Я думаю очень многие наслышаны о том что где-то там, в далеких цивилизованных странах, которые «за буром», контроль за предпринимательской деятельностью автоматизирован до полного беспредела.
В результате все платят налоги честно ибо скрыть ничего нельзя да и чревато это очень.
Кому-то кажется это фантастикой, кто-то вздохнет и скажет «бедные-бедные буржуйские предприниматели» при этом порадуется, что у нас «ну совсем все не так».
Но хочу вас разочаровать, увы, «совсем не так» это было до недавнего времени.
С января месяца этого года Министерство доходов и сборов запустило в эксплуатацию Автоматизированную систему «Налоговый блок», и именно с этого момента нужно вести отсчет последних дней предпринимательской вольницы.
Немного истории.
Буквально с самого начала создания налоговой службы она занималась накоплением информации в различных базах данных.
Этого требовала специфика работы и чудовищные объемы информации которые получала, и была вынуждена обрабатывать налоговая.
Первым был автоматизирован учет поступлений платежей.
Впрочем "автоматизирован" было слишком громкое слово. Инспектор вручную вносил в базу данных цифры из деклараций которые были «к начислению» потом вручную каждый день разносилась информация о поступлениях платежей.
Достаточно быстро додумались как сделать так что бы информация из банка «втягивалась» в этот АРМ (АРМ - автоматизированное рабочее место), автоматически.
Следующим этапом стало создание АРМа куда заносились все данные из всех сданных деклараций , после этого цифры о начисленных налогах из одного АРМа во второй тоже стали подтягиваться автоматически.
Создание АРМа по учету, накоплению и хранению данных из деклараций позволило автоматизировать процесс камеральных проверок.
Если кто не в теме камеральная проверка это когда проверяют декларацию на правильность ее заполнения и собственно сам расчет налога, что бы как говорится «математика плясала».
Более того, поскольку довольно часто многие показатели деклараций по разным налогам пересекаются и бывают вполне сопоставимы появилась возможность состыковать и сравнить данные разных деклараций.
Например взять декларации по НДС за год и сопоставить их данные с данными декларации по прибыли за этот же год и в результате выяснить, что по одним оборот фирмы за год составляет ну пускай миллион а вот по второй только 800 тысяч.
Дальше оставалось только разобраться в какой из них неправда :)))
Иногда так и должно было быть и расхождение оказывалось объяснимо в рамках действующего законодательства но иногда это были действительно ошибки (умышленные или нет это уже вторично) за которые насчитывали существенные штрафы.
Очередным этапом контроля стало введение приложения №5 к декларации по НДС, а чуть позже к нему добавилась обязательная сдача вместе с декларацией по НДС реестра выписанных и полученных налоговых накладных.
Сейчас система пошла еще дальше и налоговые накладные регистрируются всеми субъектами предпринимательства в центральной базе Минздоха.
В чем же суть.
Для начала расскажу о самом принципе начисления и уплаты НДС.
Например я завод который выпускает, ну пускай, электронные книги.
И вот я продаю свое изделие оптом по 1200 грн. в том числе НДС (НДС - налог на добавленную стоимость) который составляет 20%
Таким образом в цене изделия которое я продал за 1200 грн. НДС составляет 200 грн. которые я обязан заплатить в бюджет.
ООО «Альфа» которое купило у меня электронные книги оптом по 1200 грн продает их в розницу по 1800 грн. в этой сумме НДС составляет (1800:120х20) уже 300 грн.
Но фирма платит в бюджет не 300 грн., а только 100 грн. потому что 200 уже уплачены заводом.
Тоесть по сути НДС каждым следующим продавцом платится только с наценки или говоря по другому с той суммы (стоимости) которую он ДОБАВИЛ к первоначальной цене товара.
Но есть небольшой нюанс.
Когда завод продает изделие он кроме обычной накладной обязан выписать так называемую «налоговую накладную» и только ее наличие дает право ООО «Альфа» отминусовать 200 грн. от 300 грн. что бы платить только разницу (100 грн.).
Сумма НДС которую начислил предыдущий продавец и которую следующий отнимает от суммы НДС начисленного исходя из новой цены на товар называется налоговый кредит.
В нашем примере 200 грн уплаченные заводом буду для ООО «Альфа» налоговым кредитом.
Если ООО «Альфа» продает товар не обычным покупателем, а следующей фирме или предпринимателю она точно так же обязана выписать налоговую накладную что бы у следующего субъекта в цепочке было право отнять сумму налогового кредита от суммы НДС начисленной при реализации.
Как пример, ООО «Омега» товар который она купила в ООО «Альфа» по 1800 грн. продает уже по 3600 грн.
В сумме 3600 НДС составляет уже 600 грн. но ООО «Омега отнимает от этой суммы 300 грн. налогового кредита (НДС от 1800) и платит в бюджет только оставшиеся 300 грн.
В результате завод платит - 200 грн., ООО «Альфа» - 100 грн., ООО «Омега» - 300 грн. и бюджет все равно получает свои положенные 600 грн.
Я безусловно упрощаю схему, что бы было понятнее тем кто «не в теме».
На деле завод платит не 200 грн., а меньше т.к. наверняка он часть материалов использованных для изготовления изделия тоже купил с НДСом и этот НДС он точно также отминусует от налога начисленного на сумму реализованных товаров.
Но вернемся к налоговым накладным которые дают право на налоговый кредит.
Вполне естественно что как только ввели эту схему (а случилось это в далеком 1997 году) у предпринимателей возник соблазн купить товар у одного, а для налоговой документы приложить от другой фирмы по уже завышенной цене, что бы меньше платить налогов.
Как же действует эта схема.
Например ООО «Омега» покупает товар за наличные у ООО «Альфа» по 1800, а документы подкладывает как будто это было куплено у ООО «Гамма» но не по 1800 грн., а по 3200 грн. В результате ООО «Омега» включает в налоговый кредит вместо 300 грн. уже 533 грн. и платит в бюджет всего-навсего 67 грн. вместо положенных 300 грн.
Естественно ООО «Гамма» никаких налогов при этом не платит.
Говоря по простому ООО «Гамма» это фиктивное предприятие которое реальной деятельности не ведет, а только выдает левые документы помогая недобросовестным налогоплательщикам формировать завышенный налоговый кредит минимизируя тем самым уплату налогов.
Так было на протяжении десятка лет но с того момента как всех плательщиков НДС обязали сдавать реестры полученных и выписанных налоговых накладных этой схеме минимизации приходят кранты.
На сегодняшний день налоговики могут проследить всю цепочку выписанных налоговых накладных от производителя (или импортёра) до конечного потребителя (гражданина, экспортера, или другого производителя если это сырье).
Контроль осуществляется на уровне Киева в автоматическом режиме, а районные налоговые видят результат этого контроля.
Таким образом, если ООО «Альфа» выпишет налоговые накладные ООО «Омега», а та в свою очередь их по какой-то причине в декларации за этот месяц не поставит их в налоговый кредит это сразу же будет видно по системе и у налоговиков возникнут вопросы.
Точно также они возникнут если ООО «Омега» включит в кредит НДС по накладным полученным от ООО «Гамма» которые никогда в системе не регистрировались.
Безусловно я сейчас опять таки упрощаю схему для большей наглядности.
На самом деле все намного сложнее.
После введения этой системы контроля вместо одной фиктивной фирмы начали создаваться цепочки из 20-30 фирм которые выписывают налоговые накладные друг дружке, по кругу, зачастую по несколько раз, для того что бы запутать следы.
Но это только оттягивает "момент истины" на несколько месяцев но результат почти всегда один.
Если какой-то плательщик сформировал себе налоговый кредит и затраты за счет «левых» документов его все равно вычислят по системе сопоставления (максимум через пол года если схема ну очень запутанная), придут с проверкой и насчитают не только сокрытый (заниженный) налог но еще и не хилую сумму штрафа.
Что ждет в недалеком будущем.
Минздох на протяжении последнего года очень активно продвигает внесение изменений в законодательство после которых плательщики налогов будут обязаны по импортному товару указывать в налоговый накладных напротив наименования товара номера ГТД (ГТД - грузовые таможенные декларации) по которым этот товар был ввезен в страну.
Зачем это надо?
Все очень и очень просто.
При ввозе товара в страну на таможне уплачивается не только госпошлина но и НДС, а иногда также и акциз.
Что бы не платить все эти налоги часть товаров сейчас завозится по серым схемам (фактически контрабандой) и запускается в оборот через различные схемы с использованием подставных фирм или частных предпринимателей.
После введения номера ГТД в налоговую накладную, можно будет проследить весь товар ПОИМЕННО от момента его ввоза на территорию страны до момента реализации его конечному потребителю.
Поскольку окромя реестра налоговых накладных существует также база ГТД весь контрабас тут же выплывет наружу.
Налоговики которых сейчас объединили с таможней смогут практически в режиме реального времени вычислять товар который никогда не проходил таможенный контроль и по которому НДС при ввозе в страну не уплачивался.
И дальше будет еще круче.
Нужно понимать, что у налоговиков окромя реестров налоговых накладных есть огромное количество других баз данных.
Большинство из них существуют не один год, а некоторые и не одно десятилетие, но только после прихода в налоговую службу Александра Клименка этому «богатству» была дана надлежащая оценка.
Дело в том, что все эти годы у налоговиков не было единой системы комплексного анализа всего массива имеющейся информации.
Но на сегодня такая система уже создана и продолжает совершенствоваться.
«Налоговый блок», о котором сам Минздох с таким воодушевлением
рапортовал на своем сайте, это система комплексного анализа всей информации которая была собрана налоговой службой на протяжении всей ее деятельности или поступает туда сейчас.
На сегодня она пока еще не охватывает все нюансы, но работа над ее совершенствованием ведется постоянно.
Как мне кажется, еще год-полтора, максимум два и налоговый контроль в Украине станет таким же тотальным как и во всех цивилизованных странах.
Чего стоит ждать уже в ближайшее время.
Начиная с октября этого года налоговикам передали администрирование единого социального взноса (ЕСВ) которым раньше занимался пенсионный фонд.
Как мне кажется, руководство страны решило что Пенсионный слишком неэффективно его админит, а налоговикам за счет их опыта и благодаря тому же «налоговому блоку» удастся собрать намного больше.
Такой подход не лишен здравого смысла.
Приведу небольшой наглядный пример.
Начиная со второй половины 2010 года предприниматели которые находятся на упрощенной системе (единщики) окроме самого единого налога обязаны уплачивать ЕСВ (в минимальной сумме исходя из размера минимальной заработной платы).
Однако, очень и очень многие продолжали платить только единый налог (особенно это касается тех кто торгует на рынке) игнорируя уплату ЕСВ.
Пенсионный фонд по какой-то причине относился к этому очень лояльно и таких предпринимателей не трогал (хотя обмен информацией с налоговой службой у них и был).
Можно предположить что Пенсионный не спешил по той простой причине что срока исковой давности по ЕСВ нет и эти суммы можно начислять хоть через 15 лет.
И таких "несознательных" предпринимателей судя по всему как минимум 70% от общего числа плательщиков единого налога 1 и 2 группы и скорее всего 40-50% от плательщиков третьей группы.
Что это в цифрах.
Каждый плательщик единого налога на сегодня должны был уплатить ЕСВ (беру только период который сейчас передали налоговой):
- за 2011 год - 4010,30 грн.
- за 2012 год - 4572,42 грн.
- за 2013 год - 4800,76 грн.
Итого 13383,48 грн.
По состоянию на 01.01.2013 года количество плательщиков единого налога в Украине составляло:
1 группы - 299 тыс.чел.
2 группы - 721 тыс.чел.
3 группы - 250 тис.грн.
Если мое предположение верное, и действительно большинство из них ЕСВ не уплачивало, тогда примерно 800 тыс. человек, в скором времени, ожидает небольшой сюрприз в виде необходимости уплатить в бюджет 13,4 тыс.грн. ЕСВ плюс штрафы за несвоевременную оплату и сдачу декларации (на круг это получится примерно 16-17 тыс.грн. с каждого).
Всего по стране это должно вылиться приблизительно в 10,7 миллиарда гривен если считать один только налог без штрафов.
И это только по плательщикам единого налога но сюда наверняка добавятся еще и те кто был на общей системе налогообложения, показывал в декларациях какие-то доходы, но ЕСВ тоже не платил.
На сегодня Пенсионный фонд уже передал налоговой все свои базы по начислению и уплате ЕСВ.
Все что нужно налоговикам - наложить базу деклараций плательщиков единого налога на базу отчетов по ЕСВ.
После этого останется только вызвать всех кто был плательщиком единого но не сдавал отчеты по ЕСВ и сам ЕСВ не уплачивал, составить по ним акты и вынести решения.
И точно такой же анализ сделать по тем предпринимателям кто был на общей системе и декларировал хоть 1 копейку дохода.
Всех делов на пару часов работы для одного человека если делать это руками.
Все! Финита ля комедия!
Эпилог.
Думаю выводы очевидны.
В результате планомерной работы и комплексному подходу к анализу всех доступных источников информации, который внедряется сейчас в налоговой службе, благодаря усилиям Клименка, предпринимательской вольнице в самое ближайшее время придет окончательный и бесповоротный кабздец.
И процесс этот на сегодня невозможно ни остановить ни хотя бы замедлить, ну а всем субъектам предпринимательской деятельности очень скоро придется привыкать жить и работать совершенно в новых условиях.
В условиях когда что-то скрыть будет если и не невозможно то крайне затруднительно и почти всегда чревато.
PS. И да, очень большой бич нашего предпринимательства нежелание перед регистрацией (фирмы, предпринимателя) изучать законодательство по которому потом придется работать. На днях в налоговой тетка лет 50ти возмущалась за что ее штрафуют "Негодяи! Крахоборы! Зажрались тут! Ни за что простых людей гнобите! Абы только денег срубить!!!". Оказалось она зарегистрировалась предпринимателем на едином налоге (1я группа) и полтора года единый не платила "Я ж не работала! Я что все равно должна платить?!" и это ж она еще про пенсионный не в курсе, а там сумма в 4 раза больше. И кто ей после этого доктор то? Зачем регилась если не работала? Зачем на единый если не была уверена? Не знала что нужно каждый месяц платить? Почему не почитала? А если негде было почитать ну так пошла бы на консультацию к юристу. Обошлось бы это ну в 100-200 грн. зато потом не было бы попадалова на гораздо большие деньги. Это только один пример но ведь их гораздо больше.