"Чтобы беречь Землю, Природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав - невозможно не полюбить» Сладков А.Н. российский ученый-ботаник, педагог.
Продолжаем нашу прогулку по Гайдамацкому Яру. Мы с вами остановились возле чудо-камня, который подарил мне камешек - песчаник, мой оберег, который я привезла из Буши. Давайте теперь немного отвлечемся от великанских камней, ляжем на ворох осенних листьев и посмотрим вверх - на синее-синее небо. Как замечателен этот хоровод, который ведут кроны вековых деревьев. Некоторые из них уже начали своё осеннее приукрашивание золотом. А другие - не спешат. Ведь золотой наряд всегда предшествует окончанию сезона. Скоро- совсем скоро подуют холодные ветры, облетят все листья, и неутно станет в этом зачарованном лесу.
В основном - здесь царство грабовых деревьев, но встречаются бук, широколиственные клёны, редкие виды ольхи, и даже дубы. И, конечно же, множество кустарников всевозможных видов. На следующей фотографии - в основном граб. И кстати, эти скалы-камни называются - "Близнецы". Там рядом даже есть табличка с этим названием. Но я её не показываю, так как считаю, что всё рукотворное выглядит абсолютно нелепо в этом Затерянном Мире. А название.... у каждого из посетивших этот каньон будет своё название для скал-великанов. И так и должно быть...Потому что все мы разные и каждый из нас видит окружающий нас мир по-своему. Например, я бы назвала эту природную скульптуру - "Каменный поцелуй".
Старожилы говорят, что раньше здесь было много дубов. Но нам встретилось только три дуба. Но зато, какие это были дубы! Пришлось попросить Виктора Михайловича немного попозировать, чтобы вы воочию смогли убедиться в великанских размерах многостолетних великанов.
Наверняка, эти дубы повидали много на своём веку. И много они могли бы рассказать нам. Есть же люди, которые понимают язык птиц, зверей, деревьев и камней. Но где найти такого человека?
Продолжаем знакомиться с растительным миром Гайдамацкого Яра. Пальму первенства по красоте держат, конечно же - папоротники. Посмотрите, как живописно они свисают с не менее живописных камней. Ни один садовый дизайнер не сможет лучше расположить эти растения.
Здесь обнаружено четыре вида папоротника. К открытию одного из них причастен и наш экскурсовод - Виктор Михайлович. В далёкие времена, когда он был студентом биофака МГУ и собирал растительный материал для курсовой работы, в его гербарий попал папоротник из Гайдамацкого Яра. И оказалось, что этот папоротник доселе был неизвестен ботанической науке. О чём ему сообщил его учитель - профессор Сладков Артемий Николаевич . Папоротник был описан, как новый вид и попал во все папоротниковые справочники.
Но к сожалению, Виктор Михайлович не придал большого значения этому факту. А жаль! Может быть, вот этот папоротник и есть тот новый вид. И вполне вероятно, что носит его имя, как первооткрывателя-первособирателя.
В Гайдамацком Яру очень много растительных чудес. Например - вот эти "цветочки". Видели ли вы когда-либо черные лишайники?
А подобные белые?
Перейдем опять к легендам, которые собрал для нас Михаил Григорьевич Стыгар. "В Гайдамацком Яру, в самой долине просто в воде лежит огромная каменная глыба. Сверху она мхом поросла, кустами. Когда упала она в речку - образовалась вокруг неё огромная пропасть. Бушанка там бурлит, гудит, огибает скалу, и течет дальше. Зовут у нас тот камень Гонтовым"...
Вот теперь должна я вам рассказать, кто же такие гайдамаки, и почему камень называется Гонтовым. Нелегкая это задача, так как одни видят в гайдамаках освободителей от феодально-польского гнета, Другие же - разбойников и убийц. Сейчас я изучаю очень интересную книгу о казачестве в истории Украины. Авторы А.И.Гурджий и Т.В.Чухлиб. Приведу несколько цитат из этой книги. А так как эта тема, вероятно, будет интересна немногим, то спрячу цитаты под спойлер.[Spoiler (click to open)]
"Слово гайдамака, очевидно, пришло в польский и украинский языки от турецко-арабского "hajdemak" - гнать, отбирать, заниматься разбоем...Известно, что Гайдаматчина была вызвана османско-польским Карловитским договором 1699 г., согласно которому Польше отошли правобережные территории Украины (где на протяжении длительного времени существовал казацкий уклад), а также возникла в результате запретительных постановлений варшавского сейма 1699 г. относительно отмены казачества на Киевщине и в Восточной Подолии"...Среди населения этих земель распространялись Манифесты и письма с призывами к местным крестьянам, мещанам и духовенству восставать "за весь народ православный Украинский, чтобы от того времени ляхи из отчизи наших украинских отошли и уже больше на Украине не распоряжались"... В 1768 году под руководством запорожца М Зализняка и сотника надворного казачества И.Гонты началось одно из крупнейших тогдашних восстаний низших сословий в Восточной Европе, которое в историиографии получило название Колиивщины. "Поневаж не за имущество стараемся, только чтобы вера христианская...больше не осквернялась и, чтобы не было врагов на государство",- заявлял один из вожаков повстанцев". В Википедии в самом начале очень хитро написано "Восстание было жестоко подавлено при поддержке вооруженных сил Российской империи. Привело к многочисленным жертвам среди мирного населения, в том числе поляков, старообрядцев, евреев и других меньшинств и, фактически, послужило началом развала Речи Посполитой." То есть можно предположить, что именно подавление восстания привело к многочисленным жертвам. Поэтому почитайте дальше, до "Уманской резни". Количество жертв этой трагедии колеблется от 20 000 до 2 000. Еврейские свидетели называют максимальную цифру, у поляков она немного поменьше. Но тем не менее, Иван Гонта принимал самое активнейшее участие в этой трагедии. В Интернете нашла картинку по теме Уманской резни "Казак Мамай на фоне гайдамаков, которые вешают евреев".
Советую дочитать статью в Википедии до конца. Узнаете, как Гонта был казнён. А заслужил ли он такую смерть - решать вам. А в народе Иван Гонта навсегда остался в образе освободителя и защитника, о чем и свидетельствуют многочисленные легенды, сказания и устные рассказы, передающиеся из поколения в поколение. В Львовском Историческом музее мне удалось сфотографировать портрет Гонты, написанный неизвестным художником в 18 веке. Насколько он достоверен - не могу знать, но портрет очень интересный.
Продолжаем слушать легенду о Гонте. "Когда Гонту привезли в Сербы (село,недалеко от Буши),не смогли его удержать. Убежал он от панов. Но путь у него был один - идти в леса, прятаться от врага и искать себе друзей. Побежал Гонта в Гайдамацкий Яр, потому что много о нём слышал. Слышал он и о Буше, и о нашей крепости и знал, что бушанцы его спрячут. Прибежал он в Бушу и обратился к крестьянам. Говорит, пусть соберутся в Гайдамацком Яру самые лучшие и самые крепкие. А пока люди ходили по домам, лег отдыхать на большой камень, который поперек Бушанки упал. ..." Мы с Даной демонстрируем, какой этот Гонтов камень огромный.
"Когда пришли приглашенные - сели с противоположной сторны в долине и ждут. Гонта поднялся во весь свой велетенский рост и обратился к народу. Рассказал он, как издеваются паны над восставшими крестьянами, как сажают их на кол, сдирают кожу и солью посыпают. Так и призвал народ - идти в Сербы - разорить штаб генерала Браницкого - комиссара польского. А потом - освободить друзей-товарищей." Между прочим, Граф Франциск Ксаверий Браницкий ( 1731-1819) был отцом Елизаветы Ксаверьевны Браницкой - музы Пушкина и жены графа Воронцова. Помните? "В последний раз твой образ милый Дерзаю мысленно ласкать, Будить мечту сердечной силой И с негой робкой и унылой Твою любовь воспоминать...". Прошу прощения за такое лирическое отступление. Но не упомянуть здесь такую большую любовь, конечно, не смогла. Хотя она и не имеет к камню Гонты никакого прямого отношения. Хотя, как знать? Может быть, Александр Сергеевич Пушкин знал о том, как отец его возлюбленой усмирял гайдамаков...
Смотрим еще раз на легендарный камень, представляем, как Гонта обращался к народу с его вершины, и проходим дальше.
Много еще расчудесных скал-камней встретится на нашем пути. Но разве все покажешь? Даже в двух постах... А не возникает ли у вас вопрос, как и какие силы нагромоздили здесь эти камни. Если глыба цельная, то её фантастические формы можно объяснить многотысячнолетним выветриванием. А если формы, подобные Гонтову камню? К сожалению, эти вопросы повисают в воздухе и остается только фантазировать, призывая на помощь всё своё воображение. Но не только вопросы повисают в воздухе. В Гайдамацком Яру есть удивительнейшая скала, которая так и называется - Висячая. И если вы сможете объяснить, откуда сюда мог свалиться этот камень и застыть в такой позе, то я с огромным удовольствием пожму вашу руку и добавлю в друзья. Учтите, что это одна из самых высоких точек Гайдамацкого Яра. И камень сюда мог свалиться, разве что - с неба. Но тогда следующий вопрос - как он влез под вышележащий камень?
Переходим на противоположный берег Бушанки.
А здесь вы имеете возможность посетить самую настоящую пещеру. Правда, чтобы войти в неё придется несколько метров проползти на коленках. Но зато затем вы сможете выпрямиться во весь ваш рост. Что я и проделала с риском для собственной жизни.
И что же я увидела, когда, действительно, выпрямилась. Кромешная тьма. такая тьма, что даже вспышка фотокамеры не срабатывала. И что самое интересное - ведя рукой, я видела за ней слабое зеленоватое свечение. Демонстрирую, чтобы не быть голословной. Черная часть, то что запечатлела фотокамера. А дальше - "Auto Levels" - и немного видно то зеленое свечение, вокруг моих пальцев, о котором я вам рассказала.
Согласно легендам именно здесь, в этой скале, которую еще называют Гайдамацкой, прятались гайдамаки. Да и вообще говорят, что от неё подземный ход идет в центр Буши, к крепости. В это, вообще-то, можно поверить. Похоже, что здесь рядом был гайдамацкий лагерь. Почти напротив в скале есть углубление, якобы, для дозорного.
Всю скалу не удалось как следует сфотографировать. Солнце светило в фотообъектив. Но скала очень примечательная. Кажется обжитой. И она - огромная! Потому показываю то, что получилось.
Возле этой скалы с правой стороны бегает Дана. Увидели? Показываю для того, чтобы вы представили себе всю мощь этих скал.
И опять слушаем Михаила Григорьевича: "Собирались гайдамаки тут, возле Гайдамацкой пещеры, на поляне. Выставляли стражу сверху, на скалах, чтобы за дорогой наблюдать."
Пришлось вновь попросить Виктора Михайловича взобраться на скалу и попозировать. Но на этот раз он для вас изображал гайдамацкого дозорного, который внимательно осматривал окрестности Гайдамацкого Яра на предмет появления там войска польского.
Конечно же, я тоже не упустила такой возможности и забралась на эту скалу. Видите, внизу вдалеке виднется голубая гладь Бушанки.
Сейчас гайдамацкие дозорные не увидели бы никакой дороги. Стеной вырос лес. Но вид отсюда открывался восхитительный. Для себя я решила, что отныне - это будет у меня самое любимое место в Гайдамацком Яру. Если , конечно, придется когда-либо еще раз здесь побывать.
Эх, показывать бы еще и рассказывать. Но - пора и честь знать. Чувствую, что загрузила уже вас своими рассказами. А что "занадто, - то нездраво". Так говорят у нас, в Украине.
Теперь наш путь лежит в Бушу, которая находится отсюда примерно в двух километрах. Поднимаемся по рукотворным ступенькам. Обычно все экскурсии начинают с этого спуска. Мы же с вами прошли обратным путем.
Поблагодарим нашего Виктора Михайловича с его верной спутницей Даной и пожелаем ему крепкого здоровья, чтобы еще много-много лет водил он таких сумасшедших туристок, как я, в этот Заколдованный Каменный мир, который народ прозвал Гайдамацким Яром.
"БУШАНСЬКІ СКЕЛІ" Біліють скелі під Бушею, їх обмивають чисті роси, Дощі полощуть, сушить сонце, і вітер чеше їхні коси. Під скелями... чи струни грають ? То вітер думи навіває. Шепочуть, вторять водограї про давнину, про долю краю. А доля, наче райська птиця, що десь вітає в небесах, І кожному своя глядиться... в своїй оселі, в певний час. А, як летить високо в небі, то мов лебідка біла - біла, Коли ж привернеться до тебе, то так, - сіренька, більше - сіра. І кожний бачив свої барви, таким Господь створив цей світ, Одному бачиться лебідка, а іншому - сорочий слід. А хто ж піймать її задумав... Вже поталанило - гадав, Лишала пір’ячко в долонях. Злітала вниз, щоб злинуть знов. Ось, так під скелями велося - усякому своє буття, І кожному своя дісталась частина долі на життя, А скелі слухають віками, у пам’ять, в душу, все збирають. На їх чолі - борозеньками, морщинами, ці думи стали. Я заворожено дивлюся, щоб зрозуміть ці древні віти, Розкрив сторінку і читаю літопис від початку світу. Бо ж, час канву цю ткав віками, він шліфував ці скелі вміло, Та, хтось недавно наніс шрами на їхнє чисте, біле тіло. То ж, сумніви тривожать зрідка, невже літопис цей забутий, Як хочеться, щоб ці сторінки навік залишились відкриті...
Володимир Березяк. 21. 08. 1991, Київ
Использованная литература:"Буша.Історико-краєзнавчі нариси", И авторские фотографии, некоторые из которых сделаны с риском для жизни.