Американский фантастический фильм 2009 года, не имеющий прямого отношения к одноименному роману Артура Конан Дойля. На самом деле это даже не фантастика, а пародийная комедия. Объектом пародии стал не какой-то конкретный фильм, хотя «Планета обезьян», конечно, приходит в голову первой. Пародируются штампы фантастического кино в целом.
Сюжет, в общем, традиционен для канонической фантастики: гениальный, но непризнанный научным миром ученый, изобретает чудо-прибор по типу машины времени. Во время испытаний прибора ученый, его прелестная ассистентка и случайный придурковатый авантюрист попадают в параллельный мир. Там они встречают обезьяночеловека Чаку, похотливого похабника, и вместе с ним отправляются на поиски своего утерянного прибора, чтобы вернуться домой. Четверку героев преследует мстительный и злобный динозавр, чтобы вернуться домой им придется не только спастись от него, найти прибор, но и вступить в поединок с коварным и могучим предводителем гуманоидов-ящеров, ну и спасти Вселенную заодно.
Здесь есть все необходимые штампы: не признанный «сумасшедший ученый», красотка-ассистентка, всемогущие научные приборы, параллельные миры, злобные пришельцы, динозавры, спасение Вселенной.
«Сумасшедшего ученого» играет Уилл Феррелл. Флегматичный увалень гренадерского роста, с лицом, не обезображенным интеллектом, вызывает когнитивный диссонанс. Однако, самое поразительное, охотно верится, что гениальный ученый может выглядеть именно так. Беспомощным по жизни отмороженным фриком. Актер отыграл замечательно, на все сто процентов.
Остальные актеры тоже порадовали, старались в меру сил. Никто не выглядел фальшивым, все отменно хохмили и откалывали разные глупости с неизменно серьезным пафосным видом.
Вообще, юмора в фильме очень много. Прежде всего это именно комедия, потом уже фантастика. Конечно, не всем зрителям юмор будет по душе - много шуток, мягко говоря, сфокусировано ниже пояса, на генитально-сортирных темах. Лично мне смотреть было весело, я дядька простой. Если надо. Не Тарковским единым, как говорится.
Простой, доступный для понимания, динамичный, увлекательный, довольно красивый и очень смешной фильм, тем не менее, провалился в прокате. Почему? Кто его знает.
Может, у американцев особое, трепетное отношение к классической фантастике и создатели фильма покусились на святое? Может, зрители ждали экранизации романа Конан Дойля, а получили пародию неизвестно на что именно? Может, у них предубеждение к Уиллу Феррелу? Судя по публикациям в интернете, он считается плохим актером, его не любят. Я лично не видел других фильмов с его участием, а в данном он мне весьма понравился.
Знаю, что одной из претензий многих рецензентов являлся вопрос - куда создатели фильма потратили 100 миллионов долларов? Действительно, в «Затерянном мире» нет актеров-звезд, а визуальная часть вызывает вопросы. Возможно, именно это и является главной причиной неуспеха фильма. Американский зритель любит фильмы со звездами и морем спецэффектов. Сюжет не важен. Так, например, построены почти все блокбастеры, особенно снятые по комиксам.
Съемки велись в каких-то прибрежных дюнах, павильонах, большей же частью фантастический мир нарисован на компьютере. Местами это заметно. Наибольший же диссонанс на фоне вполне терпимой компьютерной графики вызывают костюмы, грим и декорации фильма.
С одной стороны - довольно правдоподобные рисованные динозавры и джунгли, с другой - резиновая морда и нарочито искусственный мех обезьяночеловека, нелепые явно пластиковые костюмы ящеров, топорные фанерные и картонные камни и «древние руины». Машина времени похожа на кассетный магнитофон «Электроника 302» советского производства. Некоторые спецэффекты выглядят настолько примитивными, как будто делались для фильма шестидесятых годов прошлого века.
Стеклопыжиковый мех обезьяночеловека.
Пластмассовые хари гуманоидов-ящеров.
Проблема фильма в том, что многие зрители восприняли картинку на экране слишком серьезно. Там, где они увидели отъявленную халтуру, я вижу недвусмысленную и очень трогательную стилизацию под фантастические фильмы шестидесятых годов, откуда авторы фильма явно черпали вдохновение. Фантастика шестидесятых, с ее пафосными и убийственно серьезными героями, наивными спецэффектами и декорациями, мастерски передана в «Затерянном мире». Именно это обстоятельство в значительной мере добавляет шарма данному фильму.
Вердикт
Отличная пародийная комедия. Способна поднять настроение. Рекомендую к просмотру.