Сегодня хочу написать про пражский мост, который впечталил меня больше всего. Нет, не Карлов. Точнее, Карлов был еще в первый приезд. Теперь речь идет о Нусельском мосте (Nuselsky most).
Эта огромная, монументальная, колоссальная конструкция представляет собой одновременно автомобильный и метромост, а по ее бокам расположены пешеходный дорожки. Как так получается? Автомобили едут на верхнем ярусе, а поезда метро - несколькими метрами ниже, в так называемом тубусе. Когда идешь по мосту, сложно даже представить себе, что внутри него мчатся поезда...
Что он соединяет? Не два берега реки (о мостах через Влатву будет отдельный пост, когда я наконец запомню их названия), а два холма, между которыми расположилась Нусельская долина - парк Фолиманка, жилые кварталы рабочего района, ручей Ботич и железнодорожные пути от Главного вокзала до Смиховского (первый сейчас на ремонте, поэтому поезда практически не ходят).
У моста шесть полос движения, четыре гигантских опоры, некоторые из которых расположены прямо у домов (интересно, каково было людям, когда над ними строили этого монстра?) и высокие, загнутые внутрь сетчатые ограждения. Это неспроста: с начала 1970-х и до 1990-х, когда появились стенки выше человеческого роста, вниз успели спрыгнуть (тут у меня был легкий шок) от 200 до 300 человек... Говорят, все равно до сих пор прыгают.
А высота, между прочим, превышает 40 метров. Длина - 485 метров, ширина - 26,5 метров. Крымский мост, правда, шире и длиннее: его надводная часть всего 168 метров, а вот полная длина - 688 метров. Но я вам честно скажу: Нусельский выглядит больше, особенно если смотреть на него снизу вверх, со стороны домов.
Свежепостроенный мост, кстати, тестировали весьма необычным способом: по нему пустили колонну танков. С метротубусом все оказалось сложнее: его рассчитывали на достаточно легкие поезда, а в итоге закупили (или получили даром?) советские, на несколько тонн тяжелее. Тоннель пришлось в срочном порядке укреплять. И все равно к 1990-м годам мост покрылся трещинами и потребовал капитального ремонта. Сейчас можно безбоязненно ездить по нему и внутри, и снаружи (по крайней мере так говорят), но все равно метрочасть будут серьезно переделывать только после того, как запустят еще одну, четвертую, ветку метро...
Если идти по Нусельскому мосту со стороны центра, за спиной по левую руку останутся Жижков и наши Винограды с телебашней и костелом Святой Людмилы, спереди по правую руку будет Вышеград с базиликой Минор, справа сзади, в отдалении, - Пражский Град. После схода с моста ждут конгресс-центр, гостиница-небоскреб, метро «Вышеград» и в перспективе - спальные районы юго-востока Праги.
Знаете, что меня поразило больше всего? Во время перехода по этому мосту можно дышать почти полной грудью (после двух месяцев не в Москве!) и не бояться задохнуться, хотя это одна из ведущих транспортных артерий. На Русаковской эстакаде такой номер проходил с трудом.
Ждите фотографии, я туда еще вернусь. Постараюсь составить для себя окончательное мнение, есть ли в этом месте что-нибудь мрачное, кроме подавляющего масштаба и пробок в час-пик.