Луи Фредерик. Повседневная жизнь Японии в эпоху Мэйдзи

May 14, 2010 14:41

Louis Frédéric. La vie quotidienne au Japon au début de l’ère moderne (1868-1912).Во Франции книга вышла в 1984 г. В России - в 2007 г.

1868 - 1912 - это годы правления 122 императора Японии по имени Муцухито (в книге сто пропустили!). Муцухито наследовал своему отцу - Комэю в пятнадцатилетнем возрасте, в крайне смутное время - европейцы разобравшись с Китаем обратили свой взор на Японию и выступили с требованием открыть страну. Можно поискать в инете информацию о коммодоре Перри. Или, хотя бы, перечитать Гончарова, «Фрегат Паллада». Япония в то время - отсталая феодальная страна, реальная власть находится не у Императоров, а у Сегунов. К концу же правления Муцухито Япония ворвалась в число индустриальных лидеров и стала первой восточной страной, победившей в войне страну западную. (К сожалению, проигравшей стала Россия). В общем, перефразируя известную поговорку про Сталина - Муцухито принял Японию с сохой, а оставил - нет, до атомной бомбы дело не дошло, но с современной армией и флотом.

Это, с моей точки зрения, одно из самых удивительных превращений за всю историю человечества. Нация умудрилась осознать свою отсталость, выправиться, догнать, да при этом еще и не потерять своей самобытности. Удивляет, что к концу периода они смогли добитьс всеобщего начального четырехклассного образования. Заимели несколько университетов. Колледжи (среднее звено) в каждой префектуре. СССР добился примерно того же, но в России царской хотя бы образованный класс существовал к этому времени. В Японии же образование до Мэйдзи было скорее литературно-философским, в европейском смысле вообще образованием не считалось, во всяком случае естественнонаучным…

Сама книга - довольно суховато написана, особенно первые главы, которые посвящены философско=политической мысли в Японии. Мыслители, газеты, течения… Но потом все переходит действительно к повседневной жизни. Еда и жилище, работа и учеба, воспитание детей и свадьба. Про гейш и менее звездных проституток - дзёро, тоже есть. В самой Японии на гейш смотрели проще, но христианские миссионеры вели свою деятельность, и японские власти боялись, что такие традиции создадут негативный образ Японии в мире. Интересно было узнать, что до модернизации Японцы очень мало потребляли риса и чая. Чай использовали только буддистские монахи для медитации. А рис далеко не везде растет в Японии, а торговля была слабо развита из-за отсутствия путей сообщения, да и политической разобщенности.

Только в эпоху Мэйдзи в стране появилась говядина. Коровы в стране были, но использовались как тягловые животные. Мясные лавки в городах стали открываться с 1870 года, а в 1872 году сам император попробовал и оценил вкус говядины. «К 1880 году есть говядину, свинину, птицу и даже конину стало признаком утонченности и элегантности.». Молоко тоже использовалось в традиционном питании мало. Правда, в отличии от китайцев японцы не приравнивали эти белые коровьи выделения к экскрементам. Просто японские коровы плохо доились. Так что молоко и масло использовались только как лекарства. Европейцы привезли Японию картофель (еще в 16-м веке, но в эпоху Мэйдзи пришлось издавать специальное постановление по картофелю), яблони, вишни, персики - после перечисления начинаешь удивляться, что до европейцев японцы вообще что-то ели!

Впрочем, пересказывать всю книгу не буду. Перевод вполне приличный, равзе что несколько раз натыкался на странные фразы («Игнорируя установленные правительством нормы, работников вынуждали в буквальном смысле слова вкалывать с рассвета до 11 вечера», сразу представляются медсестры «вкалывающие в буквальном смысле»). Несмотря на академичность - найдете много интересных фактов, особенно во второй половине книги.

ПЖЧ, Хроники читателя

Previous post Next post
Up