Музей ОАО «Мотовилихинские заводы». Часть 1

Nov 04, 2013 18:40

В рамках нашего проекта "Пермский край - Нам есть чем гордиться!" мы запускаем совместный проект ZAVODFOTO и 2 "З" класса Лицея № 8 (г. Перми), где мы в качестве консультационной и информационной поддержки будем знакомить ребят с историей пермской промышленности и ремесленного дела, знакомить с сегодняшним производством, попытаемся ответить на вопросы: как это делается и почему именно так? В итоге ребята узнают массу нового и интересного на практических примерах и мастер-классах. А полученные знания пригодятся как в учебном процессе, так и в жизни. Такой досуг и интересен, и полезен.

А начнем мы наше увлекательное путешествие с Музея ОАО «Мотовилихинские заводы».





«Мотовилихинские заводы» - крупный вертикально-интегрированный машиностроительный холдинг, который специализируется на производстве металлургической продукции, специального, дорожно-строительного машиностроения, нефтепромыслового оборудования и продукции ВПК.  В состав холдинга также входит собственное конструкторское бюро и ряд предприятий сервисного назначения. Подробнее о том, что представляет собой холдинг сегодня, мы поговорим в следующий раз, когда побываем на самом заводе. А сейчас вместе с ребятами давайте окунемся в увлекательный мир становления и развития этого уникального предприятия, которое внесло существенный вклад в развитие не только нашего города, но и страны в целом. Итак, поехали:

Как известно, своему рождению Пермь обязана залежам медных руд около деревни Егошихи вблизи устья одноимённой реки и речки Мулянки. Это способствовало зарождению промышленности в наших краях. Так, 5 мая 1736 года по предписаниям Её Императорского Величества Анны Иоанновны и начальника Уральского горного округа В.Н. Татищева состоялась закладка казённого медеплавильного завода на реке Мотовилиха. Спустя два с половиной года завод был зачислен в строй действующих и начал выплавлять лучшую по своему качеству, т. н. «штыковую» медь.

2.


Музей был открыт в 1976 году по решению руководства и партийной организации завода. По инициативе Ротфельда Михаила Вольфовича начала создаваться открытая площадка музея, на которой представлены крупногабаритные изделия, выпускаемые заводом в разные годы: образцы артиллерии и пусковые установоки. О ней мы расскажем в другой раз. А сейчас об экспозиции, которая находится в здании, построенном в 19 веке и тоже является памятником архитектуры.

3. Экскурсия начинается с посещения полноразмерной реконструкции медной шахты.


4. Далее мы попадаем в зал, где воссоздан быт рабочих завода тех времен. Как Вы думаете, а что изображено на 3 снимке вверху? Версии разные...Ребята включились по полной... Это утюг!


Аня показывала, рассказывала, загадывала...В общем, было очень интересно.

5.


В. Татищев отводил Мотовилихе особую роль - здесь должна была осуществляться очистка от примесей «черновой» меди других уральских заводов. Выплавляемая высокого качества «штыковая» медь шла на изготовление монет и церковные колокола.

6.


К середине XIX века основные месторождения медной руды на Урале были почти исчерпаны, что привело к постепенному сокращению объемов производства меди и кризису медеплавильной промышленности. Поэтому в 1863 году Мотовилихинский медеплавильный завод был остановлен. Но это не конец, а только начало. По велению Александра II Был построен новый завод, который и положил начало сегодняшней специализации - Артзавод № 1 в России. Перед заводом была поставлена задача в максимально короткий срок обеспечить потребность русской армии в современной крупнокалиберной артиллерии. И завод с этой задачей справился. Более того есть и рекорды. В 1868 году на Пермском чугунопушечном заводе была изготовлена пушка 20-дюймового калибра, аналог Московской Царь-пушки. Но наша еще и стреляла, выдержала 314 выстрелов 28-ми пудовыми снарядами. Эта наша пермская гордость. Чем не аргумент?.. Будите в наших краях - милости просим в музей Мотовилихинских заводов.

В 1871 году чугунопушечный и сталепушечный заводы были объединены и получили название Пермские пушечные заводы. А 1875 году наш пушечный завод оценили и на Западе. Он занял первое место в Европе по производству крупнокалиберных орудий. В этом же году изготовлен самый мощный 50-тонный паровой молот с силой удара до 160 тонн. Вот и его макет в центре. Кстати, его значимость была отображена на старом гербе Перми.



7.


Были и другие победы. Так в 1874 г. механик-самоучка мотовилихинец Дмитрий Пермяков построил первый на Западном Урале паровоз. Здесь был спущен на воду первый пароход, при строительстве которого была использована электрическая сварка. Именно на Мотовилихинских заводах были пущены первый на Урале мартеновский цех и первая заводская электростанция. Проектированием и строительством первых мартеновских печей на Мотовилихе занимался известнейший русский инженер А. Износков.

8. Вверху справа - стол и личные вещи Горного начальника пермских пушечных заводов Строльмана Сергея Алексеевича. Под его руководством было осуществлено техническое перевооружение производства: построены три мартеновские печи, электростанция, две литейные фабрики; введено фасанное литье лафетов, освоена выплавка различных сортов никелевой и хромистой стали, начато производство новых орудийных систем. Все это способствовало удвоению объема производства.

Еще один интересный факт. Его дочка Ольга Сергеевна Строльман-Каппель была женой белого генерала Владимира Оскаровича Каппеля.


А что это у Вас ребята в руках? Плантшетник с Урала...

С историей завода неразрывно связано имя талантливого инженера и ученого с мировым именем Николая Гавриловича Славянова - автора многих важнейших изобретений, самым известным из которых является способ дуговой электрической сварки расходуемым электродом. В 1893 году это изобретение он продемонстрировал всему миру. В 1886-87 гг. по проекту Славянова на заводе построена первая на Урале электростанция. С этого времени улицы Перми стало освещать электричество, а не керосиновые фонари.

9. А вот и макет знаменитого Славяновского «стакана» - двенадцатигранная призма весом 5 килограмм 330 граммов, высотою 210 миллиметров - он был представлен общественности на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году. Сплавив вместе никель, сталь, колокольную бронзу, томпак (сплав меди и цинка), чугун, медь, нейзильбер (группа медно-цинково-никелевых сплавов серебристого цвета), бронзу Славянов доказал, что его способ позволяет сваривать не только черные металлы, но и цветные.  / рядом вверху  "Плавильник" - первая в мире машина для электросварки с металлическим электродом

Внизу макет: Электрической Динамо-машины построенной по проекту Н.Г. Славянова в 1886 г.


Отличилась Мотовилиха и в революционное время. Рабочие, доведённые до полной нищеты и отчаяния, готовы были в любую минуту взяться за оружие. Нужен был только повод. 12-13 декабря 1905 прошло самое яркое, наиболее крупное народное выступление начала 20 века против самодержавия на Урале. О тех далеких событиях сейчас напоминает диорама-музей на горе Вышка и мемориальный комплекс, который не так далеко и расположен.

В Первую мировую войну «Мотовилихинские заводы» поставили для армии пятую часть артиллерийского вооружения. А на крейсере «Аврора» внимательный посетитель и сегодня может увидеть три боковые пушки, произведенные в Перми.

10. На Мотовилихинских заводах было построено четыре бронепоезда / рядом макет диорамы-музей посвященный событиям 12-13 декабря 1905


В 1930-х годах «Мотовилихинские заводы» стали одним из ведущих производителей в Советском Союзе сложной машиностроительной техники, оборудования для гидроэлектростанций, плотин и шлюзов, нефтепромыслового и бурового оборудования, строительной техники. На предприятии строились цельносварные суда и понтоны, изготовлялись гребные винты и якоря для судостроительных заводов, коленчатые валы для Омской железной дороги. Многие пермские специалисты помогали налаживать производство на многих уральских металлургических и машиностроительных предприятиях.

11.


Наш завод внес весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне. На нем в сжатые сроки осваивалось производство орудий разных систем и калибров - противотанковых орудий, легких полковых пушек, самоходных установок. За конструкторскую разработку и запуск в производство полковой противотанковой пушки - знаменитой сорокапятки - уже в первые месяцы войны «Мотовилихинские заводы» были награждены орденом Трудового Красного Знамени. За годы Великой Отечественной войны мотовилихинский завод выпустил более 48.600 пушек, а это четверть всех артиллерийских систем Советской Армии.

12.


В первый год войны Мотовилиха была практически единственным поставщиком артиллерийских пружин, орудийных щитов, тонкой брони, листа для станин, авиационных штамповок, авиационного конструкторского листа, проката для производства танков, артиллерийских поковок, штамповок и фасонных отливок для других оборонных предприятий страны. Предприятие изготавливало пушки в количестве, составлявшем план пяти артиллерийских заводов. Рабочие трудились на износ. Справа вверху один из примеров, за станком токарь Женя Гилев, а ему всего 14 лет...  Ниже еще один пример. На Украине нашли щиток, от пушки с надписью где говорилось, что эта пушка была сделана комсомольцами мотовилихинского завода во внерабочее время и на собственные средства. Представляете...

13.


Большой вклад внесла Мотовилиха в создание и оснащение прославленного Уральского добровольческого танкового корпуса. В сражениях Орловско-Курской дуги прошли первые боевые испытания уральские самоходки, вооруженные нашими пушками. Перед ними не устояла хваленая крупповская броня «тигров», «пантер» и «фердинандов».

Еще один интересный факт - первый выстрел по территории фашистской Германии 2 августа 1944 года был произведен из пушки-гаубицы МЛ-20 № 3922, сделанной руками оружейников Мотовилихи. Теперь это орудие в ряду других экспонатов стоит в Центральном музее Вооруженных Сил страны. 122-мм корпусная пушка № 501 20 апреля 1945 года первой стреляла по Берлину.

14.


В 1957 году заводу присвоено имя В.И. Ленина. А это много значило в свое время...

15.


В послевоенные годы предприятие начало освоение мирной продукции. «Мотовилихинские заводы» стали первыми в постсоветской России производителями насосных штанг, оборудования для бурения глубоких скважин с контролем их пространственного положения, немагнитных и утяжеленных бурильных труб. Именно на «Мотовилихе» состоялся пуск первой в России установки непрерывной разливки стали (УНРС).

11 декабря 1992 года в результате приватизации Пермского машиностроительного завода им. В.И. Ленина было образовано Акционерное общество открытого типа специального машиностроения и металлургии «Мотовилихинские заводы» (сейчас - Открытое акционерное общество специального машиностроения и металлургии «Мотовилихинские заводы»).

Постепенно расширяется и ассортимент выпускаемой продукции. С 1994 года налажен выпуск автокранов, в 1998 году создано конструкторское бюро дорожно-строительного машиностроения.

Но были и тяжелые времена... В 1990 году завод завод был полностью лишен оборонного заказа, крутились, как могли... Даже вот таких забавных гномиков делали...

16.


После Великой Отечественной войны завод создал многие виды современной артиллерии, такие как 152-миллиметровая система "Гиацинт", 240-миллиметровый самоходный миномет "Тюльпан", семейство 120-миллиметровых буксируемых и самоходных орудий "Нона", реактивные системы залпового огня "Град", "Ураган" и "Смерч". История продолжается…

17. А вот, что детей приводит в полный восторг. Макет "Смерча" в действии...


18. И, конечно, внимание и почет тем людям, которые отдавали себя заводу...


19.


Дети были восторге. На вопрос: "Понравилось ли вам?", закричали: "ОЧЕНЬ!!! Еще хотим!!!"

На этом мы заканчиваем первую часть нашего рассказа о музее Мотовилихинских заводов. Во второй части нас ждет наземная экспозиция...

Большое спасибо за интересную экскурсию Анне, а музею и компании больших побед!

P.S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятии есть что показать - "Как это делается и почему именно так!", Вы готовы раскрыть двери корпоративного музея, мы всегда рады принять участие. Кроме этого мы будем благодарны, если окажете проекту любую помощь. Например, оплатив аренду автобусов или, по возможности, предоставив свой для экскурсионного обслуживания детей. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости.

Музей ОАО «Мотовилихинские заводы». Часть 2: http://zavodfoto.livejournal.com/1718660.html

МАШИНОСТРОЕНИЕ, Пермь, Мотовилихинские заводы, Пермский край, Как это работает с почемучками, ВПК МАШИНОСТРОЕНИЕ, Музей

Previous post Next post
Up