Нация из инкубатора: историческое исследование об истоках белорусской государственности

Sep 10, 2015 21:26



"Сейчас историки пытаются преподнести,
что в тысяча пятьсот каком-то году что-то там было.
Да не было ничего!
Все это происки!"
В.С.Черномырдин (Итоги, 97, 11)
Примечание Белбюро КМСС: статья - полная #уйн#.
Ничего этого не было.
Были только ЕВРЕИ.
И усё....

Продолжение
Родившись на Браславщине (белорусско-литовском пограничье), Балахович, действительно, в течение жизни с лёгкостью менял национальную идентичность и политические взгляды по одному ему известным мотивам. В 1914 г. Станислав вместе с братом Юзефом добровольно вступил в русскую армию, в рядах которой бесстрашно сражался на фронтах Великой войны - за боевые заслуги был награждён Георгиевской медалью и Георгиевскими крестами 4-й, 3-й и 2-й степеней. После Октября 17-го Балахович перешёл на сторону «красных».
По приказу наркомвоенмора Троцкого руководил подавлением антибольшевистских крестьянских восстаний в окрестностях Луги. В конце октября 1918 г. батька Булак, будучи этническим поляком и католиком, объявил о начале партизанской войны против большевиков «за русский народ и православную церковь», а в ноябре перебрался в Псков, где был произведен в офицеры Псковского добровольческого корпуса. Однако Балахович посрамил честь белого офицера поощрением чудовищных грабежей и бессудных расправ над мирным населением, за что генерал Юденич приказал арестовать его и предать суду.

В феврале 1920 г. Балахович уехал в Варшаву. Там он познакомился с бывшим главой Боевой организации эсеров Борисом Савинковым, который явился в Польшу с идеей «третьей России» без большевиков и монархистов и с готовностью признания национального самоопределения российских народов. П
ри поддержке польского руководства Савинков сформировал Русскую Народную Добровольческую Армию (РНДА), командующим которой по личному распоряжению Пилсудского был назначен Булак-Балахович, ставший к тому времени убеждённым белорусским националистом.
Столь необычное кадровое решение было обусловлено монархическим настроем русских генералов, имевшихся в распоряжении у Савинкова. Главе Польши была нужна «русская» армия, которая сражалась бы с большевиками не за единую и неделимую Россию, а за польские интересы; в такой ситуации кандидатура белорусского националиста на пост командующего представлялась Пилсудскому идеальной.

Станислав Булак-Балахович

6 ноября 1920 г. РНДА перешла польско-советскую границу, установленную договором о перемирии, и захватила несколько населённых пунктов в белорусском Полесье.
12 ноября войска Булак-Балаховича заняли небольшой город Мозырь, где командующий «Русской» «Народной» «Добровольческой» «Армией» заявил о восстановлении Белорусской Народной Республики и провозгласил себя «Начальником белорусского государства» (полная аналогия с должностью Пилсудского).
Правительство новой БНР было сформировано из членов созданного в Варшаве Белорусского политического комитета. Из белорусских частей РНДА была образована Белорусская Народная Армия.
«Восстановленная» БНР просуществовала около двух недель. За это время балаховцы успели провести на захваченной территории серию крупных еврейских погромов, в ходе которых было убито несколько сот человек.
Ничем другим белорусские националисты себя не проявили. В конце ноября войско БНР было разбито Красной армией. Балахович и его соратники с трудом пробились на польскую территорию, где были интернированы и разоружены.

Остаток жизни Булак-Балахович провёл в Польше, получив от Пилсудского звание генерала польской армии и лесную концессию в Беловежской Пуще.

Через несколько дней после ухода балаховцев с советской территории произошло вооружённое выступление в Слуцке.
По условиям заключённого 12 октября перемирия Слуцкий уезд Минской губернии, расположенный в центральной Белоруссии, был разделён на две части - польскую и советскую. При этом на момент окончания боевых действий польские войска контролировали всю территорию уезда. По договору о перемирии им предписывалось отойти за реку Морочь, уступив большевикам Слуцк и прилегающие населённые пункты. Перед уходом из советской части Случчины поляки помогли белорусским националистам создать местные органы власти и вооружённые отряды для сопротивления РККА.

15-16 ноября 1920 г. в Слуцке был собран съезд представителей волостей и местечек, который в надежде реанимировать БНР избрал Слуцкую белорусскую раду и выразил протест против вступления Красной армии в пределы Слуцкого уезда.
Провозгласив принцип «независимости Белоруссии в её этнографических границах», съезд не протестовал против оккупации поляками Западной Белоруссии и требовал оставить уезд в границах Польши. В течение трёх дней Рада сформировала Слуцкую бригаду в составе двух полков общей численностью 2 тыс. человек.

24 ноября польские войска покинули Слуцк, а вслед за ними в нейтральную 15-ти километровую зону на советско-польской границе отправилась Слуцкая бригада. Базируясь в нейтральной зоне, бригада в течение трёх недель предприняла несколько несерьёзных набеговых операций на позиции красноармейцев, а при попытке перейти к захвату и удержанию территории подверглась сокрушительному разгрому. После этого слуцкие полки отошли в расположение польских войск, где сложили оружие и были интернированы.

Отметим, что в ходе боёв значительная часть личного состава Слуцкой бригады, включая большую часть командования, разбежалась.
Командир 1-го Слуцкого полка Пётр Чайка тайно сотрудничал с большевиками, а затем перешёл на их сторону. Другие офицеры бригады - А. Миронович, Я. Реут, А. Анципович - также были обвинены Радой Случчины в измене.
Эти факты, впрочем, не мешают сегодняшним белорусским националистам отмечать 27 ноября, в годовщину первого боя Слуцкой бригады, «День героев».

18 марта 1921 г. в Риге был подписан мирный договор, в соответствии с которым западная часть Белоруссии отошла Польше, восточная - Советской России. По договорённости сторон советско-польская граница прошла в 40 километрах западнее Минска.

Находившееся в Каунасе правительство БНР во главе с Ластовским приняло обращение ко «всему культурному миру», в котором подписание Рижского мирного договора квалифицировалось как позорное преступление и «кошмарная насмешка над демократией и её идеалами». Правительство Ластовского заявило, что белорусский народ никогда не признает Рижский мир и «будет бороться до конца за свою независимость и неделимость». Но к тому времени большевики уже перехватили у БНР-овцев инициативу в деле белорусского государственного строительства. И белорусские националисты вскоре это осознали. В октябре 1925 г. на заседании в Берлине Рада и правительство БНР объявили о самороспуске и прекращении борьбы с большевиками; советский Минск был объявлен «единственным центром национально-государственного возрождения Белоруссии».
Несколько членов распущенной Рады отказались подчиниться принятому решению и создали свою Раду БНР, которая до сих пор действует за границей. Разумеется, деятельность её больше относится к цирковому искусству, нежели к политике.

История создания БССР

В январе 1918 г., ещё до провозглашения БНР, в Москве при Народном комиссариате РСФСР по делам национальностей был создан Белорусский национальный комиссариат (Белнацком), члены которого выступали за создание Белорусской Советской Республики. Такой же позиции придерживалось Центральное бюро белорусских секций РКП(б). Большевистское руководство поддержало идею национально-государственного самоопределения белорусского народа, поскольку считало белорусов отдельной нацией, а не частью триединого русского народа, как это было принято в дореволюционной России.
Лишь немецкое наступление в начале 1918 г. помешало провозглашению Белоруссии советской республикой.
После ухода с территории Белоруссии немецких войск работа по созданию белорусской советской государственности активизировалась. 24 декабря 1918 г. ЦК РКП(б) принял решение о создании Белорусской Советской Социалистической Республики. На следующий день нарком по делам национальностей Джугашвили-Сталин сообщил о принятом решении главе Белнацкома Дмитрию Жилуновичу.

30-31 декабря 1918 г. в Смоленске состоялась VI Северо-Западная областная конференция РКП(б) (по ходу дела переименованная в I съезд Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии), на которой была принята резолюция о преобразовании Западной коммуны, объединявшей с сентября 1918 г. все контролируемые РККА белорусские территории, в Белорусскую Советскую Республику. На съезде было сформировано Временное рабоче-крестьянское советское правительство Белоруссии во главе с Жилуновичем.
1 января 1919 г. Временное правительство Белоруссии опубликовало Манифест, который провозгласил создание Советской Социалистической Республики Белоруссия. 5 января белорусское правительство переехало из Смоленска в Минск, ставший с этого времени столицей ССРБ.

Первоначально в состав Советской Белоруссии входили Минская, Могилёвская, Гродненская, Витебская и Смоленская губернии, а также некоторые прилегающие к ним местности (на эту же территорию претендовала БНР). Однако через пару недель после провозглашения ССРБ Ленин решил передать РСФСР Витебскую, Могилёвскую и Смоленскую губернии, а оставшиеся две белорусские губернии объединить с литовскими в Литовско-Белорусскую Советскую Социалистическую Республику (ЛитБел). Логика у «вождя мирового пролетариата» была следующей: буферное литовско-белорусское государство, скорей всего, окажется оккупированным рвущейся в бой Польшей, при этом наличие в составе РСФСР части территории Белоруссии послужит основанием для восстановления в будущем белорусской советской государственности.

В конце февраля 1920 г. было официально провозглашено создание Литовско-Белорусской Советской Социалистической Республики, а уже в августе поляки захватили всю территорию ЛитБела, остановившись на границе с РСФСР (буфер сработал). После того, как РККА выбила поляков из Белоруссии, необходимость в буферном государстве отпала.

31 июля 1920 г. в Минске на совместном заседании Белревкома, ЦК КП(б) ЛитБела, ЦК Бунда, Центрального бюро профсоюзов Минска и Минской губернии было принято решение о восстановлении Советской Социалистической Республики Белоруссия, переименованной в 1922 г. в Белорусскую Советскую Социалистическую Республику (БССР). В 1924-26 гг. БССР были возвращены включенные ранее в состав РСФСР территории (за исключением Смоленской губернии, где численно преобладали великорусы).

Деятели БНР на службе БССР

Правительство БССР предприняло максимально возможные усилия для того, чтобы привлечь на свою сторону деятелей БНР. В 1923 г. была объявлена амнистия для руководителей и рядовых участников «антисоветских национальных организаций и формирований, действовавших в период с 1918 по 1920 гг.». В Прагу, где обосновались Рада и правительство БНР, ездила представительная советская делегация во главе с «народным поэтом» Янкой Купалой, перед которой была поставлена задача убедить эмигрантов вернуться на родину. Со своей задачей делегация успешно справилась.

Отметим, что в рамках БССР было сделано всё, о чём мечтали БНР-овцы: созданы центральные и местные органы власти, в которых работали преимущественно уроженцы Белоруссии, проведена «белорусизация» всех образовательных учреждений, обеспечены тепличные условия для развития белорусской литературы, практически вытеснена из общественно-политического дискурса и массового сознания концепция триединого русского народа. Таким образом, у белорусских националистов (которые, напомним, придерживались социалистических убеждений) не было причин не сотрудничать с большевиками.

Признав советскую власть, националисты активно включились в осуществление начатой большевиками политики «коренизации» (подробнее читайте об этом в отдельной большой статье).
Ключевые должности в Институте белорусской культуры (Инбелкульте), ставшем главным форпостом «коренизации», заняли бывшие противники «красных»:
Ян Середа (1-й председатель Рады БНР),
Язеп Лёсик (2-й председатель Рады БНР, подписавший верноподданническую телеграмму на имя кайзера Вильгельма II),
Александр Цвикевич (бывший премьер-министр БНР, впоследствии страстный обличитель западнорусской идеологии),
Степан Некрашевич (бывший представитель БНР в Одессе) и др.

Пожалуй, из всех сотрудников Инбелкульта наибольшего внимания к своей персоне заслуживает не раз упоминавшийся нами Вацлав Ластовский. Имея за спиной всего четыре класса народной школы, бывший председатель правительства БНР получил в Советской Белоруссии должности директора Белорусского государственного музея и заведующего кафедрой этнографии Инбелкульта, а после преобразования последнего в Белорусскую академию наук - стал её секретарём и обладателем учёного звания «академик АН БССР».

Академик Кадыров… ой, простите, Ластовский

Как учёный, Ластовский прославился тем, что «обелорусил» одного из руководителей Польского восстания 1863 г. - Винцента Константы Калиновского, по сей день являющегося главным героем незалежной Беларуси.
Любопытно, что академик, создавая образ белоруса Кастуся, не гнушался даже откровенными фальсификациями. Раздувание культа «белорусского героя» Кастуся Калиновского, бывшего на самом деле второстепенным польским мятежником, стало с подачи Ластовского одним из направлений проводимой в БССР политики «коренизации».


Сегодня благодаря академику Ластовскому каждый трудящийся РБ может набить татуировку с изображением польского мятежника и почувствовать себя сапраўдным беларусам.
В конце 30-ых некоторые белорусские националисты были репрессированы, поплатившись за своё сотрудничество с большевиками, однако идеи белорусского национализма продолжали реализовываться на протяжении всего времени существования БССР.
Текст: Кирилл Аверьянов-Минский

В Белорусской армии дураков не держат, Библиотека офицера, Белорусские абассаки, Белоруссия, Белорусская весна, liberte egalite fraternite

Previous post Next post
Up