В ветхом городском квартале дни обычны и скучны. Дремлют тени старины, чуть заметны и усталы... Сонный морок - навсегда. Но однажды ночью звёздной открывается завеса между «не было» и «стало», и «исчезло без следа». Этим вечером морозным долго ждёт гостей принцесса в старом, тихом, опустелом очарованном дворце в переулке нешироком. Смотрит в окна то и дело… Белокура, светлокожа, у неё в веснушках щёки, и жемчужина в кольце, бархат платья ярко-ал… Так что заходи, прохожий, нынче к призракам на бал.
Вот ведь незадача, думал я. Впрочем, почти всегда так и бывает. Ждёшь этих новогодних праздников с каким-то детским предчувствием чуда, а в результате тратишь эти кажущиеся особенными дни обыденно и глупо, и совсем не волшебно - а потом начинаются будни. И все по-прежнему. Ни волшебства, ни новой жизни…
А ещё был зол на себя - вот эта встреча, с которой я сейчас возвращался, вроде бы была по делу, да только без толку, потратил столько времени на бесполезный разговор с пустым человеком, да ещё и - вечер, не то чтобы поздно уже, но только ждать троллейбуса было бы уже бессмысленно, придётся идти пешком - а холодно же, вон какие морозы стоят. Так и шёл по пустой, скучной улице, ругая себя, погоду, стоптанные ботинки…
Улица эта не представляет из себя ничего особенного - таких множество в нашем городе. Обычные, серые здания - не слишком новые и не старые, неопрятные дворы, какие-то промышленные строения. Длинная, какая-то казённая улица, неровной линией спускающаяся к реке. Разве что один дом на ней был хорош - старый деревянный купеческий домик, с наличниками как целая сказка - вот он, и остался за моей спиной. Все окна были темны. Конечно, вечер поздний уже, а там ведь никто не живёт, там какая-то организация…
Машин почти нет. Странно, какая она нынче пустая и гулкая, эта улица…
Уже виднеется мост впереди - перейти речку и дом уже совсем рядом. Впрочем, вот этот заброшенное здание за красивой ажурной оградой. Не такое, как том сказочный теремок в двух кварталах отсюда - тот весь как шкатулка, красивый, хоть на открытку. А этот - тёмное строение в глубине чахлого сквера - некоторые окна заколочены, растрескавшаяся штукатурка и осыпающаяся лепнина. Ветка железной дороги вблизи, частый стук колёс, неопрятность и запустение. Тяжеловатые, приземистые очертания. Разве что форма окон выдаёт в нём прежнее благородство - когда-то этот дом был дворцом. Скромным, дорожным - но дворцом, где венценосные особы изволили останавливаться на пути в загородную усадьбу.
Но что это - скованный инеем, неожиданно роскошно выглядит маленький сад, и освещено несколько окон - причём свет мягкий, неяркий (вовсе не электрический) и какой-то неровный, пульсирующий - как будто по коридору ходят со свечой или масляной лампой, и, обычно закрытые на амбарный замок, - приоткрыты кованые ворота.
Не заглянуть ли?
Как торжественно и странно выглядит сейчас этот сад! И я вроде не замечал здесь раньше статуй - хоть он и просматривается весь сквозь ажурную решётку… Или это просто морозные шутки? Думаю сначала идти к парадному подъезду, вроде даже и фонарь горит у входа… но вдруг вижу, что и маленькая боковая дверца, с правого, самого, кажется, старого крыла этого асимметричного здания - тоже открыта, и решаю свернуть туда. Как же темно и пыльно! И после блужданий впотьмах, и подъёма по какой-то винтовой лестнице, я вдруг оказываюсь в галерее, освещённой свечами. Её высокие окна выходят всё на тот же сад - но как он изменился!
В небольшой комнате, обитой синим выцветшим штофом, у окна стоит девушка и всматривается в синеватую морозную темноту за стёклами. Сначала я вижу её со спины - черный бант в напудренных волосах, очень прямая осанка, костюм старинного фасона, наподобие охотничьего или дорожного - черная широкая но не слишком пышная юбка, а верх похож на мужской кафтан - ярко-алый, подбитый мехом. Она оборачивается. Не слишком красивое, но очаровательное лицо - эти ямочки на щеках, и прямой взгляд светло-серых глаз.
- Вот и вы, - улыбается она. - Полночный, неожиданный гость. Как причудлив ваш наряд…
Я хочу сказать, что скорее её костюм странен - в кладовых какого театра она его откопала? Но оглядываюсь ещё раз по сторонам, понимаю, что - да, верно, это скорее я необычен в этаких декорациях.
Неуклюже кланяюсь.
- Ах, вы узнали меня?
Понятия не имею, кто она такая, но на всякий случай говорю:
- Да, ваше высочество.
Весёлый, серебристый, русалочий смех.
- Вы правы. Это я. Я здесь ненадолго. Проездом. Скоро мне и моим спутникам надо будет ехать дальше… Но я люблю этот маленький дворец, его ведь построили ещё при моём дедушке. Поэтому мы с друзьями устраиваем сегодня здесь небольшой праздник - а завтра или послезавтра отправимся в путь. Если хотите, случайный гость, примите в нём участие.
Я начинаю догадываться… Но как только что-то похожее на предчувствие «вот-сейчас-узнаю», «вот-сейчас-минуточку-и-вспомню» проклёвывается в моей замёрзшей голове, картинка начинает казаться полупрозрачной и ненастоящей, маленькой - как городок внутри стеклянного шара. Не хочу, разгадать я и потом могу, лучше было бы остаться тут - хоть ненадолго. Как бы вернуть вновь осязаемость … комнатам, чаду свечей, её голосу…
Музыка клавикордов, свечи, танцы, улыбки и смех, игра бликов на шитье камзолов. И она - её высочество. Мягкая, немного грустная улыбка, ямочки на щеках, смешливый прищур глаз. Я давно уже так весело не проводил время.
Но удивительно, я ведь весьма средне танцую и почти забыл французский - почему же теперь так ловко кланяюсь, и говорю довольно изысканные комплименты… Так привычно и просто - как во сне? Да, как во сне.
- Ах, как поздно! - говорит она. - Вернее, уже даже рано… - грустная улыбка. - Вам пора, наш таинственный гость…
- Да, ваше высочество. Но мне - как бы это сказать - предстоит очень далёкая дорога. Если бы вы могли бы оставить мне какую-нибудь мелочь на память. Нет, нет, - говорю я, увидев выражение её лица. - Какую-то совсем безделицу… Да хоть пуговицу с вашего кафтана.
- Ну хорошо, - говорит она, оторванная с обшлага пуговица прохладно и тяжеловато ложится в мою ладонь. - А теперь вам действительно пора - скоро рассвет.
Меня разбудили солнечные лучи, резко и нагло лезущие сквозь занавеску. Почему такое яркое солнце бывает только в сильные морозы? Но - это значит, что уже позднее утро! Конечно, я проспал и опоздал. Горло болит, и, кажется жар… Конечно, простудился вчера, когда вечером возвращался. И какой мне снился удивительный сон. Яркий, с какой-то зримой точностью деталей. Заброшенный дом на том берегу реки, свет в окнах, разговор с принцессой…
Бред, бред. Поискал глазами телефон - надо бы позвонить врачу, и уж не грипп ли это?
И тут взгляд упал на лежащую на письменном столе большую пуговицу - тяжеловатую, из почерневшего металла, с изящным полустёртым вензелем, разобрать который было почти невозможно.
Ты в пути замёрз, устал? Выпей нашего вина. Хоть обычно в анфиладах этих, сонных и старинных, пустота и тишина, нынче - звуки клавесина, маскарад, веселье, пляски, блеск брильянтов и свечей.
Но порою предрассветной вновь конец приходит сказке. В свете утренних лучей в переулке незаметном вновь дворец стоит заброшен, чуть метелью запорошен.