Свиржский замок: 6 ролей в фильме «Д'Артаньян и три мушкетёра»

May 14, 2011 13:02


Иногда изобретательность деятелей кино (из старой школы) вызывает искреннее уважение. Ведь они при скромных бюджетах и не самых выдающихся локациях умудрялись создавать атмосферу других городов, стран и даже миров. Вот и в случае с культовым фильмом «Д'Артаньян и три мушкетёра» (1978) вышло также - на базе Свиржского замка было устроено настоящее безотходное производство. Этот памятник архитектуры «сыграл» в фильме сразу 6 ролей и каждый раз его выдавали за новую локацию, а мы как бы и не сомневались, что дело происходит на фоне чего-то новенького :)







Роль №1: Домашняя

Самая первая сцена фильма - Д'Артаньян прощается с отцом перед тем как отправиться в Париж. На заднем плане можно видеть лестницу Верхнего (западного) двора Свиржского замка.







Ракурс на плане:



Сейчас место съёмки выглядит приблизительно так:



Далее в рамках этой сцены видим на первый взгляд ничем особо не примечательный кадр:



Но на самом деле кадр интересный, т.к. снят (если я ничего не путаю) с этого ракурса:



Дело в том, что за лошадью мы видим относительно скромные строения того самого корпуса, на месте которого уже после съёмок (в конце 1970-х - 1980-х в замке провдились ремонтно-реставрационные работы) отгрохают 4-этажную гостиницу в духе совковой программы приспособления памятников архитектуры под нужды общества. А фильм снимали в замке ещё до того, как к нему потянулись руки реставраторов. В общем, в кадре аутентичные кусочки старого замка, позднее поглощённые новостроем советского времени.

Роль №2: Фоновая

Ещё одна сцена в начале истории - карета Миледи мчится на фоне, как вы уже догадались, Свиржского замка:



Ракурс сцены:



Похожий вид на замок наших дней:



Роль №3: Пикниковая

Король Франции, Кардинал и дворяне выбрались отдохнуть на природу. На фоне замка (сами знаете какого) гарцуют мушкетёры и гвардейцы:



Ракурс:



Наши дни:



Кстати, в наши дни такую сцену было бы снять сложно. Во-первых, местность стала менее живописной за счёт всяких металлических конструкций, прописавшихся у склона замкового холма, а, во-вторых, потому что местность сейчас в этом месте иногда напоминает не до конца подсохшее болото. А ещё раньше здесь было озеро.

Роль №4: Монастырская

Пожалуй, самая важная и самая знаменитая роль замка. Самый драматический эпизод истории - Д'Артаньян со своими друзьями приезжают в Бетюнский монастырь ("Монастырь кармелиток в Бетюне"), чтобы забрать оттуда Констанцию, которую вскоре отравит Миледи. В рамках этой сцены замок мелькает сразу с нескольких ракурсов:

Вот карета Миледи остановилась у южного фасада замка (кстати, обратите внимание, на плачевное состояние упомянутого фасада):





Рошфор у замкового моста:





А вот и Миледи, бежит к карете, сделав своё чёрное дело:



Ракурс сцены:



Наши дни:



Смена ракурса, новая сцена - Д'Артаньян и мушкетёры скачут по замковому мосту. Затем камера «уходит» вправо, захватывая в кадр весь замок:







Ракурс сцены:



Похожий ракурс в наши дни:



Не получившись взять «монастырь» лобовой атакой, друзья решаются на штурм с тыла:









Снимали, кстати, с тыла в прямом смысле слова - это северо-западный угол Нижнего (восточного) замкового двора.

Ракурс:



Удобный для штурма угол в наши дни:



И с чуть более дальней точки:



Хоть и не на фоне замка, но тоже в Свирже снимали и эпизод с трактиром, в котором скрывалась Миледи, где она пыталась отравить Д'Артаньяна, где Миледи встретилась с Атосом и так далее:



В роли трактира выступила старая мельница.

Но вернёмся к замку…

Роль №5: Дом палача

Атос приходит к палачу, который впоследствии казнит Миледи. Палач в качестве жилья выбрал Свиржский замок. Сцену снимали у лестницы, которая соединяет два замковых двора - Нижний и Верхний.





Старая решётка, артефакт прошлого:





В кадре мелькают окна одного из корпусов Верхнего (восточного) замкового двора:



Поговорили, договорились, взяли меч и отправились к Миледи:







Между прочим, палач очень харизматичный.

Ракурс сцены:



Когда в конце 1970-х - 1980-х годах замок готовили под гостиницу, то на месте небольших старых строений отгрохали мощный корпус. Сейчас лестница находится внутри новостроя. Спряталась за изломом корпуса:



Кстати, можно провести забавную параллель - палач жил с папой Д'Артаньян в одном месте! Вот, взгляните на декоративный столбик, мелькнувший за спиной палача:



А вот и он, но уже во дворе папы Д'Артаньяна. Красным контуром обвёл тот самый проём с решёткой:



Роль №6: Боевая

Со съёмок в Свиржском замке фильм начался и съёмками в этом же замке закончился. Финальная сцена фильма - наши герои-мушкетёры заключают пари. Задача мушкетёров - позавтракать в течение часа на бастионе Сен-Жерве. Знаменитый завтрак под пулями. Сцену снимали в руинах старой одинокой башни, расположенной вблизи Свиржского замка. Карьера строения была такой - изначально это был оборонный объект, а в более позднее (и более мирное) время башню превратили в часовню, тогда же несколько бойниц 2-го яруса превратили в высокие стрельчатые окна в стиле готики.

Башня в дыму пиротехников:



Наши дни:



Атос пытается произнести тост, стоя в окне 2-го яруса башни:



Вид на башню снаружи (наши дни), «окно Атоса» дальнее:



Далее нижний ярус, ещё не растерявший свои оборонные черты. Через старые, но уже растёсанные до неприличных размеров бойницы друзья отстреливают гугенотов:















Эти же бойницы в наши дни:



Напоследок камера поднимается вверх, захватывая в кадр разрушенную верхушку башни:



Мушкетёры, позавтракав под пулями, с триумфом возвращаются в лагерь, по экрану ползут финальные титры.

Конец фильма

бойницы в башнях, Свирж (Свірж), Львовская область, кино, бойницы, башни, замки

Previous post Next post
Up