Замок в Чешском Крумлове, Чехия

Nov 03, 2009 12:49




Чески Крумлов, начало
Чески Крумлов, окончание

Как ехать

1. Автобусом от автовокзала Флоренц до Чески Крумлова. Время в пути около 2 часов.
2. Автобусом от автовокзала Na Knizeci (желтая ветка - метро Andel, выход из первого вагона). Чтобы уделить городу и замку побольше времени, можно успеть на первый автобус в 7.35, и уже в 10.25 вы будете в Крумлове.

От автовокзала вы поднимаетесь вверх (в ту сторону идут все), и со смотровой площадки любуетесь замком, городом, и изгибом реки. Далее переходите дорогу и оказываетесь в Старом городе. Турбюро расположено в здании Ратуши.

История



Считается, что один из самых красивых (и раскрученных) городов Чехии был основан между 1240 и 1242 гг. (первое упоминание в хрониках о городе - 1253 г. под именем Chrumbonowe), когда красивая и стратегически выгодная местность приглянулась кому-то из Витковичей. А вообще славянское поселение существовало здесь еще в VI веке (вокруг города были обнаружены следы первобытных стоянок, датированных каменным веком). Интересно, как свой городок называли славяне, т.к. название Крумлова все же происходит от древненемецкого «krumben Ouwe», что означает - «холмистый/кривой/изогнутый луг». В латинских документах город именовали как Crumlovia или Crumlovium.



В IX веке регион находился во власти чешского рода Славниковичей (Slavníkovci), которые были полностью уничтожены конкурирующей семьей - Пршемысловичами (Přemyslovci) - в 995 г., и территория перешла им, а затем Витковичам (Vítkovci , или Witigonen по-немецки). Каждый уважающий себя европейский род ведет родословную от благородных римских патрициев - Витковичи не стали исключением. Красивая семейная легенда гласит, что Витковичи являются потомками благородного римлянина Романа Урсини (Roman Ursini), сын которого, Витек (Witigon) бежал в 546 г. из Рима, когда город захватили вестготы, и обосновался в Южной Богемии. Легенда легендой, но на самом деле Витковичи появились в Богемии только в XII веке и были они одной из ветвей рода Пршемысловичей. В 1173 г. Витек из Пржсисец (Prcice) упомянут в хрониках как посланник к императору Фридриху Барбароссе.



Витек поделил свои владения между четырьмя (некоторые источники говорят о пяти сыновьях, и это логично, т.к. роза в гербе Витковичей пятилепестковая, но о четырех сыновьях говорит крумловский сайт, местным авторам виднее) сыновьями, второй сын стал Лордом Рожмберка и с тех пор стал именоваться Рожмберком. Герб рода Витковичей - пятилепестковая роза - хорошо известен и часто встречается в Чехии, а в Чески Крумлове даже ежегодно проводятся праздники Пятилепестковой розы http://www.calend.ru/holidays/0/0/1040/




Вспомните герб Крумлова - красную пятилепестковую розу или герб Йиндржихува Градца - розу золотую - каждый из сыновей имел изображение этого цветка в своем гербе, они отличались только цветом лепестков. Так уж получилось, что Витковичи/Рожмберки так или иначе отметились в истории самых интересных и милых городков, посещенных нами в эту поездку по Чехии - Тельча, Йиндржихува Градца, Тржебони, и вот - Чески Крумлова. Рожмберки на протяжении нескольких столетий были самым богатым и самым влиятельным родом Чехии, став именем нарицательным даже в художественной литературе о Чехии.

«- А хрен с ними. - Жировский выпятил грудь, украшенную серебряными подковами Чевоев. Как каждый поляк, он придерживался бессмысленной точки зрения, что, будучи гербованным, хоть и абсолютным голодранцем, он в Чехии является ровней чуть ли не Рожмберкам, Коловратам, Штернберкам и всем другим влиятельным родам вместе взятым».
Анджей Сапковский «Божьи воины»

Чески Будеевице были основаны буквально через 10 лет после того, как в регион пришли Витковичи - король Пршемысл Отакар II желал ослабить влияние своего набирающего силу феодала (формально-то Витковичи были вассалами короля, хоть и не уступали ему ни богатством, ни мощью), и построил неподалеку большой торговый город, который и он, и последующие короли поддерживали привилегиями. Витковичи об этой задумке прекрасно знали, и постоянно нападали на город, перед укреплениями которого спасовали даже гуситы. Правда, Будеевицы успешно отражали нападения и частью земель Витковичей не стали. Но и влияние короля в этой части страны сильно ослабло.

В 1302 г. крумловская ветвь Витковичей пресеклась, и по закону, замок и угодья должны были перейти короне, однако Йиндржих фон Рожмберк обратился к королю Вацлаву II с просьбой пренебречь законом и передать крумловские земли Рожмберкам. Король не мог отказать.

Во время гуситских войн тогдашний Лорд Рожмберк поддерживал то войска Яна Жижки, то давал приют католическим монахам и священникам, поэтому Крумлов не тронула ни одна из воюющих сторон. По окончании гуситских войн, когда одни землевладельцы были ослаблены и разорены, а другие и вовсе погибли или бежали подальше от восставших крестьян, глава рода сколотил еще большее состояние по известному принципу «на крушении цивилизации можно заработать ничуть не меньше денег, чем на создании ее». Вельможи из рода Рожмберков не брезговали торговлишкой и ростовщичеством, сдавали в аренду угодья, спонсировали добычу серебра, занимались пивоварением и рыболовством, то есть были крепкими хозяйственниками и настоящими олигархами. Представьте, сколько «живых» денег нужно было иметь, чтобы построить второй и третий по величине замки в стране (Чески Крумлов и Йиндржихув Градец соответственно).



С 1302 по 1602, ровно 300 лет Крумлов принадлежит Рожмберкам, и именно им он обязан своим расцветом. При Петре I Рожмберке были заложены костел св. Вита, костел св. Йошта, часовня св. Йиржи в Граде. Петр даже женился на вдове короля Вацлава III, Виоле. Сын Петра, Йиндржих, сражался бок о бок и погиб вместе с королем Яном Люксембургским в 1346 г. в битве при Креси.

Самыми известными (и последними) представителями этого рода считаются Вилем Рожмберк и его младший брат Петр Вок. Они считались вторыми вельможами в Австро-Венгрии по влиятельности после самого австро-венгерского императора из рода Габсбургов. При них замок был перестроен из неприступной крепости в замковую резиденцию в стиле ренессанс, да и город примерил на себя ренессансные фасады. И то ли братья были ценителями искусства и меценатами, но никудышными финансистами, то ли еще какая беда приключилась, но казавшаяся бездонной казна Рожмберков оскудела, и после смерти брата Вилема Петру Воку Рожмберку досталось изрядно разоренное хозяйство. Чтобы добыть денег, Вок продает австрийскому императору Рудольфу II Габсбургу главную резиденцию рода - Чески Крумлов, и переезжает в Тржебонь. 6 ноября 1611 года последний из рода заканчивает свой жизненный путь в Тржебони в возрасте 72 лет.

Новый владелец замка, император Рудольф II лично замок так и не посетил, доверив надзирать за порядком своему бастарду Дону Джуилиусу, а его наследник Фердинанд II в 1622 г. так и вовсе подарил Крумлов роду Эггенбергов (Эггенберкам - на чешский манер) за финансовую поддержку императорской армии во время Тридцатилетней войны. К тому же, Эггенберки, прямо скажем, были родственниками императорской династии, и замок оставался почти «в семье». Три поколения этого княжеского рода владели замком и городом до 1719 г. Самым известным представителем этой семьи был Ян Кристиан из Эггенберка, охочий до музыки и театра. Именно он построил в замке уникальный барочный театр, прекрасно сохранившийся до наших дней.



В 1719 г. умирает последний из рода Эггенберков, не оставив прямых наследников (как же не везло всем хозяевам Крумлова на наследников! И удивительно, как по этому поводу не возникло множество легенд о «проклятии замка» или о чем-то подобном), и в наследственное право вступает род Шварценбергов. Замок и город получили «второе дыхание»: Шварценберги пользовались не меньшим уважением и обладали не меньшим богатством в Австро-Венгрии, чем некогда Рожмберки в Чехии, и активно стали перестраивать дворцовые интерьеры, сам замок и замковый сад.

Помните пышный дворец в стиле сграффито прямо у входа в первый двор Пражского града? Это тоже дворец Шварценбергов. Потомки не потерялись и в современных реалиях: нынешний представитель рода - близкий друг Вацлава Гавела (до недавнего времени он был всеми обожаемым президентом Чехии), и после 1989 г. семье вернули всю национализированную собственность. На данный момент Карл Шварценберг - министр иностранных дел Чехии. В Вене дворец Шварценбергов также на виду - он стоит на площади Шварценбергплац, сразу за памятником советским солдатам, огромным таким монументом, заслоняющим прекрасный дворец Шварценбергов же. Памятник фельдмаршалу Шварценбергу стоит тут же, на площади его имени. Потомки и тут не растерялись - дворец превращен в пятизвездный отель. Фамильная усыпальница княжеского рода, как ни удивительно, находится в тихой Тржебони. Иосиф Адам Шварценберг был последним, кто активно изменял облик замка, потомки уже не осуществляли столь масштабных вливаний в экономику города. Только Йозеф Адольф II Шварценберг решил открыть часть замка для публики в 1900 г.

Со времени основания в Крумлове проживали и немцы, и чехи, и даже итальянцы. И только с начала XIX века между чешским и немецким населением начались сначала стычки, а потом и настоящая вражда, приведшая к следующим событиям. В октябре 1918 г. Чешской республикой была принята Декларация независимости, немецкое население ответило собственной Декларацией - провинция, в которую входил и Крумлов, должна была войти в только что образованную Австрию. Местечковый сепаратизм был жестко подавлен чешской армией (кому-то, однако, следует это помнить, прежде чем говорить о весне 1968 года и советских танках в Праге), и 30 апреля 1920 г. город насильно превратился из немецкого Крумау (Krumau) в Чески Крумлов, исконно чешское название, под которым город уже упоминался в хрониках в 1439 г. В 1940 г. замок был конфискован гестапо, в 1945 г. стал государственной собственностью, а все немецкое население из города было выслано. В 1992 г. Старый город Чески Крумлова с замком был внесен в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

http://www.ckrumlov.info/docs/en/mesto.xml - подробная развернутая история города

…над всем владычествует там, в вышине,
замок со сторожевой башней, одной из самых башнеобразых башен,
какие мне приходилось видеть.
В каждом чешском городе - своя оригинальная башня,
по которой можно узнать, Градец это или Брно,
Будейовице или Чешский Крумлов.
К.Чапек



Вкратце немного повторю историю замка: впервые замок был упомянут в поэме «Der Frauendienst» (мой вольный перевод - Служение прекрасной даме) австрийского странствующего рыцаря-миннезингера Ульриха фон Лихтенштейна (Ulrich fon Lichtenstein) между 1240 и 1242 гг. Доподлинно известно, что в 1253 г. замок уже существовал и вокруг него был город. Замок (и город) последовательно переходили из рук в руки влиятельнейших родов Чехии и Австро-Венгрии: Витковичи (примерно с 1240 до 1302 г.), Рожмберки (1302-1602), Габсбурги (1602-1622), Эггенберки (1622-1719), Шварценберги (1719-1940). Второй по величине замок Чехии внесен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО в 1992 г.

Первый двор



Заранее прошу прощения за некоторую энциклопедичность последующих описаний замка, но без них прогулка по замку превращается в беглый пробег вдоль зданий и сооружений, при этом, например, на первый двор отводишь минут 10 максимум (проверено), а надо бы 20... Итак…

Главный вход в замок ведет через Красные ворота. Верхняя часть ворот украшена гербом Шварценбергов. Ворота встроены в каменную арку, от которой отходит еще и коридор, идущий через несколько дворов и соединяющий замок с монастырями миноритов и кларисок. Напоминает коридор Вазари во Флоренции, не правда ли? Владельцы замка желали передвигаться по городу и замку, не замочив голов при непогоде и не запачкав ног о нечистоты, которые выливались в ту пору из средневековых окошек всей Европы. Коридор проходит еще и через чердак стоящего справа от ворот Дома соли (дом № 57), построенного в готическом стиле, и частично сохранившегося с тех времен. Со времени первого упоминания о нем в 1511 г. дом использовался и для хранения солода, а позже стал зернохранилищем. В 1723 г. дом превратили в соляной склад, в 1876 г. здесь разместили служебные квартиры. Как водится, дом населяет парочка привидений - легенда гласит, что это были два охранника, сторожившие соль, которые повздорили из-за игры в карты, и поубивали друг друга. Теперь в доме по ночам слышны звуки борьбы, крики и предсмертные стоны. Сейчас в доме размещено второе городское турбюро.



С левой стороны от Красных ворот стоит Новая аптека (№46), датируемое 1556 г. и привлекающее внимание фасадом в стиле сграффито. Аптекой дом стал только в 1913 г., до этого со времен Эггенберков здесь жила семья придворного доктора. На заре своей истории дом переходил из рук в руки - видимо, кому попало владеть им не позволяли. Первый владелец дома упоминается в 1541 г., им был придворный Рожмберков с трудным именем Hřebenáře z Hřeben, в 1550 г. дом передавли первому секретарю Вилема Рожмберка, в 1570е дом приобрел рыцарь Яхим Метич (Jáchym Metich), при Петре Воке рыцарь подарил дом одному из слуг вельможи, а тот продал его очередному владельцу. В конце концов, дом достался Эггенберкам. Дом соли, Старая и Новая аптека, Дом управляющего и Конюшни, собственно, образуют первый ряд замковых укреплений, т.к. их внутренние стены выходят в Первый двор замка.



За Новой аптекой стоит здание бывших конюшен (дом № 232) с зернохранилищем, где уже в 1556 г. размещалось 50 лошадей. После нескольких реконструкций помещение превратилось в Колонный зал, где проводят выставки. Далее перед нами - дом управляющего замком (№ 58), слева от замковой лестницы (первое упоминание - 1600 год). В доме замечательные глубокие подвалы - свыше 6 метров под землю! Здесь проживал не только управляющий, но и лесничий княжеский угодий, сборщик налогов, а позже - служащие в отставке и их сироты.

За домом соли находится здание Старой аптеки (№ 66). До 1575 г. зданием владела жена доверенного лица Рожмберков Дорота Слепичкова (Dorota Slepičková), после ее смерти дом был продан муниципалитету города. После нескольких перепродаж дом в 1597 г. купил Петр Вок и передал его своему слуге Яну Хагену (Jan Hagen), произведя его в рыцари. Сын Хагена продал дом в 1635 г. Эггенберкам. Здесь селили важную замковую челядь, позднее здание оборудовали под фармацию (1730), в 1915 г. аптека переехала в здание Новой аптеки, а здесь обустроили магазин и квартиры. Фасад ее со стороны Латрана выполнен в стиле ренессанс, контрастирующий с фасадом со стороны двора, в стиле барокко.

Одним из основных зданий первого двора является Бывшая пивоварня (№ 65), построенная в 1561 г. Правда, собственно пивной заводик был оборудован здесь в 1625 г., здесь же жили пивных дел мастера, здесь хранились зерно и солод, в XIX веке здесь построили еще и маслодельню. С 1948 г. помещения использовались как гаражи и автосервис. На фасаде, расписанном в стиле сграффито около 1690 г., имеются солнечные часы.

Чуть ниже Нового дома управляющего (№ 59) стоит бывший каретный сарай, сейчас использующийся как гаражи. Древнее строение сгорело в конце XVIII века, и было отстроено заново. Представляет интерес и здание кузницы (построено как пристройка к пивоварне, преобразовано в кузницу в 1654) - сбоку у нее имеется специальный навес для ковки лошадей.

Бывшая замковая больница (№ 184) была обустроена в 1775 году и состоит из двух частей: на западной стороне 2 этажа, на восточной - 1. Здание много старше: между 1560 и 1640 гг. здесь обитал замковый плотник, позже располагались слуги. В 1774 г., когда в пивоварне вспыхнул пожар, сгорело и здание пивоварни, и этот дом, и восстановили его для того, чтобы сделать замковой больницей. С конца XIX века и по сей день здесь квартиры и студия местного известного художника Hana Hölzel - Čeledová. В глубине замкового двора - ромбообразное здание № 64, которое служило домом замкового оружейных дел мастера. С XIX века здесь живут потомки замковой прислуги.

В центре двора стоит фонтан, датируемый 1561 г. Двор, вероятно, в т.ч. служил загоном для крупного рогатого скота, или местом для ристалищ (одно не исключает другого), отчего имеет неофициальное название Rejdiště (Шумящая земля). Точно неизвестно, когда был поставлен здесь фонтан, но судя по пятилепестковой розе, произошло это до 1602 г., когда Петр Вок Рожмбек продал Крумлов Габсбургам. Изначально он был расположен в другом месте, а сюда перенесен по приказанию Йозефа Адама Шварценберга, решившего благоустроить двор. Фонтан, окруженный деревьями, образует тихий островок на пути в замок.

Чтобы попасть во второй двор, нужно перейти мост через медвежий ров. Каменный мост заменил разводной деревянный в 1647 г., в середине XVIII его украсили статуями св. Иосифа и Девы Марии. Во рву живут медведи. Мы увидели двоих, туристы бросают им вниз яблоки и даже целые ананасы. Видимо, были случаи падения в ров к медведям - вверх уходит высокая решетка, через которую фиг перелезешь. Разводят бурых мишек в Крумлове с XVI века не просто так: помните легенду, согласно которой Витковичи (а, значит, и Рожмберки) ведут свой род от римлянина Романа Урсини (Орсини)? Род Орсини - один из могущественнейших средневековых родов в Италии, представители этого рода были влиятельными вельможами, кардиналами, Папами Римскими, полководцами и обладали несметным состоянием. Фамилию «Орсини» с итальянского можно перевести как «Медведев», отсюда и медведи в главной резиденции Витковичей и Рожмберков. Оттого и медведь в гербе, держащий в лапах пятилепестковую розу.



Герб Орсини

История медвежьего рва Чески Крумлова
http://www.ckrumlov.cz/uk/zamek/1nadvori/i_mpriko.htm
История «медведедержания» В Чески Крумлове
http://www.ckrumlov.cz/uk/zamek/1nadvori/i_mhisto.htm



Стоя у медвежьего рва, мы видим пять различных гербов владельцев замка. Прежде всего, самый простой герб - герб Рожмберков (по правилам геральдики - чем проще герб, тем старее род): серебряный щит, разделенный золотым лучом, черный замок, пятилепестковая роза и три наклонные красные полосы. Повешен герб был в 1556 г. В 1646 г. чуть выше были повешены гербы Йохана Антона Эггенберка (1610-1640) и его жены Марии Анны фон Бранденбург (1609-1680). Эти гербы заменили собой красную мраморную плиту с тремя императорскими орлами - герб Фердинанда II Габсбурга. Еще два герба можно увидеть на остатках замковых укреплений - гербы Йозефа Адама Шварценберга и его жены, Марии-Терезии фон Лихтенштейн, помещенные здесь в 1743 г.



Как и Йохан Антон Эггенберк, Йозеф Адам Шварберберг - второй владелец Крумлова, видимо, их отцы, получившие во владение эту собственность, особо ее не жаловали, и своих гербов поместить в замке не пожелали - не до ерунды было. Чуть правее гербов видна небольшая плита с гербом командующего крумловским гарнизоном во время Тридцатилетней войны - Фердинанда Каррати де Каррара.

Второй двор

Второй двор называют еще Нижним замком. Доминирует над ним дворец с башней, который именуют Маленьким замком, или Градеком, самой старой частью всего дворцового комплекса (XIII век). Он, да еще Верхний замок (о нем - чуть позже) помнят еще первых владельцев замка, Витковичей. Но старинный род пресекся, Рожмберки набирали мощь, расширяли замок, и постепенно Градек превратился в заброшенное складское помещение. Так было до 1580 г., пока Вилем Рожмберк не приказал перестроить Градек в стиле ренессанс, что и было воплощено архитектором Бальдассаре Магджи (Baldassare Maggi d'Arogno). Великолепные яркие росписи стен были выполнены в 1591 г. живописцем Бартоломеем Беранеком (Bartoloměj Beránek - Jelínek). По первому этажу проходит коридор, соединяющий замок с монастырем миноритов.



История Готической башни Маленького замка, «самой башнеобразной башни», как писал Чапек, неотделима от истории самого замка. Символ города имеет шесть ярусов, на четвертом - колокольня, на пятом - аркадная галерея. На шестом ярусе расположены часы, а на самой верхушке - фонарь с колокольчиками. Мне же башенное надвершие напомнило вычурный кофейник с чашечками. На башню можно подняться за 30 крон.



Новый дом управляющего, называемый в прошлом модным немецким словечком Buchhalterie, вошедшим несколько позже во многие языки, в том числе и в русский, встречает вас сразу за медвежьим рвом и разводным мостом. Построил его все тот же Бальдассаре Магджи в 1578 г., фасад украсил росписью известный в то время живописец Габриэль де Блонд (Gabriel de Blonde). Здание богато историей: были здесь и офисы, и квартиры, и пекарня, и пивоваренный завод, и сельскохозяйственный колледж, и тюрьма. Оно хорошо сохранилось до нашего времени, и сейчас в нем расположена замковая библиотека и филиал государственного архива Тржебони.

Первые упоминания о замковой библиотеке датируются XIV веком, но активно заниматься ею стал лишь Петр IV Рожмберк (1462-1523), получивший образование в Италии и привезший оттуда немало хороших книг. Следующим собирателем стал Петр Вок Рожмберк, который приобрел для библиотеки огромное количество изданий той эпохи. К 1601 г. собрание составляло 11 тысяч томов, и вместе с Петром Воком покинуло Чески Крумлов и находится в Тржебони. Следующие владельцы замка, Эггенберки, стали собирать книги заново, приобретая их где только возможно, и привозя их из своих поездок. В 1649 г. в библиотеке Крумлова было уже 1060 книг. Во второй половине XVII века библиотека увеличилась вдвое благодаря жене Йохана Кристиана Эггенберка, Марии Эрнестине, урожденной Шварценберг, собранные ею книги хранятся в отдельном зале Эггенберков и имеют белые кожаные переплеты с нанесенными на корешке инициалами княгини - ME (Marie Ernestine). Шварценберги также продолжили собирать книги, все приобретенные ими экземпляры отмечены табличкой с гербом, именем владельца и датой поступления. К XIX веку библиотека насчитывала 19 тысяч наименований.

На той стороне двора, где обрыв над рекой, находится здание Монетного двора, возведенное в 1686 г. в стиле барокко. Примечательно, что со стороны Влтавы оно четырехэтажное, а со стороны двора - двухэтажное. Так средневековые строители удачно вписали здание в горный склон, одновременно защитив замок от нападений с этой стороны. После пожара 1729 г. здание восстановили, добавив к нему один ярус. Несмотря на то, что строилось здание именно как Монетный двор, им оно никогда не было: сначала здесь разместили «главного охотника» замка, затем здесь жила гвардия Шварценбергов, затем здесь поместили офис суда и архив. Сейчас в здании проводят выставки.



У второго замкового рва, ведущего к Третьему двору, стоит сыроварня, фасад которой расписан сграффито «под кладку», наверху на фасаде - солнечные часы. На этом месте стояла готическая сторожевая башня, деревянный разводной мост вел от башни в третий двор. Когда замок разросся, укреплений стало больше, башня потеряла свое значение, и на фундаменте башни в середине XVI века выстроили сыроварню, в которой изготавливали молочные продукты для замковых обитателей.

В центре второго двора стоит каменный фонтан, довольно простой (примерно 1602). Изначально он стоял на месте Монетного двора, а сюда был перенесен после его постройки. Вообще, у меня сложилось впечатление, что замковые фонтаны в каждом дворе несли не столь эстетическую нагрузку, сколько сугубо утилитарную: снабжение замка водой в случае осады. Из таких фонтанов удобно набирать воду ведрами, удобно поить лошадей… Говорят, в фонтанах даже разводили рыб.



Замыкает второй двор замка т.н. Верхний замок, ядро крумловского дворцового комплекса, к которому и ведет нас каменный мост и через который проходит коридор от второго замка к третьему. Это и есть сердце замка, главная резиденция Витковичей и Рожмберков - на высоком скалистом мысу над Влтавой. Он расположен между вторым и третьим двором, а на западе через глубокий овраг и Плащевой мост отсюда можно попасть в пятый двор замка. Именно его хорошо видно из любой точки города, это он гордо высится на скалистом уступе над рекой. Это о нем упоминал в 1240 г. странствующий австрийский рыцарь в своей балладе о прекрасной даме и рыцарском турнире в Крумлове.



Как мы уже знаем, в 1302 г. ветвь Витковичей, бывших господами Крумлова, с зеленой розой в гербе, пресеклась, и Крумлов перешел к Рожмберкам, имевшим в гербе красную розу и правившим замком и городом ровно 300 лет. В XVI веке замок был перестроен в стиле ренессанс - злые языки поговаривали, что перестройки были затеяны Вилемом Рожмберком по причине его четырех браков - сеньор желал непременно произвести впечатление на очередную знатную невесту. Это косвенно подтверждает тот факт, что последние перестройки относятся именно к тому времени, когда Вилем женился на Поликсене Пернштейн (роду Пернштейнов принадлежал прекрасный одноименный замок, хорошо сохранившийся до настоящего времени): управляющий замком Якуб Кржчин (Jakub Krčín z Jelčany) заключил договор с Балдассаре Маджи о постройке и стенной росписи внутренних дворов.

Видимо, на замковые переделки и ушли последние деньги Рожмберков, и Петр Вок был вынужден продать Крумлов Габсбургам. Что было дальше, тоже известно - замок снова перестраивали, в 1741 г. его взяли французы, изрядно повредив (например, разрушив Плащевой мост), но он снова был восстановлен, хотя на это и ушло 23 года. В 1782 г. Шварценберги переехали из Крумлова, и замку перестали уделять повышенное внимание: нового ничего не строили, за уже построенным «старым» следили постольку поскольку, особенно пострадали от невнимания стенные росписи. К счастью, к настоящему моменту все это великолепие восстановлено. Ознакомиться с внутренними интерьерами Верхнего замка можно в двух предлагаемых турах:
Тур 1 по замку http://www.ckrumlov.cz/uk/zamek/3nadvori/i_1trasa.htm
Тур 2 по замку http://www.ckrumlov.cz/uk/zamek/3nadvori/i_2trasa.htm
Часы работы, цены, экскурсии по замку http://www.ckrumlov.cz/uk/zamek/oinf/i_prohli.htm

Коридор, соединяющий второй и третий дворы крумловского замка, был построен Вилемом Рожмберком около 1577 г. (над входом в коридор висят гербы Рожмберков, Эггенберков и Бранденбургов). Ранее в третий двор можно было попасть через сторожевую башню во втором дворе и деревянный разводной мост, ведущий от этой башни, но со временем этот способ «попадания» в башню стал негламурным, и старый мост порушили, на месте башни построили сыроварню, а из второго в третий двор теперь ведет каменный мосток и длинный коридор, уводящий вверх под ощутимым углом. Сводчатые стены украшены росписью с пятилепестковыми розами и прочими цветами. Но главное украшение коридора - маленький балкончик, с которого открывается поразительный вид на город, лежащий внизу.





Третий и четвертый дворы, Плащевый мост

Огромное здание Верхнего замка, строившееся с XIV по XVIII вв. включительно, собственно, и образует третий и четвертый дворы крумловского замка - они расположены внутри, как каменные колодцы, украшенные, правда, великолепной росписью на мифологические темы - работы знаменитого художника того времени - Габриэля де Блонде (Gabriel de Blonde).







Верхний замок стоит на неприступной скале, под ним расположены знаменитые и таинственные многоэтажные подвалы, где во время восстания сеньоров в 1396 г. был заключен даже король Вацлав IV.



Одно из самых впечатляющих замковых строений - Плащевый мост, поражающий еще в ту минуту, когда вы выходите к подножию замка снизу. С одной стороны, сооружение этого моста позволило расширить замок, превратив глубокий овраг в элемент замкового дизайна и отличную смотровую площадку, с другой стороны, отсюда очень удобно было поливать врагов кипятком или потоком стрел. Мост был построен здесь еще в XV веке, только тогда он был деревянным и разводным, в 1686 г. Йохан Кристиан Эггенберк приказал сделать новый цельный деревянный мост с коридором поверху (примерно как коридор Вазари над Понте-Веккьо), и только при Шварценбергах, в 1764 г. мост стал каменным, получив трехэтажный коридор, являющийся частью протяженного коридора, соединяющего все здания замка с садами и монастырем миноритов.



Пятый двор

Пятый двор замкового двора является самым ярким подтверждением того факта, что средневековые замки, изначально создаваемые для обороны, постепенно становились дворцовыми резиденциями для времяпровождения хозяев вдали от шумной столицы. В пятом дворе все подчинено развлечениям: уникальный барочный замковый театр, великолепные сады с каскадом фонтанов, летний дворец, школы верховой езды… Правда, вся эта красота доступна только в теплое время года.

Сразу за Плащевым мостом нас встречает ренессансное здание, которое было возведено здесь в 1570 г. Антонином Влаком (Antonín Vlach) на остатках средневековых укреплений. Стены здания расписаны «под кладку», а на стене, смотрящей на город, имеются солнечные часы.



Возле стены со стороны моста - каменное корыто для лошадей - когда-то в здании были конюшни. Сейчас здесь музей замкового театра. Замковый театр в стиле барокко не имеет мировых аналогов, сравним с ним только королевский театр Drottningholm близ Стокгольма.





Напомню, что в этот раз мы посетили Чехию в ноябре, и знаменитые крумловские сады были не то чтобы закрыты, но от входа были видны только бесконечные сугробы и заснеженные дорожки. Поэтому пришлось немного потоптаться где стояли, и пойти фотографировать город со смотровой площадки на Плащевым мостом. Если же вы приедете в Крумлов в теплое время года, то посетить сады замка просто необходимо: основанный в XVII веке замковый сад сейчас может похвастаться и барочными павильонами, и собственной школой верховой езды, и каскадом фонтанов, окруженным балюстрадой, украшенной вазами из известняка. В фонтане водятся золотые рыбки. Интересно, куда их девают зимой? От посетивших сады летом жду фотографий. В центре садов расположен летний павильон Bellarie, построенный для Марии Эрнестины Эггенберк, богато украшенный лепниной, росписями, и снабженный даже лифтом для подъема еды. Как и сады, его мы толком не увидели, правда, на сайте замка написано лишь, что он ожидает реставрации, поэтому возможно, что он пока закрыт для посетителей.



Полезные ссылки

Прежде всего рекомендую к прочтению прекрасный рассказ Александра, которому принадлежат цитаты в моем повествовании:
http://www.otzyv.ru/read.php?let=19388&v=070407044151&p=0

И ссылки на сайты о Чехии
http://www.czecot.com/ru/ - туристический портал Чешской Республики (на русском)
http://www.southbohemia.ic.cz/ - сайт Южной Чехии (на русском)
http://www.pruvodce.com/ceskykrumlov/
http://www.zamky-hrady.cz/1/cesky_krumlov.htm
http://www.hrady.cz/index.php?OID=344
http://www.discoverczech.com/cesky-krumlov/index.php4?PHPSESSID=c1a15cb3fb700d0a161c72a65ac28693
http://www.pivovary.info/prehled/krumlov/krumlov_e.htm
http://www.pivovary.info/prehled/regent/regent_e.htm

Без сомнения, лучший сайт - сайт города http://www.ckrumlov.cz, на котором собрано огромное количество интересных статей о городе и замке, его владельцах и т.п.
http://www.ckrumlov.cz/cz1250/atlas/i_cmm.htm - интерактивная панорамная карта центра
http://www.ckrumlov.cz/cz1250/mesto/objekt/t_seznam.htm - кликабельный путеводитель по городу
http://www.ckrumlov.info/docs/en/mesto.xml - подробная развернутая история города
http://www.ckrumlov.cz/uk/mesto/histor/i_povleg.htm - легенды Чески Крумлова
http://www.ckrumlov.cz/uk/mesto/histor/i_nazvul.htm - история названий улиц Крумлова

История замка Крумлова:
http://www.ckrumlov.cz/uk/zamek/oinf/i_histor.htm
http://www.ckrumlov.info/docs/en/kaktualita.xml
http://www.ckrumlov.info/docs/en/zamek.xml
Хозяева замка http://www.ckrumlov.cz/uk/mesto/histor/i_panzck.htm
Замок в разные периоды архитектуры http://www.ckrumlov.cz/uk/zamek/oinf/i_histor.htm

Тур 1 по замку http://www.ckrumlov.cz/uk/zamek/3nadvori/i_1trasa.htm
Тур 2 по замку http://www.ckrumlov.cz/uk/zamek/3nadvori/i_2trasa.htm
Часы работы, цены, экскурсии по замку http://www.ckrumlov.cz/uk/zamek/oinf/i_prohli.htm

Турбюро количеством 2 штуки. Первое на площади Согласия (http://www.ckrumlov.cz/cz1250/mesto/objekt/i_nams2.htm ) и второе у входа в замок-град с Латрана (http://www.ckrumlov.cz/cz1250/zamek/1nadvori/i_solnic.htm ). Есть мнение, что второй заметно лучше.

http://www.gid-dasa.cz/ - местный гид Даша (Дагмар Богдалова)
http://www.mozart.cz/gb/muzeumm_gb.html - Музей марионеток в бывшем костеле святого Йоста. Вход для взрослых - 70 крон.

Эгон Шиле
http://www.ckrumlov.cz/cz1250/mesto/objekt/i_par111.htm - дом матери Эгона Шиле
http://www.schieleartcentrum.cz/new/ - Центр искусства Эгона Шиле (вход 120 крон)
http://mfnaissant.narod.ru/schiele.htm - о самом Эгоне Шиле





Полезное
Полезное по Чехии
Чешская шпаргалка
Еще полезное о Чехии: шопинг, гранаты, обзор чешского пива, дорога от аэропорта до города и т.п.
Такс-фри: общие правила и частности
Вопросы по бронированию отелей
Письмо в отель на чешском

Чехия

Previous post Next post
Up