Не удержусь и пропиарю еще одну книгу Ольги Кувыкиной
paramoribo. (Я рассказывал о ее книге «Письма насекомых», вот тут:) Опять Издательский Дом Мещерякова и серия «Научные развлечения». На этот раз книга называется «Клад на подоконнике» и посвящена растениям. Почему-то адресуется для среднего и старшего возраста. На самом деле, думаю что класса с третьего со второго детишки вполне могут ее читать. Книжка небольшая, 150 страниц, шрифт большой, детский, так что кончается, к сожалению, быстро.
Книга посвящена растениям. Розы и тюльпаны, помидоры (лучшие друзья индейцев!) и орхидеи (которых держат в холодильнике), лен (кстати, близкий родственник герани) и дуриан, знаменитый своим ужасным запахом и замечательным вкусом (впрочем, автору он не понравился). И оказывается, что все это можно вполне вырастить на подоконнике. Ну почти все - при рассказе о кувшинках автор говорит что для их выращивания потребуется бассейн, так что лучше все-таки выращивать не кувшинки, а другие водные растения, которые не менее интересны (естественно, если у вас все-таки нет бассейна!). Между прочим, и знаменитый дуриан тоже можно вырастить на подоконнике. Само дерево, к счастью, не пахнет. А у помидор выведены комнатные декроативные сорта. И карликовые, и даже разноцветные. Например, полосатые, или иссиня-черные. Вот никогда не видел в магазинах черных помидоров!
Конечно, часть сведений в этой книге я уже знал. Но есть и интересные для меня открытия. Наверное, самое удивительное: оказывается в большинстве ромашек нечетное число лепестков, и именно поэтому ее выбрали для гадания по типу «любит - не любит». А самое популярное число лепестков у ромашки - 31. Во-первых, мне никогда не приходило в голову считать число лепестков у ромашек. То есть, я помню анекдот, что вместо того, чтобы гадать, надо просто сосчитать лепестки и рассмотреть остаток от деления на два, но вот то, что можно заняться такими исследованиями в реале - я как-то не догадывался. Мне почему-то казалось, что число лепестков (по-научному - краевых цветков) совершенно произвольно, зависит от внешних условий и никаким статистикам не подчиняется. Честное слово, жалею, что уже осень, ромашек не найти! А у астр и георгин тоже такие особенности? Конечно, их можно найти в цветочных магазинах, но какие-то дороговатые опыты получатся. А зимой сложноцветные можно выращивать? А где бы семена взять?
Пожалуй, единственный момент, который несколько путает - это вот этот рассказ о грибах:
«Ученые до сих пор спорят, кто такие грибы. Они и не травы, и не животные. Чтобы не запутаться, их относят вместе с водорослями к низшим растениям.» Вроде бы как грибы уже давно выделены в отдельное царство. Да, на биофаках (во всяком случае, в МГУ, это если я правильно помню) их изучали вместе с водорослями в общем курсе, который назывался «низшие растения». Но вроде как больше он так не называется.
И еще один момент, который немного забавлял, немного навевал грусть. Автор рассказывает о своих путешествиях в другие страны, при этом часто говорит, что до такой-то страны всего несколько часов лету. Действительно, мир стал гораздо доступнее. Вот только расстояние в нем сейчас измеряются уже не в километрах и не в часах, а в рублях. И я бы не сказал, что в рублях мир стал сильно доступнее, нежели раньше был в километрах :(.
Резюме: очень хорошая книжка для детей - введение в ботанику. Родителям надо готовиться, что ее прочтение обязательно вызовет у юных ботаников желание поэкспериментировать. Кстати, есть рассказ и про секвойи и баобабы! Так что для некоторых экспериментов потребуются ОЧЕНЬ большие горшки!!!