Урок 4. Правосудие и справедливость

Sep 06, 2013 01:31



Правосудие и справедливость

Четвертый урок сапатистов касался вопросов местного правосудия, или "другого" правосудия, которое сапатисты обычно противопоставляют официальной судебной системе, где наказанием за правонарушение обычно служит штраф ("la multa").  В отличие от официальной системы правосудия, индейское в целом и сапатистское правосудие в частности, основано на принципе реабилитации (так называемое "восстановительное правосудие").  Правонарушение индейцы-сапатисты рассматривают как «ошибку», а правонарушителя, совершившего ошибку, стараются перевоспитать и ре-интегрировать в общину.  В каждой общине существует свод своих внутренних неписаных правил (“el reglamento interno”), которые определяют отношение к тому или иному правонарушению.

На четвертом уроке сапатисты рассказывали о том, как община и сапатистские власти реагируют на правонарушения различной тяжести: кража домашнего скота, пьянство, домашнее насилие, и коррупция.  В частности, сапатисты подчеркивают что большое значение уделяют созданию такой среды, где для коррупции не оставалось бы места - в противовес официальной судебной системе где существует протекция и фаворитизм.  В официальной системе исход дела, указывают сапатисты, зависит от наличия денег и уплаты штрафа за правонарушение.  В отличие от государственной судебной системы, в сапатистских общинах «правосудие не продается».  «Правосудие - это не бизнес» - подчеркивают сапатисты.


Как конкретно сапатистские общины реагируют на правонарушение?  Первым делом, сапатистские власти сообщают о правонарушении всей общине (опять же в отличие от судебной системы, где о существующем деле, особенно если в него вовлечены официальные лица, как правило предпочитают замалчивать).  Затем местные власти начинают расследование дела, где большое внимание уделяют причине совершения правонарушения - как и почему это случилось.

Правонарушения средней тяжести (кража скота, пьянство) разрешается внутри одной общины - происходит совещание (“la consulta”) между властями и общиной, куда также приглашаются члены семьи нарушителя и пострадавшей стороны.  Как правило, власти стараются чтобы проступок был заглажен и достигнуто соглашение между семьями о том, как загладить причиненный вред.  Украденное следует вернуть, и сверх того, заплатить его стоимость. Помимо этого, правонарушитель должен отработать на благо общины несколько дней - в зависимости от внутренних правил общины (3-7 дней). Следует отметить, что сапатисты работают на благо коллектива общим порядком, поэтому правонарушитель так или иначе работает не один, а принимает участие в коллективных работах.

Если возникает проблема с границами землевладения, то проблема может пройти через несколько инстанций - начиная с местного уровня (общины), дело может передаваться на рассмотрение муниципальных властей - Хунты доброго правительства, или даже на рассмотрение властей целой сапатистской области («зоны»), где для рассмотрения вопроса собираются несколько Хунт. Земля находится в коллективной собственности, и продажа ее отдельной части не допускается.  За нарушения внутреннего земельного кодекса предусмотрены свои меры наказания, в зависимости от крупности нарушения - опять же, согласно внутреннему регламенту общин.  Коррупция и фаворитизм, говорят сапатисты, неприемлемы в разрешении земельных вопросах, и повторяют, что борьбе с коррупцией в общинах уделяется особое внимание.

Что касается тяжких преступлений, которые в государственной системе относятся к делам уголовной юрисдикции - убийство, изнасилование, нанесение увечий, человеческий трафик (переправка иммигрантов через границу), то сапатисты подчеркивают, что в сапатистских общинах очень редко происходят подобные происшествия.  Необходимо отметить, что индейцы майя, как правило, не разделяют дела на гражданскую и уголовную юрисдикцию, для них любой проступок - это нарушение внутреннего баланса общины.  Тем не менее, если в общине происходит подобное тяжкое преступление, то для его обсуждения и анализа собираются все Хунты доброго правительства, по всем зонам, и определяют меру наказания преступника.  Как правило, рассмотрение дела начинается с постановки самого вопроса о преступлении, затем начинается подробное расследование, которому уделяется большое значение - общинные власти сначала пытаются понять, что побудило преступника на этот шаг.  Собираются семьи пострадавшего и виновника, - сначала на уровне общины, и пытаются выяснить все детали дела, и только после тщательного расследования, начинают договариваться о компенсации и возмещении ущерба.  Индейцы отдают себе отчет, что выдача преступника официальной системе идет вразрез с принципами традиционного общинного правосудия, и не решит проблемы преступника и общины. Как сказал один из ведущих урок индейцев, "если виновный попадет в тюрьму, то это не вернет мне сына".  Индейцы считают, что в тюрьме нарушитель не исправляется, но наоборот  - учится совершать преступления, употреблять наркотики, и окончательно разрушается.  Сапатисты уделяют большое внимание обучению в общинах, включая правила общинного общежития, поэтому профилактике правонарушений и воспитанию отводится много времени ("мы учим хорошим вещам" - говорят индейцы).

Если на местном уровне не представляется возможным договориться и разрешить конфликт, то дело передается на муниципальный уровень - на рассмотрение властей Хунты доброго правительства, которая является высшей инстанцией, и одновременно медиатором конфликта.  Власти Хунты проводят с обеими сторонами несколько консультаций, прежде чем конфликт будет урегулирован -  они должны быть уверены, что обе стороны впоследствии не переменят мнение.  В случае убийства или подобного тяжкого преступления нарушитель, скорее всего, понесет особое наказание - он будет вынужден, по решению Хунты доброго правительства работать вдвое, чтобы обеспечить свою семью и семью потерпевшего.

Касательно возможности рецидива преступлений, как средней тяжести так и тяжелых  - этот случай на уроке оговаривался особо.  Если правонарушитель совершает повторный проступок, то его дело выносится из общины на муниципальный уровень, где скорее всего,  наказание увеличится вдвое, а апелляции в индейском суде не предусмотрено.  Если же община посчитает нарушителя неисправимым, а его нарушение является тяжким преступлением, то его могут выдать, в качестве крайней меры, официальной системе правосудия.

Сапатисты подчеркивают, что разрешение конфликта, несмотря на вариации местных общинных "регламентов", придерживается общих принципов на всех уровнях, а именно - реабилитации правонарушителя и его интеграции в общину.
Другой вопрос, с которым приходится часто сталкиваться сапатистским общинам - это человеческий трафик, то есть, переправка нелегальных иммигрантов через границу Гватемалы и Мексики.  На сапатистской территории подобный трафик запрещен, поэтому если случается инцидент, то грузовик с нелегалами задерживается, а ответственное лицо (на жаргоне обычно называемое "pollero" - птичник, продавец кур, или "coyote" - койот) арестовывается сапатистской властью, а деньги, которые ему заплатили нелегалы, отдаются обратно.  С другой стороны, сапатисты осознают, что подобные преступления невозможно предотвратить полностью, так как виновата капиталистическая система, при которой развитие регионов происходит неравномерно, и люди вынуждены бежать на север - в США, чтобы обеспечить свои семьи. Нельзя пользоваться бедностью других для своего личного обогащения , - убеждены сапатисты.  Но мы понимаем, что нелегальный иммигрант даст деньги другому "койоту", и все повторится сначала.  Пока существует общая несправедливость, пока каждый не получает по труду - добиться полной справедливости, а значит, и адаптации нарушителя будет невозможно.

С другой стороны, сапатисты признают, что у них нет необходимых ресурсов, чтобы содержать задержанного "койота" под стражей, но тем не менее нарушителя ждет определенное наказание ("castigo menor"), но на полную адаптацию и дальнейшее содержание нарушителя у сапатистов нет средств.  Если нарушитель местный, то есть, из местных общин Чиапаса (даже не сапатистских), то сапатисты пытаются договориться с его общиной, и передают его туда.
На уроке сапатисты особое внимание уделили отличиям своего индейского правосудия от официальной системы.  В нашем правосудии нет места дискриминации - говорят сапатисты.  У нас нет деления на бедных и богатых, на бедных индейцев и людей с образованием.  Нарушитель, как и мы, ест фасоль ("todos comemos frijoles"), и чаще всего его семья, как и семьи других индейцев, подвергаются дискриминации со стороны официальных властей.

Чтобы вынести решение и применить наказание, говорят сапатисты, мы не открываем Уголовный кодекс и не ищем нужную статью.  Мы не говорим о правах человека, у нас нет ни адвокатов, ни бумажной волокиты, ни ходьбы по инстанциям.  У нас нет полиции - мы считаем, что общественное воздействие должно играть главную роль при перевоспитании нарушителя.  Если случается случай насилия в семье, физического или морального, то мы будем искать и применять все возможные меры воздействия, и начнем прежде всего с семьи.  Для воздействия есть разнообразие "регламентов" общин, но везде мы соблюдаем общие принципы.  Мы нарабатываем свой опыт, и мы пока еще в процессе поиска нужных решений.

Для индейцев-майя понятие "правосудие" переплетается с понятием общей справедливости для всех живущих, поэтому индейцы добрую половину урока посвятили несправедливости капиталистической системы, классовой справедливости -  и в Мексике в частности.  Сколько зарабатывает учитель? - говорит ведущий урок индеец.  Почему учитель (а учитель одна из самых уважаемых профессий в Мексике) зарабатывает 8 тысяч песо в месяц, а функционер, губернатор или президент, получают эту сумму и даже больше, ежедневно? Почему нарушающие закон партийные функционеры имеют собственную охрану? Почему Эрнесто Седильо, в течение президентского срока которого произошла резня индейцев в Актеале (1997 г.) до сих пор на свободе и не несет никакого наказания?  Почему бывший губернатор Хуан Сабинес, который "столько украл" ("cuanto se robó"), и до сих пор на свободе?  Нынешний президент Пенья-Ньето, когда был губернатором штата Мехико, санкционировал подавление народного протеста в поселке Атенко, где пострадали множество людей - и он до сих пор не понес наказания.  Полицейского защищает его "крыша" (на местном жаргоне - "жилет", chaleco), он достает свое удостоверение - и решает свои вопросы, или "служит себе" ("se sirve").

Они никогда не исправятся, - говорят сапатисты.  Мы не властны сменить дурное правительство. В стране царит общая несправедливость, тюрьмы переполнены невиновными - и не только в Мексике, но и по всему миру.  Наш соратник  Альберто Патиштан, который находится в тюрьме уже несколько лет, должен выйти на свободу, и мы будем бороться за нашего товарища.

В наших общинах, если происходят инциденты, когда кто-то из избранных властей делает попытки "служить себе", то общины вправе его переизбрать, и незадавшийся "autoridad" лишается своей должности, и избирается другой.  Мы ищем новые пути, как народ сам сможет управлять своей жизнью, как сам народ может отправлять правосудие.  Нам надо объединиться, и работать над этим вместе.

На сессии вопросов и ответов, ведущим урок сапатистам были заданы несколько вопросов, переданы благодарности и пожелания от соратников от других индейских общин Латинской Америки.

- Учитываете ли вы опыт других народов в построении собственной системы правосудия? - Да, учитываем, - отвечают сапатисты.  Мы тоже учимся.

- Как вы поступаете, если нарушение совершил ребенок?  - Мы не можем наказать ребенка, - отвечают сапатисты.  Мы, прежде всего, работаем с его семьей.

- Если семья страдает от пьянства главы семьи, как вы поступаете? - Мы включаем все рычаги воздействия, - отвечают сапатисты. Мы выносим такие случаи на всеобщее обсуждение, и пусть ему будет стыдно, на глазах у своих детей.

- А что вы дальше делаете с нелегальными эмигрантами? - У нас нет ни власти, ни возможности оставлять их на своей территории, поэтому мы сажаем их обратно на грузовик, и отправляем в другой штат, если наши власти так решат.

- Как вы реагируете, если при рассмотрении правонарушения вы обнаруживаете, что сам иск был подан из чувства мести, из желания оклеветать и причинить вред? -  Как уже говорилось, наши власти проводят очень тщательное расследование,  - отвечают сапатисты, - и если выяснится случай клеветы, то клеветник будет неизбежно наказан.

- Известно, что к сапатистскому правосудию прибегают даже не-сапатисты. - Да, - отвечают ведущие урок.  К нам многие приезжают за справедливостью, и мы пытаемся помочь. К сожалению, у нас нет достаточных ресурсов, чтобы помочь всем, кто к нам приезжает за нашим решением, ни достаточной власти, чтобы решение вступило в силу (например, проследить за вынесенной санкцией), то есть, мы не можем наложить эффективное наказание на нарушителя, т.к.  приезжающие к нам извне не принадлежат нашим общинам.

- Всегда ли ваш суд выносит справедливое решение? - Нет, не всегда, - отвечают сапатисты.  Но мы всегда стараемся вынести максимально справедливое решение.

Комментарий:

Сапатистские общины состоят в основном, из различных народностей индейцев-майя (больше всего тохолабалей, цельталей), которые в каждодневной жизни практикуют неписаный "Закон майя" - свод правил общежития, который индейцы сохранили на протяжение многих сотен лет, и пронесли через века колонизации, адаптируя и приспосабливая чужую административную систему к себе, и таким образом, сохраняя свое своеобразие.
Более подробно об индейском правосудии, см. "Вопросы индейского правосудия в Гватемале и Южной Мексике" на сайте indiansworld.org.

escuelita zapatista

Previous post Next post
Up