Духовность и образование

May 28, 2009 11:44

Духовность - традиция бережного отношения к себе и всему что тебя окружает.
Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
Преемственность - связь между явлениями в процессе развития.
*
Общим и главнейшим условием развития духовности и образования является преемственность. И духовность и образованность представляют собой систему накопленных знаний, жизненный опыт, предыдущих поколений, передаваемые потомкам.
*
В основе и духовности и образования лежат системы знаний, накопленные человечеством. Разница между ними в содержании этих знаний.
Духовность - это прежде всего знания о последствиях тех или иных действий людей для них самих и окружающего мира. Но кроме знаний о последствиях духовность немыслима без осознания всей полноты ответственности людей за эти последствия.
Образование - это процесс получения знаний об окружающем мире. Образование учит, как добывать из окружающего мира необходимые ресурсы. Осознанию ответственности за последствия такого добывания образование не учит.
*
Цель духовности - стремление к нанесению наименьшего вреда себе и окружающему миру своими действиями, своей жизнью.
Цель образования - стремление к расширению своих возможностей и потребностей, за счет полученных знаний.
*
Основным и единственно надежным институтом передачи духовности от поколения к поколению является семья.
Преемственность образования поддерживается государством и коммерческими структурами, т. е. властью и капиталом.
*
Человек практически всегда видит результаты процесса своего образования. Т. е. время достижения выгод от образования человеком, в подавляющем числе случаев, значительно меньше длительности жизни человека.
Положительные результаты духовности трудно увидеть и оценить на примере жизни одного поколения. Только преемственность духовного развития нескольких (не меньше трех, я думаю) поколений способна принести ощутимые положительные результаты для общества.
*
Духовность способствует поддержанию семейных связей, поскольку для духовно развитого человека нет ничего важнее крепких духовных связей с близкими людьми. В свою очередь семья способствует воспитанию духовности, передаче её от поколения к поколению.
Образование разрушает семейные связи. Каждый новый виток образованности обесценивает жизненный опыт предшествующих поколений, коренным образом меняет образ жизни людей. Образование детей проходит в отрыве от родителей и зачастую полученные детьми знания противоречат знаниям и жизненному опыту родителей. Человек спешит воспользоваться результатами своего образования, т. е. потребить как можно больше товарно-материальных ценностей и как можно с бОльшим удовольствием. Тут уж не до духовности. Главное успеть хапнуть побольше. Другие люди, в том числе и самые близкие, для современного образованного человека это всего лишь ресурс для достижения желаемого уровня потребления. На первые места для образованного человека выходят успешная карьера, финансовое благополучие, положение в обществе. Ценность семьи сводится к размеру материальной поддержки, которую она способна оказать.
*
Духовность - это во многом приобретенная, искусственная черта человека. Духовность необходимо постоянно поддерживать, воспитывать, оберегать. Уничтожить ростки духовности в людях полностью невозможно. Но для того чтобы вырастить духовность, до того состояния, когда она начнёт приносить свои плоды, требуется упорная работа по воспитанию духовности не одного поколения людей. В постоянно меняющихся условиях жизни человека сохранить духовность, а тем более попытаться её преумножить, почти невозможно.
Склонность к получению новых знаний и умений, т. е. к образованию, для человека естественна. Человек с рождения самостоятельно стремится к получению новых знаний и навыков, необходимых ему для достижения своих целей. С детства он старается подражать самым успешным членам, окружающего его общества. Мозг человека устроен так, что постоянно ставит перед собой новые и всё более сложные задачи, он не терпит простоя.
*
Духовность воспитывает бережное, рациональное отношение к имеющимся ресурсам. Зачастую духовность проявляется как следствие длительного недостатка, в силу разных причин, самых необходимых для жизни ресурсов, или длительной угрозы жизни людей от кого или чего либо. О духовности и её возрождении вспоминают в моменты кризисов и быстро забывают в сытости и спокойствии.
Образование постоянно и ускоренно расширяет возможности человека и его ресурсную базу. При ускоренном расширении ресурсной базы людям не нужно заботиться о бережном отношении к тем или иным ресурсам, а значит им не нужно заботиться о развитии своей духовности. Паразит не заботится о здоровье того, на ком он паразитирует.
*
Последствием духовности является минимальное вмешательство человека в развитие саморегулирующихся живых систем на нашей планете, а значит минимальная зависимость природы Земли от деятельности человека и сохранение здоровой среды обитания для человечества. Развитие духовности позволяет доводить до совершенства уже имеющиеся технологии и продукты произведенные с их помощью. Сравните, к примеру, качество мебели сделанной старым мастером с душой и на века, и качество современного ширпотреба. Современный ширпотреб должен как можно скорее оказаться на свалке, чтобы потребитель как можно скорее приобрел в замен ему новый ширпотреб. По законам рынка оборачиваемость денег должна быть высокой.
Последствиями образования являются уничтожение живой природы на нашей планете и разрушение духовности человеческого общества. Человечество быстро уничтожает одни виды ресурсов, тут же переходя на потребление других. При этом в первую очередь человечеством уничтожаются и приводятся в негодность ресурсы жизненно важные для существования самого человечества. Поскольку ресурсная база человечества, на данный момент расширяется, никто не думает о бережном и эффективном и рациональном использовании имеющихся ресурсов, в том числе и людских. Происходят огромные, ничем не оправданные, потери ресурсов на этапах их добычи и переработки. Не наблюдается и бережного потребления произведенной продукции. Доля продукции, которая могла быть использована или переработана, в общем объёме отходов растет. Людей учат, как потреблять больше и быстрее, и не учат как потреблять экономнее и эффективнее.
*
Образованность человечества с каждым годом растёт.
Духовность, там, где она ещё есть, разрушается до зачаточного уровня и на этом уровне прозябает.
*
Цель вышеизложенного, не в том чтобы очередной раз рассказать о том, что хорошо, а что плохо, а всего лишь попытка осознать закономерность происходящего вокруг ;0)

преемственность, ответственность, образование, семья, воспитание, духовность

Next post
Up