Небесные жены Луговых Мари

Jan 28, 2014 17:11



Фильм 2012 года. По одноимённой книге Дениса Осокина. Мировая премьера состоялась 11 ноября 2012 года на Римском кинофестивале. Ограничение по возрасту 18+.

Перед нами 23 новеллы о женщине. На мой взгляд, - об одной. И вовсе не обязательно - о марийской. Говорят, женщина в мире только одна, а имен у нее много. В этом фильме все 23 имени героинь начинаются на "О": Окай, Осылай, Одоча, Ошвика, Оразви, Орапти, Одарня, Офраси, Опи, Оняви, Околче… и такая деталь не только связывает их в "над-тексте", но и метафорически - нет ничего, более совершенного и бесконечного, чем круг (если увидеть в букве не только букву). Он же - цикл. Он же - природа женщины, ее повторяющаяся, как причитывания заговора, сущность.Ее природа, утверждающая вечность жизни .
Фильм исполнен фольклорной поэтикой, но не в сухом "табличном" виде отчетов этнографической экспедиции. Нет, здесь жива связь Слова, неуловимого Настоящего и вечного Мифа. Создать и удержать их мощное единство автору сценария (Денис Осокин) и режиссеру (Алексей Федорченко) помогла талантливая работа художника по костюмам (к сожалению, не нашла упоминания о нем) и музыка к фильму (Андрей Карасев).
По-хорошему "замороченность" на деталях дарит возможность ухватить и присутствие настоящего и еще неостывшее дыхание вчерашнего дня и циклопическую огромину прошлого. Пиджачки мужчин из 80-х, свитерочки-шапочки "унисекс" из "сегодня" и - внезапно! - шаманская бисерная плетка в руках у милиционера или заговоренный гребень в руках селянки или свиное копытце на девичнике как связь с миром мертвых.
Связь, таящая опасность упасть в классику триллера. Этого не случилось - фильм на редкость оптимистичный и жизнеутверждающий, не смотря на огромное количество мертвецов в нем. Время от времени возникает ассоциативная связь с с погребальной культурой румын - аллюзии и в цвете, и в сюжете, и в "обытовленности", привычности этой связи.
О мире По-Ту-Сторону постоянно говорится в фильме. Но разговор этот нисколько не принимает характер нудного назидания и надменного менторства. Просто мир По-Эту-Сторону и мир По-Ту-Сторону близки настолько, что разделяет их только кожа жены или воспоминание о первом опыте близости, или полотенце, которым утирается родственница, или вышитый пояс, или венок, или ветер, или... ты сам стоишь на грани двух миров и собой являешь дверь между ними.

Роли в картине исполнили как профессиональные актёры, которым пришлось овладеть марийским языком, так и обычные марийцы, далёкие от кинематографа. Вот он - великий фьюжн 21 века))отличный фильм, рекомендую к просмотру.

реца, кино

Previous post Next post
Up