Некоторые люди, особенно старшего поколения, склонны считать, что советские фильмы были лучше современных, а сейчас снимают одно дерьмо. Это идиализация, хотя доля правды в такой точке зрения есть. Хорошие и плохие фильмы были всегда, просто раньше халтуры, по-моему, было меньше. Однако она была. Вот, к примеру, двухсерийный историко-приключенческий фильм «Русь изначальная», 1985 года выпуска.
Казалось бы, все элементы для успешного фильма имелись в наличии: отличнейший роман Валентина Иванова «Русь изначальная», хорошие актеры (один только Смоктуновский многого стоит, а еще Терехова, Лицитис, Невзоров, Чурсина, Светин и многие другие), достойное финансирование (если судить по хронометражу, количеству актеров и массовки). В итоге сняли жалкую халтурную фигню.
Я не говорю, что хороший фильм по роману Иванова было легко снять. Это очень масштабное произведение. Древняя Русь, война с хазарами, Византия, политика, бунт в Константинополе, война в Италии, война во Фракии. Масса действующих лиц, множество сюжетных линий, многотысячные батальные сцены. Десятки лет между первой и последней главой. Как это все впихнуть в две серии? А декорации - все эти улицы Константинополя, крепости, города, дворцы. Горы, леса, степи. Массовка, ворохи исторической одежды и оружия.
Экранизация романа Валентина Иванова это уровень канала НВО. Если бы западного зрителя интересовала история Руси и Византии. Серий 10 при соответствующем финансировании, еще один сериал «Рим», может даже круче. Для советского кинематографа это был бы слишком крупный проект, хотя такое случалось. Вспомните «Войну и мир», «Тихий Дон».
Сомневаюсь, что фильм «Русь изначальная» вообще стоило снимать, если были ограничены возможности. В итоге все равно получилась бы не полноценная экранизация, а кино «по мотивам». Впрочем, если все же решились, нужно было найти достойных сценаристов и толкового режиссера, ведь нужно было умело порезать роман с минимальным ущербом и сделать его смотрибельную версию. Вместо этого фильм поручили снимать никак не проявившему себя Геннадию Васильеву, по его же сценарию. Результат печальный.
Возможно, если бы режиссер ограничился экранизацией первой части романа, о войне славян и хазар, результат получился бы более достойный. На события в Византии не хватило ни хронометража, ни средств, ни умения. Кто знает. Только вот, главная проблема данного фильма это не неуважительное отношение к первоисточнику, не куцый сценарий, не недостаток финансирования, а нехватка режиссерского мастерства и общее наплевательское отношение к процессу съемок. Фильм снят плохо, небрежно, это халтура, и это бросается в глаза.
«Русь изначальная» снята по принципу известного мультика про зайца «и так сойдет». Одна из первых сцен: росичи скачут на лошадях по степи, везде стада животных, ковыль, лепота. Тут же совершенно рукотворная лесополоса, за которой торчат вышки высоковольтной линии. Что, нельзя было камеру немного в другую сторону направить? Достаточно того, что трактора в кадр не попали, и так сойдет?
«Византийские» сцены - отдельная песня. Крупнейший город своего времени, Константинополь, изображают стены Генуэзской крепости в Судаке. Эта же крепость во второй серии, с тех же ракурсов, изображает пограничную крепость Топер. Понятно, что крепостей на всех не напасешься, но ведь можно было хотя бы ракурсы поменять? Проблема не в том, что значительная часть населения СССР опознает место съемки, а то, что в глаза тут же бросается, что за стенами крепости ничего нет. Видно, что это нежилые руины. Что, нельзя было нагородить избушек из фанеры, прогнать перед камерой сотню людей, лошадей, коров, телег? Генуэзская крепость, кстати, имеет довольно большую территорию, есть где развернуться.
Император с важным видом ходит по полуразваленной стене, внизу, на двадцати квадратных метрах пару десятков человек изображает бунт, при котором было убито до 100 тысяч восставших горожан. Пять-шесть солдат изображают легионы.
Росский город в несколько срубов тоже жалок.
Впрочем, хуже всего в фильме не плохие декорации и небрежная работа оператора, а актеры. Росские воины, описанные в романе как сильные и могучие варвары, в фильме выглядят как сермяжные русские крестьяне 18 века из фильма «Россия молодая». Римляне выглядят, как ряженые. Собственно, ряженые - верное слово для всех актеров.
Невооруженным взглядом видны типичные лица людей начала восьмидесятых. Видно, что актер без всякого желания пришел с крымского пляжа на съемочную площадку, как был, в плавках, наскоро напялил парик и костюм и начал отыгрывать роль. Халтурка, ради какого-никакого заработка и возможности нахаляву выехать в Крым на съемки. А вечером - в ресторан. И сценарий говно, и режиссер поц. Это на лице написано. Зачем стараться. Фильм говно. Никто не будет его смотреть. Действительно, откуда им было знать, что некто Алексей Заровский захочет в далеком 2014 году его посмотреть?
Вердикт
Отвратительный фильм, жалкая халтура. Смотреть не стоит. Лучше прочитать одноименный роман Валентина Иванова, а не тратить время на «жалкое подобие левой руки».