Замок Бирон. Часть 2.

Nov 12, 2015 20:52

Оригинал взят у sweta_bel в Замок Бирон. Часть 2.
В двух предыдущих постах о замке Бирон я как-то мало показала сам замок: сначала мы узнали о владельцах, затем прогулялись по деревушке, чуток истории отхватили по дороге, и вошли во двор. Будем навёрстывать упущенное! Как я уже говорила ранее, замок Бирон - заслуженный военный пенсионер. Ему 800 лет - и почти всё это время он верой и правдой служил лишь одному хозяину - древнему и почтенному роду Гонто-Бирон.




Сейчас мы видим вполне мирный замок, на фоне лугов-полей, скошенного сена и голубого неба. Но по-настоящему мирной жизни этот замок не видел на протяжении сотен лет! История всей Аквитании - это "Свадьба в Малиновке" по-французски: то "белые" придут, то "красные". То под французскими знамёнами стоит, то под английскими служит, то революционеры его грабят, то немцы бомбят..



Как видим, замок ничего не защищает - ни ключевых дорог, ни переправ..Он защищал сам себя, а ещё удачный рельеф местности позволял держать под контролем прилегающие земли в радиусе 30 километров от замка - и только. Но, тем не менее, он гордо возвышается над долиной. Смотришь на него и понимаешь: да, это Родовое Гнездо!



Замок Бирон являлся центром одной из четырёх перигорских бароний, наряду с Бейнаком, Бурдеем и Марёем. Укрепление находилось в собственности семьи Гонто-Бирон, которая получила баронию Бирон в XII веке в результате брачного союза.

С историей замка Бирон тесно связана история двух важных аббатств Перигора - аббатства Сарла (основано не позже середины X века) и аббатства Кадуэн, с 1119 года принадлежавшего ордену цистерцианцев. Между аббатами и хозяевами замка установились добрые отношения, основанные на пересечении материальных и духовных интересов. Первые имели дополнительные гарантии военной защиты, вторые получали дополнительные заверения в спасении души для себя, и прекрасные карьеры в ранге высшего духовенства для своих младших сыновей.



Предположительно, этот союз с духовенством стал причиной осады замка Бирон армией крестоносцев под командованием Симона де Монфора. Так или иначе, но в 1212 году Симон де Монфор отправился из Пенн-д’Ажене чтобы собственноручно покарать сеньора де Бирон, обвинённого в предоставлении убежища еретикам-катарам.

Вообще, этот крестовый поход известен как Альбигойские войны, и "под раздачу" там попали многие города-замки-сеньоры, замок Бирон - в том числе.

Ранее я уже упоминала некоего Мартина д`Альгэ. Жюльетта Бенцони в своём романе пишет о том, что Симон де Монфор осадил замок Бирон, захватил его и оставил в нём этого самого Мартина в качестве своего доверенного лица. Пока Монфор разбирался с другими замками и баронами, Мартин д`Альгэ решил "под шумок" присвоить замок Бирон. Да, так вот просто: он мне нравится, оставлю себе, а Монфор пусть идёт лесом. Зная, что "однопартийцы" не одобрят его дерзкую выходку, Мартин покинул христианскую партию Симона де Монфора и присоединился к её противникам - альбигойцам. Экий чудак этот Мартин! Не знаю, как вам, но мне достаточно посмотреть на бюст Симона Монфора, чтобы понять, что с таким человеком лучше не шутить! Но Мартин был, видимо, либо дурачком с рождения, либо круглым оптимистом. Идиот, одним словом.



Симон IV де Монфор

Вы уж извините, но я более подробно остановлюсь на этой истории, ибо весьма познавательно! Я, например, знала, что можно отлучить от церкви, но понятия не имела, что от рыцарства тоже отлучали. Так что смотрим на фото ниже: где-то на этом месте 800 лет назад разыгралась та самая трагедия, о которой пойдёт речь дальше.



Отряд, посланный Симоном, успел взять замок Марманд, а сам Монфор, выступив далее, осадил и разбил машинами город Бирон. Альбигойские воины геройски защищались. Вытесненные из города, они заперлись в замке. Существовала особая причина решимости и отваги осажденных - их начальником был рыцарь Мартин д'Альгэ. Это был тот самый д'Альгэ, который уже два раза изменял родине: он продался Монфору и обманом увлек виконта безьерского в подземелье Каркассона. Он оставил католиков и таким образом изменил в третий раз. Снисходительный граф тулузский доверил ему замок Бирон. На этот раз он не ошибся, ибо Мартин должен был бороться до последней крайности. Между тем привязать к себе гарнизон он был не в состоянии.

Монфор не преминул воспользоваться этим и склонил к себе многих биронских рутьеров. Его впустили в крепость, где, вытесненный из города, засел со своими воинами комендант. Крепость была взята и Мартин захвачен живым. Он предчувствовал, что ему предстоит страшное наказание от рук беспощадного Монфора, и его предчувствия сбылись.



На другой день к десяти часам утра все крестоносное воинство было в полном сборе перед крепостью. Назначено было совершить обряд лишения чести, а потом смертную казнь над пленным изменником, которого только теперь постигла месть за Роже Безьерского. На платформе возвышался эшафот. Д'Альгэ привели со связанными руками. Вряд ли у него были какие-либо искренние религиозные убеждения, но когда-то альбигойцы видели в нем одного из своих; во всяком случае, он рисковал жизнью на службе их делу. Монфор между тем не хотел считать его еретиком, поэтому осужденный вошел на подмостки в сопровождении двенадцати католических священников в белых одеждах; по одну сторону от него шел герольд в полном вооружении, по другую - палач огромного роста, весь в красном.



Когда все бароны заняли свои места около эшафота, герольд развернул пергамент, на печати которого был изображен крест. Герольд прочел приговор, которым обвиненный присуждался к смертной казни за измену, предательство и клятвопреступление. По прочтении приговора епископ каркассонский поднялся со своего места и предал осужденного анафеме; двенадцать священников запели похоронным голосом псалом: Deus laudem meam non tacueris, осуждавший изменников. Пение кончилось; герольд трижды воскликнул:

- Палач, кто этот человек?

- Рыцарь Мартин д'Альгэ, - произносил палач в ответ на каждое воззвание герольда.

- Нет, - отвечал герольд, - клятвопреступник и обманщик не может быть рыцарем. Да не будет он более рыцарем!

Палач вырвал меч у осужденного и воскликнул:

- Вот меч изменника!

Потом он стал сдирать с него все рыцарское вооружение и каждый раз возглашал громким голосом:

- Вот латы, поручни, наколенники, набедренник, вот кинжал изменника!



Когда сорван был шлем, герольд взял склянку с горячей водой и вылил ее на голову осужденного: это было позорное крещение - символ того, что этой водой с чела преступника смывалось помазание, а со щеки его рыцарский поцелуй. Потом палач разрубил топором щит д'Альгэ, герб его выпачкал грязью. На д'Альгэ накинули веревку; палач в таком виде стащил его до подножия эшафота, положил на носилки и накрыл их гробовым саваном. Обесчещенного рыцаря отнесли в церковь. Двенадцать священников окружили живого покойника и пели погребальные гимны, как бы прощаясь с человеком, умершим для рыцарства. После такой торжественной церемонии д'Альгэ положили на дровни, привязали к лошадиному хвосту и в таком положении, среди толпы народа, поволокли по городу. Наконец, уже около четырех часов вечера, его повесили. Труп оставили висеть на виселице, как пример позорной казни за измену, предоставив его на съедение хищным птицам.



Увы, эта кровь, что обагрила землю Бирона, была не первой и далеко не последней. Замок Бирон обладал какой-то мистической силой: все его владельцы были воинами по духу и призванию, наделённые непомерными амбициями, горячей кровью и решимостью. Многие из них достигли величайшей славы и почёта, но при этом "отошли в мир иной" без головы, в прямом смысле слова.

Впрочем, к этой теме мы ещё вернёмся. Сейчас же продолжим экскурсию по замку, с того самого места, на котором мы остановились в прошлом посте. Для начала давайте посмотрим общий вид и план замка, чтобы вам было понятно "что-где-куда-откуда")))



Да, я понимаю, что на фото выше не особо что разберёшь, поэтому для более детального ознакомления показываю план замка.



1) часовня; 2) малые конюшни; 3) казначейство; 4) большой балкон; 5) феодальная башня; 6) жилище сеньоров; 7) замок Понса; 8) донжон; 9) перистиль; 10) замок маршалов; 11) башня Генриха IV; 12) башня Сен-Пьер; 14) башня консьержа

Как я уже неоднократно говорила, замок Бирон постоянно, из века в век, находился в эпицентре всевозможных боевых действий. Самые трудные моменты в истории замка Бирон пришлись на последние десятилетия Столетней войны. Но в течение последних десятилетий XV века и в самом начале XVI века несколько поколений Гонто-Биронов сумели добыть славу и богатство на службе французской монархии.



Эпоха расцвета замка началась при бароне Понсе де Гонто и его брате Армане, епископе Сарла с 1498 по 1519 год; оба отмечены стремлением восстановить и приукрасить замок своих предков. Братья восстановили фамильную крепость из развалин и построили новые здания. Понс, будучи старшим сыном и, следовательно, военным, сопровождал короля Карла VIII в итальянском походе и пользовался расположением папы Александра VI, который в 1495 году благословил возведение в замке господской часовни.

Арман, будучи младшим сыном, посвятил свою жизнь служению Церкви, но был увлечён благоустройством семейного замка ничуть не меньше старшего брата Понса. Он полностью сосредоточился на строительстве новой часовни замка, которая должна была заменить ближнюю к замку церковь и стать пантеоном семьи Гонто.

Мы с вами уже видели эту часовню когда шли к замку, и, поверьте, фотографии не передают масштабов этой постройки! Как я уже говорила, церковь двухъярусная: верхняя часовня была отведена для сеньоров Бирона, а нижняя часовня служила церковью для крестьян и жителей поселения. Такая «двойная» конструкция церкви наглядно показывает существовавшее тогда иерархическое разделение общества.



Поскольку часовня строилась очень быстро - с 1499 по 1515 год - этим объясняется гармоничное единство здания (хотя мы видим, что более ранняя часть церкви, нижний ярус, по цвету отличается от верхней - видимо, использовался разный камень).



8 апреля 1515 года на Пасху состоялось первое богослужение в верхней часовне.



Когда я была в замке, то как-то не задумывалась о том, каким образом эти два яруса между собой сообщались..Но ведь логично, что должны были быть какие-то лестницы, соединяющие два уровня. На фото ниже видно, что внешние лестницы точно были. А как внутри? Возможно, и там был какой-нибудь потайной ход? Да, на плане видно, что была небольшая винтовая лестница. Но туристы этого не видят. Жаль.

А вот это что за подиум возле стены? Очень напоминает эшафот..ещё и люки какие-то в нём, и сток, и отверстие с решёткой под стоком..Такое впечатление, что это скотобойня. Это у меня, видимо, ассоциации после рассказа о зверствах крестоносцев. Знаете ли вы, что именно тогда, во времена крестовых походов против альбигойцев, впервые прозвучала фраза: "Убивайте всех - Господь узнает своих!" Более миллиона человек погибло в результате той 20-летней резни.



Впрочем, хватит ходить вокруг да около - заходим в часовню.



Именно с господской часовни начинается экскурсия по замку Бирон. И именно там я впервые растерянно захлопала глазами: Это... а где всё?! Куда ВСЁ подевалось-то? Ну ёшкин кот, вот только что приехали от руин Бонагиля - и НА тебе! - Снова пустыня Сахара!



Хотя, впереди что-то виднеется..



Как оказалось, в часовне сохранились надгробия Понса де Гонто и его брата Армана - тех самых братьев, что так усердно восстанавливали и достраивали замок Бирон. Как уже говорилось выше, они и возвели эту монументальную часовню, с расчётом, что она станет семейным пантеоном.

Википедия нам любезно сообщает, что Понс де Гонто умер в 1524 году, а его брат Арман - в 1531 году. С их смертью в замке Бирон завершилась эпоха крупных реконструкций, поскольку другие члены семьи относились к фамильному владению не столь внимательно.



Слева от надгробий братьев де Гонто можно увидеть ещё одно надгробие, которое было привезено сюда из аббатства Кадуин. Когда-то под ним покоился Сенешаль Беарна Эли де Гонто де Сен-Женьес (ум. 1598); женат на сестре герцога де Сюлли; дочь замужем за Жаном II де Гонто-Бирон



И вот на этом, как бы, всё. Адьёс, камрады, смотреть больше нечего! Пичалька? - Да, конечно, мы страдаем! Хотим ещё хлеба и зрелищ! Ну так КУДА всё подевалось? - Всезнайка Википедия немногословна:

"Со временем в интерьере верхней часовни на своих местах остались только искусно выполненные надгробия Понса и Армана де Гонто, эффигии которых значительно пострадали с течением времени. Иконографические скульптурные композиции Пьета и Положение во гроб, расположенные прежде в хорах и погребальной часовне, сейчас находятся в коллекции нью-йоркского Метрополитен-музея, куда их продал Гийом де Гонто-Бирон чтобы решить свои финансовые затруднения и поддержать репутацию антиквара."

Гийом-то продал и решил свои проблемы..а нам что делать? - Ехать в Нью-Йорк, в Метрополитен-музей? Мы хотим сейчас, дайте! И вообще, как-то всё непонятно..А когда мне непонятно, я начинаю "раскопки" - роюсь в завалах интернета, ворошу все доступные чердаки и подвалы, пока не нахожу ответы на вопросы. И да, я таки отрыла нужную информацию и фотографии - чем с вами и делюсь.



Итак, на главный вопрос "КУДА ВСЁ ПОДЕВАЛОСЬ?" ответ простой: замок Бирон постигла та же участь, что и соседний Бонагиль - его разграбили революционеры. Владельцем замка Бирон на тот момент был Арман-Луи де Гонто-Бирон, более известный как герцог де Лозен. Ранее я о нём уже рассказывала, и мы знаем, что он сражался на стороне революционных сил. Пока он был "гражданином" Лозеном, замок, по-видимому, не трогали. Но как только его обвинили в измене и отправили на эшафот, прозвучала команда "ФАС!". Лозен лишился головы, а замок - мебели. Напоминаю, всё это произошло в 1793 году.

Замок вычистили "под ноль", остались только голые стены. Из часовни тоже всё вынесли, оставив лишь надгробия и скульптуры. Не знаю, что сделали с останками братьев де Гонто-Бирон, но, думаю, с ними поступили так же, как и с остальными - выбросили вон, ибо ненависть народных масс была такова, что уничтожали даже портреты и скульптурные изображения аристократов.

Хоть я и говорила ранее, что замок не пострадал ни от людей, ни от времени, местный историк искусства опровергает мои слова: после революции замок находился в очень плачевном состоянии. Проводя ревизию замка в 1839 году, этот историк предсказал скорые руины на его месте, но замок всё-таки спасли. Осталось несколько зарисовок и гравюр того времени - и все они посвящены часовне (единственное место, где хоть что-то осталось).



Drawing of the interior of the chapel, 1847, by Leo Drouyn

В настоящее время на этом месте остались лишь два надгробия: по центру - Понса де Гонто-Бирон, справа от него - усыпальница младшего брата Армана.



Как уже говорилось выше, последний владелец замка, Гийом де Гонто-Бирон, продал две скульптурные композиции из этой часовни: "Пьета" находилась перед могилой Понса, а "Положение во гроб" - за деревянной перегородкой в небольшой отдельной нише, рядом с надгробием Армана де Гонто.



Как выяснилось, покупателем скульптур оказался весьма знаменитый человек: Джон Пирпонт Морган. Да, да, тот самый Джи.Пи.Морган (JP Morgan), промышленный и финансовый магнат, крупнейший меценат.



John Pierpont Morgan I (1837-1913)

Скульптуры были приобретены Морганом в 1907 году, и в тот же год они были поставлены в Метрополитен-музей Нью-Йорка. Сам Джон Пирпонт Морган не только жертвовал огромные суммы музею - почти десятилетие он занимал пост председателя этого музея.

Конечно, жаль, что замок Бирон опустел, что скульптуры покинули место, для которого они создавались, но, возможно, Джон Морган оказал услугу этим скульптурам и миру искусства - в целом? Какая судьба ждала эти изваяния в разрушающемся замке, которым перестали интересоваться даже потомки рода де Гонто-Бирон? Первая мировая, Вторая мировая..что оставили бы после себя эти войны? Википедия довольно деликатно так сказала, что скульптуры "значительно пострадали с течением времени". Да нет, мои дорогие, они пострадали конкретно от рук вандалов-революционеров, в 1793 году! Слава богу, что я нашла фотографии 1906 года, сделанные за год до продажи (видимо, фотографировали для аукциона или перед реставрацией). На этих фотографиях чётко видно, с какой ненавистью революционеры относились к дворянскому сословию!

Начнём со скульптур, которые были куплены и вывезены. Самой ранней из всех скульптур Бирона является "Пьета" (Пьета́, Пиета́ (от итал. pietà - «жалость») - иконография сцены Оплакивания Христа девой Марией с изображением Богоматери с мёртвым Христом, лежащим у неё на коленях)



Эта скульптурная композиция имеет исторический интерес: во-первых, она была создана в 1510 году, во-вторых, помимо фигур Богородицы и Христа присутствуют фигуры Рыцаря и Священника.
В образе рыцаря угадывается сам Понс де Гонто - основатель часовни, напротив него - его брат Арман, епископ Сарла. Сходство передано до мельчайших деталей, но я не буду сейчас всё это описывать, ибо информации впереди ещё много и мы тут можем застрять на сутки (и тогда начнётся: баба нечёсана, корова недоена и проч. :)))

Я хочу обратить ваше внимание на следы вандализма: у обоих братьев отколоты носы, у Армана ещё и губы отхватили, Христу отрубили щиколотки и пальцы на одной руке..Вот что это такое? Откуда в людях столько животного, жестокого? То, что посшибали фамильные гербы под братьями и срубили рыцарский шлем с постамента - я ещё могу понять, но всё остальное - увольте.

Реставрацией скульптур занимались братья Андрэ из Парижа. Результат их трудов и выставлен в Метрополитен-музее:
1.


Пьета из часовни замка Бирон, 1510г

2.


Арман де Гонто-Бирон, епископ Сарла

3.


Понс де Гонто-Бирон

Скульптурная композиция "Положение во гроб" была установлена в нише стены, в боковой камере. От основного помещения часовни её отделяла деревянная перегородка. Это была своеобразная отдельная часовенка.



Первоначально над всей группой ещё "парили" ангелы, но их, видимо, тоже посдирали со своих мест революционеры. В Метрополитен-музее можно увидеть композицию целиком (за исключением утерянных элементов):



Несмотря на то, что этим фотографиям более 100 лет, они совершенно чётко передают образы и искусство мастера. Посмотрите на эти лица, полные скорби:

1.


2.


3.


Как тщательно "прорисованы" детали кроя, отделки и даже фактура ткани.

1.


2.


Все взирают на лик Христа.



На передней панели саркофага вырезаны барельефы представляющие сцены из Ветхого Завета.

1.


2.


Образы ангелов не менее прекрасны: тонкая работа, с детальной прорисовкой.

1.


2.


3.


4.


5.


Как видим, у всех ангелов отрублены руки - это потому, что они держали гербовые щиты Гонто-Бирон. Но у одного из ангелов на лацкане воротника мы всё-таки видим фамильный герб рода Гонто-Бирон. Проглядели революционеры, упустили:)



Вся эта ниша в стене вместе с композицией раньше закрывалась двустворчатыми дверьми. Следы от дюбелей остались в боковой рамке, обрамляющей портал. Двери, само-собой, были унесены революционным ураганом.



В настоящее время, как мы уже видели, эта боковая камера с нишей стыдливо завешена шторкой.
Но зато мы ещё можем посмотреть надгробия братьев де Гонто-Бирон. Специалисты утверждают, что эти надгробия были изготовлены ещё при жизни обоих братьев, ибо датируют примерно тем же периодом, что и скульптурные композиции. То есть, братья готовились основательно. Первым умер старший брат - Понс, в 1524 году. Его надгробие занимает центральное место.



Барельефы по бокам гробницы иллюстрируют историю воскрешения Лазаря.

1.


2.


3.


4.


Эпитафия Понса просто говорит о том, кто здесь похоронен:



Эффигии на обоих гробницах были ужасно обезображены революционерами - их просто разбили на части. (Эффи́гия (от лат. effigies) или скульпту́рное надгро́бие - скульптурное изображение умершего, выполненное из камня или дерева)



Усыпальница Армана де Гонто-Бирон меньше по размерам, чем у старшего брата. Как видно на снимке, скульптуру епископа даже пытались отпилить и куда-то унести (почему же оставили?). Если не получилось снести всю фигуру, то лицо Арману всё-таки скололи - от лица ничего не осталось. То есть, озверевшие революционеры пытались стереть любую память о господах. Это как в том анекдоте: что смогу - съем, остальное покусаю! Что смогли - унесли, остальное разбили.



Барельефы на надгробии Армана де Гонто-Бирона изображают три богословские добродетели: Вера, Надежда, Любовь. Хорошо, что хоть их не тронули:)

Эпитафия Армана оказалась слишком длинной - она не поместилась в отведённое под неё место на саркофаге, и была помещена на бронзовой доске на соседней стене.



Вот, в общем-то, и всё. Не показала только витражи часовни.

1.


2.


Помните, в прошлом посте я упоминала два фильма, которые частично снимались в замке Бирон? - Я специально сделала скриншоты некоторых сцен, чтобы вы могли посмотреть, погрузиться в атмосферу, таксскать:)) В фильме "Дочь д`Артаньяна" замок Бирон довольно часто мелькает в кадре. Поскольку внутри там снимать было нечего, использовали в основном общий вид замка, часовню, кухню и двор. И раз уж мы начали с часовни, то первые кадры будут из неё:

1.


Обратите внимание на размеры часовни. Казалось бы, камерная семейная часовня, только для "своих" - и такой размах! Словно чувствовали, что в будущем в роду появятся четыре маршала Франции!

2.


Кино снимали в основном в вечернее время (или даже ночью, ибо летом темнеет поздно). Поэтому скриншоты тёмные и нечёткие (не нашла фильм в хорошем качестве). Но разобрать что-то всё-таки можно.



В кино мелькает крест во дворе рядом с часовней. Сейчас этого креста нет.



Осталось только вот это. Эээ... Клумба, постамент, колодец??? Загадко.



Вообще, мне немного не повезло с Бироном: в то время в замке что-то либо намечалось, либо уже происходило. Во дворе установили здоровую конструкцию-подиум. Вероятно, кто-то должен был выступать вечером. Из-за этого помоста не получалось сделать нормальных фотографий - постоянно в кадр попадала какая-либо часть конструкции.



Пришлось снимать с другого ракурса. Получилось кривенько, но зато всё видно. Справа конюшни, к конюшням примыкает Казначейство, бывшее центром сбора податей в сеньории. Рядом с Казначейством ещё одни ворота и вход для пеших граждан.



Посмотрите, как натурально выглядит это место в фильме 1994 года: монашки, грядки, дрова и никакого газона.



Во дворе разруха, горит телега, монашки разбежались или убиты..Прискакала дочь д’Артаньяна (Софи Марсо): Где все? Что здесь произошло?



Пока дочь д’Артаньяна выясняет произошедшее, мы продолжаем осмотр замка. Слева от казначейства и ворот находится феодальная башня, служившая символом власти сеньора.



По бокам башни расположены жилые помещения сеньоров, построенные в разные периоды - с XII по XVII века.



На стенах башни и жилищ заметны красноватые отметины - следы пожаров, устроенных при осадах замка.



Проёмы в виде полуциркульных арок позволяют датировать башню серединой XII века.



Эшелонированное устройство башни, наряду с толщиной её стен, свидетельствуют не только о её оборонительной роли, но и о месте последнего убежища при нападениях и осадах неприятеля.



Хоть в Википедии и говорится, что эта башня сохранилась до нашего времени без существенных перестроек и разрушений, рискну предположить, что большие окна в башне были вырублены значительно позднее, ибо в XII веке таких окон не делали в донжонах.



Сейчас мы видим, что оконные проёмы замуровали. Не знаю, когда и с какой целью это сделали, но зато ясно видно, что раньше они были защищены массивными решётками, что делает эту башню похожей на тюрьму.



Даже в маленькие окна вставлены решётки - они тоже напоминают камеры узников. Но именно вот такие маленькие оконца скорее подходят крепостям XII века. И да, явно видны следы пожара на стене.



Я бы обратила ваше внимание ещё на туалеты в этой башне. Ничего необычного в них нет, они вполне соответствуют своему времени: "ласточкины гнёзда" с системой "очко", но без выгребной ямы, судя по всему. То есть, все испражнения летели к основанию стены, где и скапливались. Я понимаю, что раньше, в XII веке здесь была стена (возможно - внешняя), но запах-то всё равно стоял на всю округу. Или там стояли бочки, которые периодически куда-то выливали?



Ещё более удивительным кажется расположение здесь пекарни - она находится прямо под туалетами, на расстоянии метра-двух (мы ясно видели, что туалетов несколько - и они многоуровневые, то есть, вонища-антисанитария и вообще...мрак!)



Понятно, что пекарня не была такой открытой: ветер - пыль, дождь - снег, птицы - собаки..Догадываемся, что были какие-то надстройки..Но, граждане, ЗАПАХ!!! Да, мы знаем - то были "тёмные времена": люди без комплексов, сплошные войны, не до сантиментов, приличий, гигиены...но всё-таки..В общем, вот вам наглядный пример нравов средневековья! Впрочем, в нашем общепите и не такое увидишь порой. Ок, бросаем взгляд на пекарню и идём смотреть то, что люди без билетов уже не видят - проходим в "Парадный двор".



Чтобы попасть во внутренний двор, нужно пройти "сквозь" феодальную башню, по вот такому переходу:



И вот вы уже в Средневековье! Теперь понятно, почему режиссёры так любят снимать здесь исторические фильмы. Справа на снимке (жёлтое здание) - это та самая феодальная башня XII века, к ней примыкают башенка и жилище сеньоров того же периода. Ближе к нам, справа, замок Понса де Гонто-Бирон, построенный в XV-XVI в.в.



В фильме 1994 года (тот, что про дочь мушкетёра), видно, что деревянного балкона у феодальной башни нет.



Поскольку съёмка ночная, видно, конечно, плохо. Специально нашла фото 1996 года, на нём уже точно заметно, что балкон отсутствует - есть только арка от балкона-перехода.



Зато в кино внезапно появляется огромный колодец-колонка. Причём, он выглядит так натурально, что я решила, что раньше он был на самом деле. Но, посмотрев фильм 1960 года, убедилась, что это бутафория.



Новое здание, то что сейчас называется "замком Понса", этот самый Понс построил наверху вдоль парадного двора, присоединив его к восьмиугольному донжону XV века; новое жилище барона было изолировано от старых жилых помещений.



Лестничная башня новостройки одной своей плоскостью примыкает к донжону. Входные врата, лестница, освещение помещений и камины продуманы и выполнены с большой любовью и знанием дела и поэтому новый комплекс казался отдельным самостоятельным замком. В конце XVI века на всех ярусах донжона распланировали и оборудовали комнаты.



Напротив замка Понса расположен замок Маршалов, строительство которого было начато внуком и правнуком этого самого Понса де Гонто-Бирон. Завершить строительство им не удалось, но об этом позже. Пока смотрим на то, что построить всё же удалось.



Замок Маршалов примыкает к феодальной башне - но при этом их разделяют почти пять столетий! На моём фото кажется, что цвет камня одинаков, но разница в стилях всё же очевидна.



Вот эта старая, почти рассохшаяся дверь фигурирует в фильме 1960 года, но сколько ей на самом деле лет - бог его знает:)



К Замку Маршалов мы ещё вернёмся, а сейчас давайте посмотрим на весь этот хоровод из замков сверху. Хоть и пишут, что ансамбль получился гармоничным, всё-таки какой-то хаос наблюдается (по-крайней мере - для меня). Видно, что всё "в кучу", древний донжон делит всё пространство по диагонали надвое. Впрочем, я не архитектор - им там было виднее. Но атмосфера получилась потрясающая в любом случае: всё по-семейному, без помпезности...какое-то сдержанно-благородное достоинство - как олицетворение всего провинциального дворянства.



Дорогие мои, вам, наверное, уже не терпится посмотреть, что же всё-таки там внутри зданий? - Хорошо, смотрим! В замке Понса открыты почти все помещения. Да, они пустые. А ещё в них сделали ремонт. Так что особого интереса не вызывают:



В целом выглядит всё симпатично, но нет того налёта старины, той атмосферы, что чувствуется во дворе замка - обыкновенный евроремонт, без изюминки, как у всех.



Зато можно посмотреть генеалогическое древо славного рода Гонто-Бирон - именно они были бессменными владельцами замка Бирон на протяжении 800 лет!



В витражах окон повторяется фамильный герб рода Гонто-Бирон:



В остальных залах так же пусто, но с новым ремонтом.



В соседнем замке Бонагиль революционеры ободрали всё до камня; думаю, здесь все эти деревянные элементы интерьера - тоже новодел. Но интересно посмотреть саму планировку: из-за обшивки всё сливается в единое пространство, а приглядевшись, начинаешь различать кучу разных дверей (интересно, что за ними?)



Есть один смешной момент: чтобы туристы не портили новый паркетный пол, их просят класть под подошвы обуви вот такие подложки.



При мне такого не было, во всяком случае я не помню, чтобы нам предлагали, просили, указывали..а так конечно..всенепременно..Но мы гуляли по замку одни - это даже на фото видно - ни одного постороннего лица. Может, и просмотрели, чего-то не поняли? Я читала комментарии людей к подобным снимкам (французов), они пишут, что, якобы, это замок просит их вложить свою лепту в натирку паркета до блеска. А что, отличная идея: люди за свои же деньги натирают паркет в чужом замке (вспоминаю забор Тома Сойера).



На каблуках, конечно, особо не растопыришься, но, с другой стороны, редкая дура будет путешествовать на шпильках (хотя особо-одарённые встречаются везде, угу))

Ладно, не будем про причуды и заскоки - у каждого свой стиль и понимание прекрасного:) Я что хочу сказать? - Люди в Бироне придумали реально классную фишку: полы натираются на халяву, паркет не портится, туристы ржут-хихикают-довольны. Я на YouTube видела прикольное видео на эту тему: парнишка, встав на эти самые "натирки", исполняет "лунную походку" Майкла Джексона. Представляете, как паркет под ним блестел?! Публика в восторге, парень счастлив, Бирон - как из спа-салона. Всем хорошо. Аминь.

А мы идём дальше - под крышу. Упс, а там ещё ремонт!



Спускаемся и идём смотреть подвальные помещения. Винтовые лестницы почти везде одинаковы.



Спустившись, попадаем в страшное место - казематы. Выглядит всё очень натурально, так, словно это осталось здесь ещё со времён инквизиции. И почему нет? Посмотрите на эти решётки - навряд ли их ковали лишь для развлечения туристов.



Тут даже зелёным мхом всё поросло...Интересно, для чего этот подъёмный механизм? Неужели таким образом поднимали-опускали решётки в камерах? Да, это вам не Бастилия!



Камеры для пыток оборудованы тоже толково. Вот тебе и семейный замок-родовое гнездо, матушка!



У суровых мужиков всё должно быть сурово. Ну мы же помним, в какие времена люди жили? - Всё соответствует!



Единственной отрадой для узника было вот это небольшое окно.



А это те самые ступеньки, по которым несчастных тащили в ад.
Прощай, последний солнца луч!



Впрочем, не будем о грустном, тем более, что мы помним: "отчаянные времена требуют отчаянных мер". Не ты - так тебя. Бирону столько досталось, что не нам судить и осуждать..

Давайте о мирном и насущном - кухни, ё! (хозяюшки встрепенулись:).



Судя по кладке-камням-размерам это довольно древняя кухня. Возможно, осталась ещё от первых хозяев, с XII века.



Очаг-камин подтверждает мою догадку. Да и вообще всё вокруг такое облупленное, примитивное, простое. Ренессансом тут явно не пахнет.



Когда я была в замке, на этой кухне, как видим, был хоть какой-то антураж..Люди, бывшие после меня, уже и этого не видели. Но зато в глаза била стопроцентная аутентичность закопчённых веками стен и сводов. Моя прее-е-еелесть! Обожаю такое! Вот она, настоящая история!



Концовка в следующей части, ибо в этот пост больше не помещается, сорри!

Франция. Аквитания

Previous post Next post
Up