансформировано рабочим людом в «Речкина», и завод стали называть «заводом Речкина». Несколько позже Федор Карлович купил фабрику Смита, значительно пострадавшую от пожара.
С 1897 года переориентировался на выпуск вагонов и был переименован в Петербургский вагоностроительный завод. В 1911 году завод вошёл в состав монополии (синдиката) «Продвагон».
Вскоре после Великой Октябрьской революции 1917 года завод перешёл в собственность Советского государства, а в 1922 получил имя участника революционного движения И. Е. Егорова. В 20-е - 30-е годы XX столетия на завод выпускал пассажирские вагоны для пригородных поездов и составов дальнего следования. В 1939 году здесь построен первый советский цельнометаллический вагон. В годы Великой Отечественной войны перешёл на военную продукцию.
С мая 1968 года Ленинградский вагоностроительный завод приступил к серийному производству моторвагонных поездов для подвижного состава метрополитена. В начале 1990-х годов ЛВЗ имени И. Е. Егорова был приватизирован и трансформирован в ЗАО «Вагонмаш». Из-за охватившего страну экономического кризиса и снижения спроса на подвижной состав со стороны метрополитенов ЛВЗ был вынужден прекратить производство.
Только в середине 2000-х годов, после приобретения завода группой «Дедал», выпуск продукции вновь был реанимирован. В 2007-2008 годах предприятие строит вагоны дальнего следования для РЖД и электровагоны для метрополитенов.
К сожалению, вагоностроительный завод пришел в упадок. В данный момент производится демонтаж зданий комплекса завода группой компаний «Размах». Редевелопмент указанной территории будет выполнен строго в соответствии с согласованной концепцией высвобождения, основанной на проведенной ВООПиК историко-культурной экспертизе. Сохранить и приспособить под новое назначение предполагается не только охраняемые объекты: 3 здания-памятника регионального значения (заводоуправление и 2 цеха), отдельные элементы (фасады и объемы), но и ряд дополнительных сооружений, включая фрагменты зданий, документарно не представляющие историко-культурной ценности, но составляющие с историческими зданиями единые комплексы - красивые ансамбли - образцы промышленной архитектуры.
Источник