Я б в бурильщики пошёл, пусть меня научат или ДПИ - ТТГР (часть 1)

Feb 21, 2013 04:16

Эти лаборатории и люди помнят Азарова и Сивохо, хоть последние и не всегда вспоминают о них. Меняются люди, меняются взгляды, меняются кумиры. Только вечные ценности остаются. Но, у каждого они свои. Одни ценят власть и влияние, другие - известность и популярность; кто-то - богатство, а для кого-то ценны наука и преподавание. Очень часто бывает, что "поднявшись", люди забывают своих прежних знакомых и коллег и при встрече даже не здороваются. Но наши сегодняшние знакомые не витают ни в облаках славы, ни в сиянии гордыни. Нет, они гораздо ближе к земле. И не только ближе, а ещё и глубже, ведь они - бурильщики!

На кафедру «Технологии и техники геологоразведочных работ» (ТТГР) Горно-геологического факультета бывшего Донецкого политеха (ДПИ), а ныне - Донецкого национального технического университета (ДонНТУ) нас пригласил блоггер brend_archer. Совместно с Послом ЖЖ в Донецке dennislapin они организовали очередной блоггерский поход.
Встречались мы у "Тройки" - 3-го корпуса ДонНТУ - одного из самых известных и больших. Чем известных? А хотя бы тем, что здесь находится прекрасная научно-техническая библиотека, которая хоть и уступает по количеству книг библиотеке им.Крупской, но в плане разнообразия специализированной технической литературы запросто её переспорит. А ещё этот корпус находится чуть не в самом центре города и рядом с ним стоит уже известный памятник Дж.Юзу, который больше похож на А.Линкольна и, наверное, с доллара и отливался. Да и ещё пара-тройка памятников чуть менее известных. А уж размеры третьего корпуса такие, что для его обслуживания пришлось завести аж двух комендантов! А бедные студенты-первокурсники и их родители боятся вечерами в одиночку бродить по длинным и запутанным его коридорам - одним сразу же вспоминаются пещеры МакДоуэла из Тома Сойера и печальная участь индейца Джо, а другим фраза "Ну, кто так строит? Кто так строит?!" из к/ф "Чародеи" (но это только оптимистам).

1. Вид на 3 корпус ДонНТУ, 1999 г. (из архива Инфодон):



Нас тоже по одному не отпускали - компактной группкой провели по нешироким, но с необычайно высокими потолками коридорам и заманили... в подвал. Ну, оно и логично - где же ещё водиться бурильщикам, как не возле грунта? А чтобы увлекшись практическими занятиями, не обрушили они буром перекрытия на головы своих заклятых коллег - геологов. Почему "заклятых"? А вот как физики с математиками периодически спорят, кто первичней и важней, так и геологи с бурильщиками, если встретятся за одним столом, тут же начинают оспаривать пальму первенства и главенства в освоении недр земных.
Вообще, в этом кафедральном "подвале" было столько интересных железок, моделей, макетов и приборов... что я практически и не слушал рассказы и объяснения сопровождающих аборигенов - не до того было! Надо же было всё пощупать (благо, табличек запрещающих я не видел) и на вес попробовать! Но из обрывков объяснений я понял для себя следующее: сначала на широкие просторы Матушки-Земли выпускают "киношных" геологов. Ну, в смысле таких, которых во всех фильмах показывают - они с мечтающим видом в сопровождении местных Дерсу Узала бродят с молоточками и по камушкам ими стучат. И если расколется какой камушек красиво и с хрустом - тут же с криком: "Нашёл! Открыл!" запихивают осколки в рюкзак и бегут обратно в объятия братьев своих старших - геологов научников. Те - ребята сурьёзные. Они цепляют на себя приборы разные и с умными, сквозь очки и недра земные просвечивающими взорами, излучают и прослушивают окрестности находки. Вот, прямо сквозь землю и смотрят. И выносят вердикт: "А, не знаем, - говорят, - а может и есть здесь месторождение! А давайте этих позовём, со свёрлами!" И вот тут-то появляются на сцене с торжествующим криком "Та-да-ммм!" - бурильщики! "Где бурить, - вопрошают они, - тута или здеся? Вы же помните, - уточняют, - что нам чем твёрже порода, тем больше платят?"
И то сказать - не каждый ведь может себе скважину позволить. Средняя скважинка - она до миллиона гривен одна стоит только по себестоимости работ. А геологи-научники не успокаиваются: "А нам, - говорят, - а окромя стволовой, вы ещё горизонтальных из неё десяток сделайте, да карты нарисуйте, да пробы достаньте" И, пока бурильщики образцы им достают, эти садятся в кружочек, вынимают счёты и: "Ну, что - посчитаем, господа Состоятельные Кроты?.."
В общем, как-то так. Одни без других обойтись-то не могут, как и физики с математиками - в одном русле плывут, дополняют друг-друга. Но надо же и поспорить? Как в том анекдоте: "А поговорить?"

Ну, вернёмся обратно в подвал. То бишь, в лаборатории.

"Вы это не фотографируйте! - стеснительно просит нас заведующий кафедрой Артур Аркадьевич. - Это металлолом и списанное оборудование. Да и подвалы тут старые...".
"Вы об этом не пишите - это ведь подсобное помещение! - снова уточняет он. - Это здесь страшно, а вообще у нас есть красивая кафедра, где даже хорошо! Но она в другом корпусе, там нам бурить не разрешают..." - с лёгким оттенком мечтательной грусти добавляет тихим голосом*. Да, практически в каждом ВУЗе и институте сейчас можно найти и следы ремонта двадцатилетней давности, и приборы ещё старше, да и прочие блага Советского союза, которых часто сейчас лишены наши независимые учёные стараниями слуг народа. Но мы-то люди привычные, сами в таких условиях работаем - на робкий косметический ремонт мы не обращаем внимания, а с восторгом рвёмся к красиво-окрашенным железкам и агрегатам в лаборатории "Буровых машин".
"Эй, гражданина! Ты туда не ходи, ты сюда ходи" - снова предупреждают нас об очередной опасности. Грунтовые воды подмывают полы и работники не всегда успевают вовремя заделать просевшие, но добротные и свежеокрашенные доски. Ну, и этим нас не отпугнёшь - родной физфак ведь тоже стоит в районе геологического надвига и наша лаборатория так же подтапливается водами. Откачиваем.

Нам демонстрируют гордость лаборатории - бурильный станок 1989 года выпуска, подаренный кафедре щедрыми советскими начальниками геологической партии. "Это, к счастью, не "Хюндай", - с любовью и гордостью, как призовому скакуну оглаживая его бока, признаётся хозяин. - Это наш, отечественный, советский станок! Мы его можем разобрать и собрать в любой момент и он будет работать долгие годы и без проблем!". Щелчок-другой тумблерами - и за пульт управления станком становится заведующий учебными лабораториями Павел Леонидович Комарь. Пробурив очередную виртуальную скважину в полу и показав нам основные режимы работы этой гигантской дрели, способной "просверлить" отверстие диаметром в 59 мм и глубиной до 500 м (небольшой станочек, размером с обычный токарно-винторезный (ну, или приличный комод - это масштаб для дам)), нам рассказывают немного о кафедре и выпускниках.

Кафедра ТТГР тесно сотрудничает с производствами и на её студентов довольно большой спрос даже в Украине, а уж Российские наниматели не только приглашают, но и сами приезжают в Донецк за кадрами - очень уж не хватает сейчас там грамотных специалистов. Правда, как сказал зав.кафедры - "Двоечник - нигде не нужен. Разве что, на базаре". Ведь бурильное оборудование очень дорогостоящее и кому-попало его не доверят. Меньше чем с выпускниками-магистрами наниматели предпочитают не связываться. Зато грамотным выпускникам практически сразу предлагают должности горных инженеров, а затем и начальников партий.
При Союзе каждый выпускник проходил путь от обычного рабочего на буровой до инженера. Практику студенты кафедры проходили по всему Союзу. Им оплачивался проезд (а если более 3 дней пути - то и полёт на самолёте), зарплата или стипендия, проживание. Сейчас и с практикой и с её географией сложнее, но тем не менее связей хватает: чуть не каждый второй работник Украинских горных или геологических предприятий - выпускник кафедры или факультета (вспомнить того же Азарова Н.Я., например, нынешнего премьера - а ведь он был профессором в ДПИ и даже читал лекции в этих лабораториях! Помнит-ли он ещё об этом? Судя по финансированию науки - не очень хорошо...).

Помимо наземных, кафедра готовит и специалистов подводного бурения. Чтобы осмотреть их учебную базу, мы переместились в лабораторию "Бурения скважин специального назначения". Тут нас порадовали действующими моделями бурильных установок и скважин, стендами и приборами, а блоггер brend_archer продемонстрировал нам  оборудование, применяемое для бурения из подземных горных выработок и на шельфе морей и океанов. Заодно мы получили базисные знания о технологиях бурения и теперь с гордостью можем признаться: мы что-то поняли, в чём-то разобрались, а что-то и запомнили. И это интересно!
А разработанное на кафедре ТТГР оборудование для подводного бурения, оказывается, знаменито не только тем, что работало в водах четырёх океанов, но ещё и тем, что выступало спонсором для команды КВН ДПИ, которую многие помнят больше по С.Сивохо (который так же не очень часто вспоминает о своих когда-то спонсорах, завеявшись в сферу медиа-бизнеса). Факультет тогда частично финансировал выступление Донцкой команды и, на правах спонсора, работники кафедры сняли небольшой рекламный ролик о своих разработках и бурильных установках: "Ну, мы же тогда в 1989-90 гг., наивные, не подозревали, что Союз скоро распадётся и наши разработки надолго перестанут быть кому-то нужны...", сказал один из участников разработки методики подводного бурения Владислав Русанов.

Но, рано или поздно всё проходит. Пора "забвения" геологов и бурильщиков тоже. И всё чаще теперь о них вспоминают, в том числе и в Украине. А что, тот же сланцевый газ ведь добывать надо? А золото? А ртуть? А много-много чего ещё из минералов, образцы которых мы видели в музее минералогии?

Но, об этом как нибудь потом, во второй части, когда появятся первые фотографии и рассказы других участников похода - чтобы ещё и иллюстрации сделать.

*за точность фразы не ручаюсь, но где-то так и было.

блоггер, ДонНТУ, ЖиЖу

Previous post Next post
Up