Ош 2010

Oct 15, 2010 01:07



В "южной столице" Киргизии Оше я оказался через почти полтора месяца после произошедших там в этом году событий. Был несколько раз проездом и один раз остался там на полдня с ночевкой. Вот, что я там увидел и услышал.

Страшно не было. Было неприятно находиться на "поле боя" и ощущать себя пирующим во время чужой чумы. И еще не хотелось попадаться на глаза милиции и военным. Особенно с камерой в руках. Начнут расспрашивать, кто да зачем тут, почему снимаю. Могут и задержать. И не только. Один новозеландец рассказывал мне, как его били на блокпосту военные, пытаясь отнять 50 (пятьдесят!) долларов. Ему помог лишь какой-то подошедший старший офицер, не захотевший "международного конфликта".

В первый раз я оказался в Оше проездом из Джалалабада. Впечатления были шоковые. После блокпоста мы поехали по одной из центральных улиц. Все дома на ней были сожжены и разрушены. Подобное я уже видел накануне в Джалалабаде, но в меньшем количестве. Тут это были несколько километров непрерывных развалин. Сталинград. А все то время, что я уже находился в стране, по киргизскому телевидению показывались только бравурные репортажи об успешном восстановлении города. Да и о подобном масштабе разрушений не было ни слова.

Однако, город разрушен далеко не весь.



Тут и там по всему городу встречались отдельные сожженные кафе и магазины. Но, в основном, разрушения шли вдоль главных улиц, проходящих через узбекские кварталы. Так было удобно мародерам подъезжать на грузовиках и грузить все ценное, прежде чем поджигать дома.









В переулках люди тогда успели забаррикадироваться и не пустить поджигателей.

Но встречаются и почти целиком выгоревшие кварталы.



Вдоль дорог лежали кучи мусора. Уцелевшие жители сами расчищали пепелища.









То, что мародеры не смогли или не захотели забрать, сожжено.









У многих деревьев крона частично обгорела.



Кое-где на улицах еще сохранились надписи "SOS".



Разрушенные дома никто не восстанавливает. Говорят, администрация Оша собирается строить на их месте многоэтажные дома, чтобы селить людей разных национальностей вместе. А пока люди живут в палатках, выданных ООН. Сейчас там, наверное, уже холодно.



Правительство не оказывало погорельцам никакой помощи. Только ООН периодически раздавало еду, да и то немного.

В городе был комендантский час (сейчас уже давно отмененный), начинавшийся в 9 или 10 вечера. Но уже за пару часов до него на улицах не было ни души. Под окнами гостиницы "Алай", где я остановился, стоял БТР. Его экипаж жил в гостинице. Вечером, перед началом комендантского часа, БТР выезжал на проезжую часть и перегораживал дорогу в соседний узбекский квартал.

Говорят, первыми все начали узбеки. Киргизы утверждают, что те долго после похожих событий двадцатилетней давности готовились к реваншу. Рассказывают, что вначале стрелковое оружие было именно у узбеков. У них же, говорят, были специально бронированные камазы. Ночью по городу вдруг разнесся азан - призыв к намазу. Над узбекскими кварталами взлетели сигнальные ракеты. В центре начала собираться агрессивно настроенная толпа узбеков. Так мне рассказали работники гостиницы "Алай", под окнами которой все это происходило.

Потом начались уличные бои. С горы Сулейман-Тоо по людям стреляли снайперы. Узбеки говорят, что это были киргизы. Киргизы, говорят, что узбеки.



В начале вооруженные оружием узбеки потеснили киргизов. Потом в город подтянулись жители окрестных киргизских сел. С Алая, говорят, уезжали почти все боеспособные мужчины. У киргизов появилось оружие - что-то отобрали (у узбеков или у военных), что-то досталось с разграбленного армейского склада. В итоге победу одержали киргизы. И начался натуральный погром узбекских кварталов. За пределами махалей собственность узбеков и киргизов специально помечали. В некоторых местах можно увидеть сожженный магазин или кафе и рядом стоящий целый с надписью "Киргиз". При этом, почти никто из киргизов не жалеет пострадавших узбеков. Мол, сами начали - так им и надо.

Не знаю, кто виноват во всем этом. Киргизы говорят, что это узбеки хотели таким образом добиться автономии. Но зачем для этого поднимать вооруженный мятеж с убийством мирных жителей? Есть версия, что во всем виноваты мафиозные группировки, делившие власть после ухода клана Бакиевых. Но зачем тогда разрушать свою будущую собственность? Или это происки других государств, желающих иметь повод прибрать к рукам регион. Киргизское правительство винит семью Бакиевых. Или же это правительство собиралось таким образом очистить страну от неудобного нацменьшинства. Тут уже сам черт не разберется. Но одно точно: на уровне обычных людей это была простая ненависть одного народа к другому, без всяких глобальных мотивов. Просто желание унизить, уничтожить друг друга.

Сейчас все спокойно. Но не думаю, что на этом тут все закончилось. Это только вопрос времени, когда они опять начнут то же самое.

А пока город живет обычной жизнью. Говорят, что все уже совсем не так хорошо, как было раньше. Но все же, это мирная жизнь.

Старики сидят в чайханах.





Молодежь купается в Ак-Буре.



Даже в разрушенных кварталах понемногу идет торговля. Как же узбек без нее!?



Над городом по-прежнему возвышается красивая гора Соломона. Правда, теперь уже в несколько другом окружении.







На ней все так же стоит "Дом Бабура"...



исписанный сзади.



Под ней все так же находится старинный мавзолей.



Рядом с которым все так же читают Коран женщины. Говорят, что из их уст молитва быстрее дойдет по назначению.



киргизия

Previous post Next post
Up