"Призраки не имеют национальности за исключением тех, которым всадили эсэсовцы пулю в маленьком городке..." Борис Херсонский из стихотворения "Дрогобыч".
Галочка, спасибо, дорогая. Ничего не знала вообще об этом. В Белоруссии ведь тоже были гетто и массовые убийства. Там в последние годы кое-где поставили памятники именно евреям, уничтоженным только за то, что они евреи. Но те, кто выжил, кто вернулся из эвакуации и не застал никого из оставленной родни - этих памятников уже не дождались. Не увидели. Помню, когда я училась в школе еще, в Бобруйске люди пошли в городскую администрацию с просьбой поставить памятник евреям в Каменке, где было убито примерно 25 тысяч человек, даже деньги какие-то собрали. Мой дедушка тоже ходил туда. Но им сказали - нет. Нельзя выделять какую-то национальность.
Ох,Раечка! Об этой Яруге даже жители соседних сёл мало знают.Слушали меня с удивлением. Спасибо Интернету, что там я нашла воспоминания очевидцев. У нас,за Нетишином, когда строили профилакторий для работников АЭС тоже нашли захоронения расстрелянных евреев. Огородили это место веревкой. На этом всё и закончилось. И в двух шагах от этого места развлекаются. Не могу спокойно об этом писать.
История моей семьи связанно с расстрелом такого вот еврейского гетто. Памятник - это конечно хорошо, но главный памятник должен быть в памяти, а не в камне. И ты, Галочка, именно такую память создаешь этим постом. А теперь немного о названиях и понятиях. Маарлэх: маар (устаревшее) - нагой, лэх - иди. Уйдешь нагой? Иди нагой? Праведники мира: - В Израиле праведниками мира называются неевреи, которые во время войны спасали от смерти евреев. Они зачастую почитаются даже более праведными, чем праведные евреи.
Порадовали детишки. Вот они, продолжатели жизни. И может они тоже когда-то захотят восстановить уходящую память.
Галя, нет слов! Спасибо тебе за эту поездку, за сопереживание, за понимание и за смелость - как ты отважилась одна бродить по этим оврагам и пустым дорогам, и по заброшенному кладбищу. Ты представляла себя среди идущих на расстрел, а я представляю тебя среди тех жителей, которые помогали еврейским семьям, наверняка ты бы сделала все, что в твоих силах и даже больше. История селения очень интересная - прочитала по твоей ссылке, что это были сефарды, выходцы из Испании - какими путями они попали в те края? Невероятно, что село - праведник мира в таком запустении, что никакие еврейские организации не опекают его. И вот еще о чем думаю - корни семьи моего деда, папиного отца, в Бессарабии. Может быть среди согнанных в яружское гетто евреев были мои родственники? Или знакомые моих предков? вот так... пошлю ссылку на твой пост друзьям, в Америку и в Израиль.
Марина, рада, что ты прочитала. Теперь пойду спать спокойно. А то переживала, что написала как-то не так, как нужно. Действительно, в этих местах поселялись выходцы из сефардов. Ты, наверное, не видела мой пост о родителях моего хозяина в Буше. Там меня очень заинтересовала интересная женщина Зофран Этя, котрую я увидела на фотографии. Хотела написать о ней, попросила своего очень хорошего виртуального приятеля из Израиля найти какие-либо сведения. Он кое-что нашел, но очень мало.И подтвердил, что её предки тоже из сефардов. Посмотри на неё, какая красивая эта Зофран Этя. И как жаль, что бесследно исчезла... http://zalgalina.livejournal.com/70474.html
Comments 77
Помню, когда я училась в школе еще, в Бобруйске люди пошли в городскую администрацию с просьбой поставить памятник евреям в Каменке, где было убито примерно 25 тысяч человек, даже деньги какие-то собрали. Мой дедушка тоже ходил туда. Но им сказали - нет. Нельзя выделять какую-то национальность.
Reply
У нас,за Нетишином, когда строили профилакторий для работников АЭС тоже нашли захоронения расстрелянных евреев. Огородили это место веревкой. На этом всё и закончилось. И в двух шагах от этого места развлекаются.
Не могу спокойно об этом писать.
Reply
Памятник - это конечно хорошо, но главный памятник должен быть в памяти, а не в камне. И ты, Галочка, именно такую память создаешь этим постом.
А теперь немного о названиях и понятиях.
Маарлэх:
маар (устаревшее) - нагой, лэх - иди. Уйдешь нагой? Иди нагой?
Праведники мира:
- В Израиле праведниками мира называются неевреи, которые во время войны спасали от смерти евреев. Они зачастую почитаются даже более праведными, чем праведные евреи.
Порадовали детишки. Вот они, продолжатели жизни. И может они тоже когда-то захотят восстановить уходящую память.
Reply
Reply
Спасибо, Галочка.
Reply
Но вряд ли таковые найдутся...
Reply
Reply
История селения очень интересная - прочитала по твоей ссылке, что это были сефарды, выходцы из Испании - какими путями они попали в те края?
Невероятно, что село - праведник мира в таком запустении, что никакие еврейские организации не опекают его.
И вот еще о чем думаю - корни семьи моего деда, папиного отца, в Бессарабии. Может быть среди согнанных в яружское гетто евреев были мои родственники? Или знакомые моих предков? вот так...
пошлю ссылку на твой пост друзьям, в Америку и в Израиль.
Reply
Действительно, в этих местах поселялись выходцы из сефардов. Ты, наверное, не видела мой пост о родителях моего хозяина в Буше. Там меня очень заинтересовала интересная женщина Зофран Этя, котрую я увидела на фотографии. Хотела написать о ней, попросила своего очень хорошего виртуального приятеля из Израиля найти какие-либо сведения. Он кое-что нашел, но очень мало.И подтвердил, что её предки тоже из сефардов.
Посмотри на неё, какая красивая эта Зофран Этя. И как жаль, что бесследно исчезла...
http://zalgalina.livejournal.com/70474.html
Reply
Reply
Reply
Спасибо,Андрей.
Reply
Reply
Вот здесь много про эти места.
Reply
Ссылки на эти очерки есть в посте.Там, где ОТСЮДА.
Reply
Leave a comment