Иногда изобретательность деятелей кино (из старой школы) вызывает искреннее уважение. Ведь они при скромных бюджетах и не самых выдающихся локациях умудрялись создавать атмосферу других городов, стран и даже миров. Вот и в случае с культовым фильмом «Д'Артаньян и три мушкетёра» (1978) вышло также - на базе
Свиржского замка было устроено настоящее безотходное производство. Этот памятник архитектуры «сыграл» в фильме сразу 6 ролей и каждый раз его выдавали за новую локацию, а мы как бы и не сомневались, что дело происходит на фоне чего-то новенького :)
Роль №1: Домашняя
Самая первая сцена фильма - Д'Артаньян прощается с отцом перед тем как отправиться в Париж. На заднем плане можно видеть лестницу Верхнего (западного) двора Свиржского замка.
Ракурс на плане:
Сейчас место съёмки выглядит приблизительно так:
Далее в рамках этой сцены видим на первый взгляд ничем особо не примечательный кадр:
Но на самом деле кадр интересный, т.к. снят (если я ничего не путаю) с этого ракурса:
Дело в том, что за лошадью мы видим относительно скромные строения того самого корпуса, на месте которого уже после съёмок (в конце 1970-х - 1980-х в замке провдились ремонтно-реставрационные работы) отгрохают 4-этажную гостиницу в духе совковой программы приспособления памятников архитектуры под нужды общества. А фильм снимали в замке ещё до того, как к нему потянулись руки реставраторов. В общем, в кадре аутентичные кусочки старого замка, позднее поглощённые новостроем советского времени.
Роль №2: Фоновая
Ещё одна сцена в начале истории - карета Миледи мчится на фоне, как вы уже догадались, Свиржского замка:
Ракурс сцены:
Похожий вид на замок наших дней:
Роль №3: Пикниковая
Король Франции, Кардинал и дворяне выбрались отдохнуть на природу. На фоне замка (сами знаете какого) гарцуют мушкетёры и гвардейцы:
Ракурс:
Наши дни:
Кстати, в наши дни такую сцену было бы снять сложно. Во-первых, местность стала менее живописной за счёт всяких металлических конструкций, прописавшихся у склона замкового холма, а, во-вторых, потому что местность сейчас в этом месте иногда напоминает не до конца подсохшее болото. А ещё раньше здесь было озеро.
Роль №4: Монастырская
Пожалуй, самая важная и самая знаменитая роль замка. Самый драматический эпизод истории - Д'Артаньян со своими друзьями приезжают в Бетюнский монастырь ("Монастырь кармелиток в Бетюне"), чтобы забрать оттуда Констанцию, которую вскоре отравит Миледи. В рамках этой сцены замок мелькает сразу с нескольких ракурсов:
Вот карета Миледи остановилась у южного фасада замка (кстати, обратите внимание, на плачевное состояние упомянутого фасада):
Рошфор у замкового моста:
А вот и Миледи, бежит к карете, сделав своё чёрное дело:
Ракурс сцены:
Наши дни:
Смена ракурса, новая сцена - Д'Артаньян и мушкетёры скачут по замковому мосту. Затем камера «уходит» вправо, захватывая в кадр весь замок:
Ракурс сцены:
Похожий ракурс в наши дни:
Не получившись взять «монастырь» лобовой атакой, друзья решаются на штурм с тыла:
Снимали, кстати, с тыла в прямом смысле слова - это северо-западный угол Нижнего (восточного) замкового двора.
Ракурс:
Удобный для штурма угол в наши дни:
И с чуть более дальней точки:
Хоть и не на фоне замка, но тоже в Свирже снимали и эпизод с трактиром, в котором скрывалась Миледи, где она пыталась отравить Д'Артаньяна, где Миледи встретилась с Атосом и так далее:
В роли трактира выступила старая мельница.
Но вернёмся к замку…
Роль №5: Дом палача
Атос приходит к палачу, который впоследствии казнит Миледи. Палач в качестве жилья выбрал Свиржский замок. Сцену снимали у лестницы, которая соединяет два замковых двора - Нижний и Верхний.
Старая решётка, артефакт прошлого:
В кадре мелькают окна одного из корпусов Верхнего (восточного) замкового двора:
Поговорили, договорились, взяли меч и отправились к Миледи:
Между прочим, палач очень харизматичный.
Ракурс сцены:
Когда в конце 1970-х - 1980-х годах замок готовили под гостиницу, то на месте небольших старых строений отгрохали мощный корпус. Сейчас лестница находится внутри новостроя. Спряталась за изломом корпуса:
Кстати, можно провести забавную параллель - палач жил с папой Д'Артаньян в одном месте! Вот, взгляните на декоративный столбик, мелькнувший за спиной палача:
А вот и он, но уже во дворе папы Д'Артаньяна. Красным контуром обвёл тот самый проём с решёткой:
Роль №6: Боевая
Со съёмок в Свиржском замке фильм начался и съёмками в этом же замке закончился. Финальная сцена фильма - наши герои-мушкетёры заключают пари. Задача мушкетёров - позавтракать в течение часа на бастионе Сен-Жерве. Знаменитый завтрак под пулями. Сцену снимали в руинах старой одинокой башни, расположенной вблизи Свиржского замка. Карьера строения была такой - изначально это был оборонный объект, а в более позднее (и более мирное) время башню превратили в часовню, тогда же несколько бойниц 2-го яруса превратили в высокие стрельчатые окна в стиле готики.
Башня в дыму пиротехников:
Наши дни:
Атос пытается произнести тост, стоя в окне 2-го яруса башни:
Вид на башню снаружи (наши дни), «окно Атоса» дальнее:
Далее нижний ярус, ещё не растерявший свои оборонные черты. Через старые, но уже растёсанные до неприличных размеров бойницы друзья отстреливают гугенотов:
Эти же бойницы в наши дни:
Напоследок камера поднимается вверх, захватывая в кадр разрушенную верхушку башни:
Мушкетёры, позавтракав под пулями, с триумфом возвращаются в лагерь, по экрану ползут финальные титры.
Конец фильма