Йиндржихув Градец (Jindřichův Hradec)

Nov 02, 2009 12:31




Йиндржихув Градец

Как ехать

Автобусом от автовокзала Флоренц через Тржебонь, Чески Будеевице или напрямую от Праги. Время в пути, расписание и цены можно уточнить на http://idos.datis.cdrail.cz (расписание меняется). От автовокзала до Старого города пешком 10 минут. По Старому городу до замка 10 минут (башня замка возвышается над городом, мимо не пройдете).

Если выехать пораньше, можно в один день совместить осмотр двух прекрасных городов - Тржебони и Йиндржихува Градца (далее - просто ЙГ, с вашего позволения, не от неуважения к городу, а исключительно из-за стройного ряда согласных подряд): сначала заехать в Тржебонь, затем на автобусе от Тржебони доехать до ЙГ, и вернуться в Прагу (мы подгадали так, что автобус из ЙГ увозил нас прямо в Прагу, без пересадок).

От автовокзала по указателю в центр по улице Nadrazni минут 10 до площади Масарика, отсюда до замка рукой подать.

История

Как и многие чешские города, Йиндржихув Градец был изначально славянским поселением, затем - славянской крепостицей, существующей примерно с X века. В XII веке юго-восточная Богемия и ЙГ стали владением вельможного Витека из Пржсисец (Prcice), от которого и ведет свою родословную одна из известнейших семей Богемии - Витковичи (или, на западноевропейский манер, Witigons). Витек поделил владения между пятью сыновьями, один из сыновей стал Лордом Рожмберка и с тех пор стал именоваться Рожмберком (см. история Тржебони). Герб рода Витковичей - пятилепестковая роза - хорошо известен в Чехии. Например, в Чески Крумлове ежегодно проводятся праздники Пятилепестковой розы. Именно Витковичи основали Чески Крумлов, второй по величине замок в Чехии после Пражского Града. А замок ЙГ является третьим в этой иерархии. Можно себе представить, какими средствами владел этот клан, чтобы возвести таких замковых монстров. Ветви Рожмберков Крумлов и переходит в 1302 г. (вспомните герб Крумлова - красную пятилепестковую розу - каждый из пяти сыновей имел изображение этого цветка в своем гербе, они отличались только цветом лепестков). Кстати, Витковичи недолгое время владели и Тельчем.

В конце XII века Йиндржих (Генри) Витковец, старший сын Витека, первый этого имени в роду (всего, если мне не изменяет память, будет 4 славных вельможных пана Йиндржиха) строит на месте славянской цитадели замок в романском стиле, который неоригинально нарекает Градцем. Отныне потомки Йиндржиха именуют себя Лордами Градца, и обладают таким могуществом, что король Пршемысл Отакар II закладывает Чески Будеевице, чтобы ослабить влияние Витковичей в данном регионе. В случае прямого неповиновения непокорного вассала из Будеевиц можно было быстро перебросить к ЙГ войска. Впрочем, судя по тому, что замок отлично сохранился до наших дней, Витковичи были не только богаты и влиятельны, но и умны, и на открытый конфликт с королем не пошли.

Первое официальное упоминание о городе датируется 1220 годом, когда к романской крепости пристраивают классический замок в стиле ранней готики. Хроники на латыни вели монахи, и посему город именовался ими Nova Domus, или, на немецкий манер, Neuhaus. В 1410 г. происходит Грюнвальдская битва, где тевтонский орден (и войска немецких и французских рыцарей вкупе со швецарскими наемниками были разгромлены поляками и литовцами вместе с чехами и даже войсками смоленского князя) терпит сокрушительное поражение, все немецкое чехами и поляками яростно отторгается, и латинско-немецкое название города становится некомильфо. Очередной Лорд Градца то ли вспоминает о предке Йиндржих, то ли его самого так же звали, и город с той поры официально именуется Йиндржихувом Градцем. Город и неприступный замок благополучно пережили гуситские войны - даже нет сведений, пытались ли вообще гуситы приступить к этой крепости, или прошли стороной, не желая связываться. В 1483 г. к гербу Витковичей, золотой розе на голубом фоне, прибавились два золотых льва и буква "W" - особая милость короля Владислава II, этот герб и поныне существует как городская эмблема. Не очень понятно, почему на гербе присутствует еще и корона - город-то был не королевским владением, но спишем это на особую милость короля.




Витковичи (Лорды Градца) владели городом и замком до 1604 года, затем владения перешли семье Славата (одной из младших ветвей рода Витковичей), которым они принадлежали недолго - до 1693 г. Под чутким управлением Лордов Градца в городке выросли сначала готические домики, затем - по последней моде - домики в стиле барокко и ренессанс. Город занимался производством и продажей текстиля, и не бедствовал. Вилем Славата (1628-1652) даже был канцлером короля Богемии и обладал большим влиянием, город при нем забогател особенно. После Тридцатилетней войны, в 1654 г., ЙГ являлся вторым по величине домов и жителей городом в Чехии, после Праги.

Последними сеньорами ЙГ стал род Чернинов из Хлудениц (Černínů z Chudenic), которым город принадлежал до 1945 года. Они здесь не жили, и город постепенно приходит в упадок -некому было держать в тонусе. Вообще, читая об истории чешских замков и городов, создается впечатление, что вся недвижимость в Чехии, по большому счету, принадлежала пяти-шести семействам, и все замки переходили по кругу от одного рода к другому.

Для полноты картины не могу не упомянуть абсент, который в ЙГ производят еще со времен Наполеоновских войн. Поскольку тут я совсем некопенгаген, даю слово специалистам в данном вопросе: http://absente.narod.ru/page1.html

Замок

Ноябрь-март: замок открыт только для групп по предварительной договоренности
Апрель - октябрь: 9-16, кроме понедельника (последнюю группу пускают в 15.15)
Май - сентябрь: 9-17, кроме понедельника (последнюю группу пускают в 16.15)
В августе по предварительному заказу по вечерам в пятницу и субботу вечерами проводят экскурсии.
В несезон можно свободно гулять по замковому парку и дворам (что мы и сделали).

Перед нами серые с белым замковые ворота. Герб размытый, но общий смысл угадывается - все те же львы держат все ту же букву.



Вокруг замка течет речка Нежарка (Nežárka), загнанная в замковый ров (на удивление неширокий), по берегам которого стоят живописные аутентичные домики. У некоторых домиков имеются причалы - то ли для лодок, которые по озеру катаются, то ли они там белье полощут, для полной аутентичности.



Итак, замок. Как я уже писала, построен примерно в XII веке, постепенно расширялся и укреплялся. Внимание до сих пор привлекает центральная башня, т.н. «hladomorna», или «голодная башня», окруженная стенами, пристройками, водным рвом. Неприступная была крепость, грозная была башня, использовавшаяся как дозорная, для хранения припасов и казны, и как тюрьма, конечно.





«… такая яма под башней, как эта, называется oubliette [подземная тюрьма, каменный мешок]. …Оно якобы идет от галльского и означает, хе хе, «забудка». Я тебя просвещу, почему именно такое название. Так вот эта решетка сейчас будет закрыта, а о тебе забудут совершенно, равно как о хлебе и воде. Поэтому я лично галльской «забудке» предпочитаю местное название ямки: «уморильня».
А. Сапковский «Божьи воины»



В XIV в. Олдржих III из Градца перестраивает замок в готическом стиле, Адам II из Градца в 1581 г. перестраивает резиденцию в стиле ренессанс. Элементы того и другого неплохо сочетаются, замок, безусловно, не только третий по величине в стране, но и один из самых красивых и с умом построенных. Раз уж заговорили о величине - в замке 320 комнат и 500 ключей (не знаю, как у них так получилось, наверное, по паре дверей у каждой комнаты, и у всех разные ключи). Интересно узнать, ключником/ключницей был один человек, или целая бригада? Внутри замка, как обычно, интерьеры-доспехи-мебель-картины-китайский фарфор (богатые были люди, это в те времена был показатель). Считается, что внутри более 10 тысяч предметов искусства и столько же старинных книг.





В первом дворе смотреть особо нечего: четыре крыльца, выход на лужайку под замковыми окнами, к пруду. Наверное, сюда привозили телеги с припасами, здесь, в замковом квадрате строилась замковая гвардия.



В переходе из первого двора замка во второй висит картинка «замок в разрезе», очень занимательное изображение.



Второй представляет собой глухой дворик с расписанными стенами. Третий поражает воображение: несколько зданий, расписанных в стиле сграффито «под кладку», соединены многоуровневыми аркадными галереями. Огромный двор пуст, безлюден и от этого особенно загадочен.









Самая старинная часть замкового комплекса (внутри сохранились фрески в зале Святого Георгия, покровителя рыцарей - 1337 г., Мадонна 1460 г.) примыкает к Черной башне, которую можно осмотреть вблизи, если пройти мимо колодца, украшенного пышной решеткой, под арку. Там даже фрагменты фахверковых стен видны, но поражает не это, и не прообразы эркеров, а порода, на которой стоит замок. Кажется, что замок вырастает прямо из скалы. Похожее ощущение у меня было только в Чески Крумлове, что неудивительно, учитывая их историю. Напротив (если стоять спиной к Черной башне и дворику, где к ней можно подойти, слева, если выходить из второго двора) через двор стоит т.н. Адамова постройка (по имени владельца замка того времени) - классический, беспримесный ренессанс. Внутри тоже подлинные интерьеры в стиле ренессанс.

Последний двор представляет собой треугольник, основанием которого является часть шато, сторонами - сводчатые коридоры с колоннами, где в обилии стоят белоснежные скамейки с выгнутыми спинками,







а в точке, где галереи сходятся, стоит пышная ротонда (XVI век, итальянский ренессанс), которая оказалась открытой - там что-то то ли мыли на потолке, то ли меняли проводку веселые-превеселые рабочие, исполнившие нам, благодарным слушателям, что-то из итальянских песен. Акустика ротонды изумительна! Отделка - сплошная позолота и красивости. Кстати, она чем-то напомнила мне Кусково и ее грот с ракушками, уже не знаю, чем.



Вернувшись в первый двор, мы не упустили возможности погулять по замковым лужайкам у пруда. Если бы я была владелицей замка, то окнами на пруд и лужайку выходили бы окна кабинета и библиотеки.



Впрочем, наверняка так оно и есть, и в башенке с острой красной черепичной крышей расположено что-то из личных покоев.

Пруд глубокий (исключительно на глаз) и чистый, приятно смотреть. Не зря выкопали. Домики, окружающие его, умиротворяют, а детишки, что тут бегают, умиляют.





Туры, которые предлагает музей в замке:
1- т.н. здание Адама. Классические интерьеры в стилях барокко, ренессанс, рококо, имперский, классицизм. Старинная мебель, картины, китайский фарфор. Зеленый зал с творением известного богемского скульптора Петра Брандля - Иосиф Египетский.
2 - Готический замок: средневековые интерьеры с Королевским залом, Часовней Святого Духа, и уникальная фреска, изображающая Святого Георгия (1338). Посещение т.н. Черной Кухни и Мадонны Йиндржихува Градца (1460, поздняя готика).
3 - Прогулка по столетиям. Залы шато, картинная галерея, обстановка и предметы быта, принесенные из охотничьего шале Jemčina , из окрестностей города. Посещение Ротонды.

Отдельная прогулка по замку, заказываемая отдельно - посещение Черной Башни и старинной замковой кухни.

Турбюро
Panska 136/1
Судя по карте, турбюро имеется и прямо на жд вокзале.

Ссылки
http://www.muzeum.esnet.cz/index.html
http://www.zamekjh.cz/
http://www.jh.cz

Достопримечательности
http://www.discoverczech.com/jindrichuv-hradec/sights.php4
http://en.wikipedia.org/wiki/Jind%C5%99ich%C5%AFv_Hradec

***

Йиндржихув Градец
Замки Чехии - коротко о самых посещаемых

Полезное
Полезное по Чехии
Чешская шпаргалка
Еще полезное о Чехии: шопинг, гранаты, обзор чешского пива, дорога от аэропорта до города и т.п.
Такс-фри: общие правила и частности
Вопросы по бронированию отелей
Письмо в отель на чешском

Чехия

Previous post Next post
Up