Оригинал взят у
mib55 в
Ветеран омской энергетикиРасскажу немного об одном из сравнительно новых омских автомобилей-памятников - полноприводном грузовике ЗиЛ-157КД, установленном около территории ОАО "Энергоавтотранс". Памятник появился в 2009 году, судя по всему, его установку приурочили к 5-летию образования "Энергоавтотранса" - эта компания была создана как стопроцентная дочка "Омскэнерго" в 2004 году.
ЗиЛ-157 появился во второй половине 1950-х в результате проведения работ по модернизации выпускавшегося тогда полноприводного армейского автомобиля ЗиС-151, оказавшегося достаточно неудачным. От своего предка 157-я модель отличалась, главным образом, односкатными колёсами на всех осях и системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах, что позволило в разы повысить проходимость машины, а также более грамотной развесовкой, улучшенным двигателем и более эргономичной кабиной. Серийное производство нового грузовика началось на ЗиЛе в 1958 году, и в первую очередь новую машину получили, конечно, военные. 157-й надолго стал одним из основных автомобилей Советской армии: кроме применения в качестве бортовых грузовиков, ЗиЛы использовались как шасси для установки спецфургонов самого разного назначения, на их базе монтировались топливозаправщики, транспортно-заряжающие машины, машины для очистки аэродромов, системы вооружения типа БМ-13НМ и многое другое. Использовались в армии и седельные тягачи ЗиЛ-157В, в частности для буксировки полуприцепов - ТЗМ и полуприцепов - спецзаправщиков для ракет. Ещё одной профессией ЗиЛ-157 стала борьба с огнём - на его базе было создано много пожарных машин различного направления, от простых автоцистерн и рукавных автомобилей до установок газоводяного тушения, вооружённых турбореактивными авиадвигателями.
В 1961 году ЗиЛ-157 был модернизирован, получив в индексе дополнительную букву "К", основные изменения коснулись трансмиссии и двигателя, мощность которого была немного увеличена. ЗиЛ-157К продержался на конвейере завода имени Лихачёва до 1978 года, когда его производство передали на филиал ЗиЛа - Уральский автомоторный завод (УАМЗ), расположенный в городе Новоуральске Свердловской области, сейчас это предприятие называется ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (по другим источникам, производство ЗиЛ-157 сохранялось на московском заводе ещё в течении десяти лет, до 1988 года). На УАМЗе 157-му провели очередную модернизацию и стали выпускать с индексом ЗиЛ-157КД, основным отличием модификации "КД" была унификация двигателя с двигателем ЗиЛ-130. Производство ЗиЛ-157КД продолжалось аж до 1994 года, то есть машины этого семейства производились более 30 лет (!), за всё время было произведено 797 934 ЗиЛ-157 всех модификаций. ЗиЛ-157КД уже в большом количестве попали на гражданку, ведь в армию на тот момент уже поставлялись более современные ЗиЛ-131. Многие водители, особенно в сельской местности, очень любили 157-е - они отличались завидной проходимостью, простой и надёжной конструкцией, неприхотливостью в эксплуатации. Кстати, именно за высокие эксплуатационные параметры автомобиль получил в своё время Гран-при на Всемирной выставке 1958 г. в Брюсселе. Машины получили множество вариантов прозвищ: где-то их называли "крокодилами", где-то "трумэнами", "колунами" или "захарами".
На службе у омских энергетиков "крокодилы" когда-то имелись в немалом количестве, ведь энергетикам постоянно нужно обслуживать линии электропередач, которые часто находятся, мягко говоря, далековато от нормальных дорог. Кроме бортовых машин и седельных тягачей, на службе "Омскэнерго" были и ведомственные пожарные машины, и специальные машины на базе 157-х, самой распространённой из которых была, пожалуй, телескопическая вышка ТВ-26. ЗиЛ-157КД, установленный на постаменте, по некоторой информации, последние свои годы работал на ТЭЦ-4, а выпущен он был, судя по сохранившейся табличке, в 1986 году.
Автомобиль-памятник находится в достаточно удовлетворительном состоянии, но вот подкачивать иногда колёса не мешало бы. Комплектность машины тоже неплохая, за исключением двигателя, что неудивительно. И, конечно, энергетики могли бы повесить на постамент какую-нибудь памятную табличку, посмотрим, может и сделают к очередному своему юбилею.
Основные технические характеристики автомобиля ЗиЛ-157КД:
Колёсная формула - 6х6
Тип кузова - бортовой
Кабина - трёхместная
Грузоподъёмность, по дорогам с твёрдым покрытием - 5000 кг
Грузоподъёмность, по грунту - 3000 кг
Собственный вес в снаряжённом состоянии - 5540 кг
Полный вес - 10540 (8540) кг
Двигатель - ЗИЛ-157КД, карбюраторный, четырехтактный, шестицилиндровый, нижнеклапанный
Максимальная мощность - 110 л.с.
Расход топлива - 38,5 л на 100 км
Максимальная скорость - 60 км/ч