Бывают такие фильмы, после просмотра которых на следующий день не можешь вспомнить, о чем там. Вот, например, фильм «Топор». Просмотрел я его всего три дня назад, а сегодня мне о нем практически нечего сказать.
Что нужно для создания успешного классического фильма ужасов?
Первым делом, нужно набрать группу жертв, чем больше, тем лучше. Потом следует поместить эту группу в некое замкнутое пространство, откуда нельзя сбежать.
Затем нужен кровожадный и беспощадный убийца.
Это основа, без этого фильма не будет, но все же - это не главное.
Фильм «Топор» старательно построен по вышеизложенной схеме, мало того, на постере фильма создатели еще раз напоминают зрителям, что это именно «old school American horror». Просматривая фильм, еще раз убеждаешься, что кроме следования беспроигрышной схеме, следует вкладывать в фильм хоть немного таланта.
Успех классического фильма определяют мелочи. Злодей должен быть страшен до усрачки, но и симпатичен отрицательным обаянием одновременно. Жертвы должны убедительно изображать страх, безысходность, паранойю. Они должны бороться за жизнь и умирать с криками, от которых стынет кровь в жилах.
Очень хорошо, когда в фильме присутствует достойный саундтрек. Музыка, зловещая и минорная, которая может быть даже прослушана в качестве самостоятельного произведения без всякого там фильма.
Очень и очень приветствуется интересный и неожиданный сюжет, не вступающий в противоречие со здравым смыслом. Еще лучше, если происходящее на экране не на секунду не дает заскучать. Когда нет нудных «лирических отступлений», пространных и абсолютно лишних монологов.
Это если говорить в общем. Если говорить конкретно о фильме «Топор», при общем соответствии классической схеме, в важных мелочах он откровенно отстоен.
В «Топоре» повествуется о группе экскурсантов, числом восемь, которых неопытный экскурсовод-придурок повез на прогулочной лодке кататься ночью по болотам близ Нового Орлеана. Лодка, конечно же, напоролась на камень и затонула. Туристы, слегка покусанные аллигаторами, выбрались на какой-то заросший кустами островок. На островке, понятно, стоит избушка на курьих ножках, где и живет маньяк-убийца.
История монстра - ужасно уродливого ребенка, погибшего на пожаре по вине неких злых подростков и теперь в качестве злого духа мстящего всем прохожим - излагается в середине фильма местной теткой. Никакой тебе таинственности и загадочности. Все предельно прямолинейно и скучно.
Злодей не страшен, тем более не симпатичен. Это просто большой дядька в неопрятном гриме, зачем-то отрывающий неуклюжими движениями случайным жертвам их тупые головы.
Спецэффекты, изображающие убийства, смешны и нелепы. Все эти фонтаны крови, открученные, но продолжающие кричать головы, уползающие в кусты в полном сознании половинки тел, как будто позаимствованы из какого-то клоунского мультфильма.
Знаменитые луизианские болота снимались в павильоне, что очень заметно и не добавляет привлекательности картинке.
Авторы фильма так и не определились, кто убийца - живой человек или бесплотный призрак. Поэтому монстр то неуязвим и страшно силен, то слаб и падает от ударов и выстрелов. Если он дух, почему выглядит взрослым дядькой, ведь погиб он ребенком? Если злодей - человек, почему неуязвим?
Здравый смысл вообще часто изменяет авторам фильма. Например, в эпизоде, когда монстра обливают керосином и поджигают, пламя тушится кратковременным дождем. Кто-нибудь пробовал тушить горящие ГСМ водой? Можете попробовать, узнаете много интересного.
Впрочем, фильм был бы в целом неплох, если бы не один, но очень крупный недостаток - вялый сюжет.
Для затравки, в первые минуты, еще до титров, убивают двоих мужиков, одного из которых, кстати, играет Роберт Инглунд (Robert Englund), который Фредди Крюгер. (Других знаменитостей в фильме нет). Следующие долгие и нудные 35 минут в данном фильме ужасов никаких ужасов не наблюдается. Минимум действия вообще. Все скучно и банально.
Создателям фильма можно было простить все, но только не смертную скуку, наполняющую «Топор» с начала до конца.
Вердикт
Фильм ужасов «Топор» совсем не страшный, скорее страшно скучный. Можно смотреть, только если нечего делать и смотреть больше нечего.