Конфессиональная география Российской империи в 1897 г. Часть 1. Католики и лютеране.

Sep 21, 2020 11:03


Составил на досуге серию из 10 карт, посвященных конфессиональной географии Российской империи по данным переписи 1897 года. Каждая из них показывает долю последователей той или иной конфессии в общей численности населения уездов и округов.

Начать цикл публикаций по этой теме хотелось бы с двух конфессий, являющихся основными для западных регионов России в границах конца XIX века - католицизма и лютеранства.



Доля католиков (латинского обряда) по уездам и округам по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Оригинальное разрешение: https://drive.google.com/file/d/1dyQQy5yYIs2GcmLlYPFTGnyStM0KRvVj/view

Доля католиков ожидаемо достигает своего максимума в т. н. Привислинских губерниях (10 губерний российской части Польши) и в Литве (Виленская и Ковенская губернии). Отчетливо выделяются и территории современного востока Латвии - историческая область Латгалия, в XVI веке вошедшая в состав Речи Посполитой и оставшаяся католической в противовес остальной части будущей Латвии, где возобладала Реформация в ее лютеранском варианте.

Вместе с тем приверженцами католицизма в Российской империи были вовсе не только этнические поляки и литовцы. Немало католиков было и среди немецких колонистов, осваивавших с середины XVIII века обширные степные пространства Волыни, юга современной Украины (Новороссия) и Поволжья. Именно с ними связано создание в 1848 году Херсонской (с 1852 года - Тираспольской) епархии Римско-католической церкви, объединившей под своим крылом огромные территории, населенные преимущественно немцами-католиками. С 1856 года, несмотря на сохранившееся название «Тираспольская», официальным центром епархии стал Саратов - крупнейший город в ареале компактного расселения немцев Поволжья.

В числе интересных особенностей распространения католицизма в европейской части Российской империи можно отметить тот факт, что в уездах с крупными городами за пределами польских и литовских губерний (Санкт-Петербург, Москва) доля католиков выше, чем на окружающих территориях (более разнообразный этнический состав столиц на фоне моноэтничного сельского окружения), а в пределах польских и литовских губерний (Вильно, Ковно, Варшава, Лодзь) - наоборот, ниже (фактор присутствия в этих городах крупных общин представителей иных конфессий, в первую очередь иудаизма).

Стоит отметить, что на карте показано присутствие исключительно «римо-католиков» или католиков латинского обряда и не учтены представители восточнокатолических (униатских) церквей. Фактически униатство на территории Российской империи к 1897 году было полностью упразднено: на белорусских землях это произошло в 1839 году решением Полоцкого собора, последняя униатская епархия на территории российской Польши - Холмская - была ликвидирована в 1875 году, грекокатолики Западной Украины по состоянию на конец XIX века оставались в составе Австро-Венгрии. Что касается особенностей географического распространения относительно компактной группы армяно-католиков Закавказья, то оно будет показано в одной из последующих публикаций на отдельной карте.



Доля лютеран по уездам и округам по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Оригинальное разрешение: https://drive.google.com/file/d/1-XD8E3zvtilZiWvU5sg2wHOsrpDRHKC8/view

Картина распространения лютеранства в пределах западных губерний Российской империи представляет собой практически зеркальное отражение картины распространения католицизма: наибольшая доля лютеран приходится на т. н. остзейские губернии - Эстляндскую, Лифляндскую и Курляндскую (территории современной Эстонии и большей части Латвии). При этом стоит помнить, что переписью 1897 года не была затронута Финляндия, где подавляющее большинство населения составляли традиционно исповедующие лютеранство финны и шведы. Однако некоторого рода «шлейф» скандинавско-финского влияния все же прослеживается в Олонецкой губернии (на территории современной Карелии) и в Кольском уезде Архангельской губернии. «Южная» полоса повышенной доли приверженцев лютеранства, включающая в себя Волынь, степи Новороссии, Саратовское Предволжье и Самарское Заволжье, связана с немецкими колонистами, осваивавшими эти земли с XVIII века наряду со своими единоплеменниками из числа католиков, реформатов и меннонитов. Отголоски сосуществования немецкой и скандинавской лютеранской традиций в России сохраняются до настоящего времени: крупнейшими лютеранскими структурами нашей страны в наши дни являются Евангелическо-лютеранская церковь России (ЕЛЦР, часть Союза Евангелическо-лютеранских церквей), восходящая к немецкой традиции, и Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии, тесно связанная с лютеранской церковью в Финляндии.

С технической точки зрения основой для карты уездов европейской части Российской империи и Кавказа стала «Почтовая карта Европейской России» издания Ильина 1871 года, загруженная с сайта «Этоместо.ру», с соответствующим приведением границ губерний и уездов, а также внешних границ империи к тому состоянию, в котором они находились на момент переписи 1897 года. Основа карты азиатской части России - карта из издания «А. Ильин. Новый учебный географический атлас для полного гимназического курса, состоящий из 38 карт. (1914-1917)» (также с соответствующими изменениями). Нельзя, наконец, обойти вниманием и не оценить работу по оцифровке материалов переписи 1897 года, равно как и многих других историко-статистических материалов, проведенную сотрудниками Государственной публичной исторической библиотеки (ГПИБ) России. Благодаря этой важной работе можно прямо не выходя из дома работать с оригиналами статистических изданий конца XIX века. 

лютеранство, Перепись 1897, конфессиональная география, конфессии, география России, география населения, лютеране, католики, история России, католицизм

Previous post Next post
Up