"На вколішки стоїш, в задумі зложила долоні.
В який край повернула смілий погляд суворих очей?
Що на серці таїш? І якому ти віруєш Богу?
Серед кам,яних скель, продовж тисячі днів і ночей."
В.В.Березяк
Продолжаю свой рассказ про недавнюю поездку в Бушу.
Перед вами карта-схема Бушанского заповедника. Пожалуйста, обратите внимание на то, сколько достопримечательностей в этом сравнительно небольшом селе. И поверьте - все они очень интересны. Но, пожалуй, самой уникальной памяткой, является каменный рельеф пещерного храма, которому я очень и очень благодарна. Ведь именно желание увидеть своими глазами одну из самых больших загадок Украины, над расшифровкой которой вот уже несколько десятилетий ломают копья и головы искусствоведы, археологи, краеведы и прочие любознательные туристы, привело меня на самую окраину Винницкой области.
В августе 1884 года в газете "Новороссийский телеграф" появилась заметка, которая сразу же привлекла к себе всеобщее внимание:" “ Пещеры у с. Буша, Подольской губерніи, подверглись влиянию более новых времёнъ. Стены одной изъ пещеръ носятъ надписи позднейшего происхождения, XVI века, на польскомъ и латинскомъ языкахъ. Фигуры на стенахъ и вообще рисунки, сделанные барельефами, - весьма древнего происхождения. Одинъ барельефъ былъ демонстрированъ г. Антоновичемъ. Этотъ барельефъ изображаетъ фигуру - нечто вроде каменной бабы, стоящей на коленяхъ передъ деревомъ, на которомъ сидитъ петухъ, и держащую въ рукахъ чашу.
Сзади фигуры стоитъ огромный олень. По мнению г. Антоновича, барельефъ этотъ принадлежитъ къ до-христианской эпохе. Г. Антоновичъ окончилъ свое сообщение при долго неумолкающихъ рукоплесканияхъ всей публики..."
Перед вами - рисунок рельефа, сделанный собственноручно В.Б.Антоновичем 19 августа 1883 года.
Фото
ОТСЮДА. С этим же сообщением Владимир Бонифатьевич Антонович (1834-1908 г.г.) - украинский историк, археолог, этнограф, один из основателей украинской историографии, член-корреспондент Петербургской Академии наук (с 1901 года), глава киевской школы украинских историков, выступил на заседании Археологического съезда в Одессе, сопровождая своё выступление демонстрацией фотографий Бушанского рельефа.
С удовольствием показываю портрет историка (из Википедии), так как несмотря на множество публикаций в Сети по поводу Бушанского рельефа, практически не встречаются фотографии его первого научного популяризатора .
Понимаю,что вам хочется поскорее увидеть нормальные фотографии этой "каменной бабы с петухом и оленем", Но немного продлю интригу.
Правды ради необходимо отметить, что записи в дневнике Антоновича говорят о том, что посетив Бушу 19 августа 1883 года и сделав только зарисовку и план скальной расщелины, где находился рельеф, на следующий день он был уже в соседнем селе. А демонстрационная фотография впоследствии была сделана малоизвестным Одесским фотографом Раулем по указанию Распорядительного комитета по подготовке Археологического съезда.
Удивительно то, что долгое время после публикации Антоновича никто из ученых в Бушу не приезжал и скальный рельеф не изучал. Изучалась лишь фотография Рауля, о которой периодически появлялись сообщения в научных журналах. Большинство ученых считали эту находку древнеславянским языческим храмом. А разбежность в датах сотворения рельефа составляла более тысячи лет - от первых столетий новой эры до 14 в.н.э.
И лишь в 60-х годах в Буше были проведены первые разведывательные раскопки на месте скального храма. Основные раскопки были проведены в 1985 и в 1987 г.г.
Вот теперь начнем наш путь к скальному храму.
Каменный идол не имеет никакого отношения к нашему рельефу. Это просто одна из скульптур, так как мы находимся на территории Бушанского парка скульптур.
Каменная лестница, да и само здание-павильон со стеклянной крышей, в котором находится рельеф, построены сравнительно недавно. До этого времени здесь, на возвышении были только скалы, в расщелинах которых и находился скальный храм.
Фото из книги "Буша. Історико-краєзнавчі нариси".
Мне трудно сейчас описать те чувства, с которыми я подходила к этому зданию. Прикосновение к тайне всегда чревато разочарованием. А сколько их уже было в моей жизни! Поэтому я уверяла себя, что ничего особенного там не будет. И вообще, чем можно меня удивить после увиденных раскопок в Кроносе, после посещения Археологического музея в Ираклионе и пещерных храмов в Македонии...
Но я очень ошибалась.
Заветная и совсем неприметная дверь закрыта. Ключ у нашего экскурсовода.
Здесь видно, что павильон надстроен над скалами.
"Дверь отперта. Переступи порог"...
Самое первое впечатление при входе, это - не святилище. Какая-то несколько гнетущая атмосфера.
Смесь интереса и затаенного страха при виде странной коленнопреклоненной фигуры, хотя я множество раз уже видела её на фотографиях. Желание заглянуть туда, в то неизвестное, куда направены взгляды всех действующих лиц на каменной сцене. Удивление от больших размеров каменной плиты. (Я почему-то представляла её совсем небольшой). И еще очень хотелось подойти и потрогать этот камень руками.
Согласитесь, что композиция довольно-таки необычная. Уверена, что такое сочетание вы нигде не встречали.
Не буду называть вам имена всех ученых, которые занимались исследованим этого рельефа. Отмечу только, что его происхождение связывали и с трипольской культурой, и со скифо-сарматским искусством, и с влиянием боспорской культуры, и с символами восточных этруссков, и со средневековьем. А кое-кто даже видел в изображенном квадрате - телевизор (!) или даже монитор, через который инопланетяне получают сведения о том, что творится в нашей Украине.
Нет единого мнения и о том, кто же изображен в фигуре, стоящей на коленях - то ли мужчина, то ли каменная баба, то ли беременная женщина, то ли монах.
Сам же Антонович предполагал изображение сцены из славянского религиозного культа, который предшествовал христианству.
Но почти все исследователи сошлись на том, что изображение имеет ритуальный характер.
Уникальность этого каменного рельефа еще и в том, что нет ни одного подобного рельефа не только в Подолии, но и на всей территории Украины.
Хотя упоминается находка горельефа с предполагаемым изображением Св.Онуфрия на дикой скале под Касперовцами на Галичине (Ивано-Франковская область), которая датируется 17 веком.
Именно поэтому некоторые исследователи считают, что в Бушанской пещере изображен Св.Онуфрий. Но, как пишут оппоненты, всё дело в том, что нет ни одного иконографического изображения этого Святого в профиль. Кроме того, он всегда изображается с длинной бородой, которая прикрывает его наготу.
К сожалению, освещение было очень плохим, так как был вечер и уже смеркалось. Поэтому изображение на моих фотографиях вышло нечетким.
Возле рельефа были найдены образцы керамики 2-4 в.в., что дало возможность предположить, что он относится ко времени черняховской культуры. (Черняховская культура - раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территориях Украины (включая Крым), Молдавии и Румынии в II-IV веках).
Обращаем внимание на "иероглифы" на боковой стене. О них - чуть попозже.
В скальном храме три помещения, которые расходятся радиально от одной площадки. Одно из них ведет вглубь. Со мной вместе было еще несколько человек, которые обследовали все закоулки на предмет обнаружения аномальных явлений. Но я так была поглощена увиденным рельефом, что на остальное моих эмоций уже не хватило.
И еще я думала о том странном человеке, который сделал эти каменные мешки своим жилищем. Звали его Ромуальд Остоя-Овсяный. Об этом поляке очень мало сведений и, конечно же, для истории не осталось ни одной его фотографии. Известно только, что это был очень экстрентичный , невыдержанный и странный человек. Был он, конечно, сравнительно богатым, так как иначе не мог бы стать владельцем Буши. Произошло это где-то после 1822 года. То ли он плохо относился к селянам, то ли еще что-то нехорошее сделал, но известно, что селяне его дом неоднократно поджигали, и он с уцелевшими манатками перебрался в этот скальный храм, предварительно его откопав из земельных завалов. Тогда-то и был им обнаружен этот замечательный рельеф.
То есть первооткрывателем Бушанского рельефа был именно Ромуальд Остоя-Овсяный. Были откопаны также и соседние помещения, которые сейчас считаются кельями монахов, которые здесь, якобы, жили до начала 1654 года, когда вся Буша была уничтожена и сожжена.
Помещик Ромуальд перекрыл помещения крышей, сделал двери, соорудил печку и стал жить в бывшем скальном храме. Очень хотелось бы знать, что же думал он долгими вечерами, разглядывая при мерцающих свечах эту ритуальную сцену на камне. Похоже, что поляк достаточно дотошно исследовал рельеф и сумел прочитать надпись, которая была вырезана в рамке, находящейся между петухом и рогами оленя. А еще кое-кто из старожилов Буши долго вспоминал, что несгоревшие остатки своих сокровищ Ромуальд закопал где-то в лабиринтах этого жилища.
Что было у него на уме, что стало причиной трагедии, но в один непрекрасный день несчастного шляхтича обнаружили повешенным в его скальном жилище.
О Ромуальде Остоя-Овсяном почему-то принято писать как-то мельком. А ведь кто знает, была ли обнаружена эта Бушанская достопримечательность, если бы не его раскопки. И вообще, Ромуальд Остоя-Овсяный был довольно-таки знатного рода. Герб Остоя - древнейшим рыцарский герб Польши. Между прочим, в Москве живет прямой потомок нашего первооткрывателя - Игорь Дмитриевич Остоя-Овсяный, доктор исторических наук, профессор. (Интересно, посещал ли он Бушу?Искал ли место погребения своего предка?)
Как и где был похоронен несчастный помещик-первооткрыватель - неведомо. Но известно, что его сын Антон, отставной корнет, вскоре продал Бушанское имение следующему поляку и исчез в неизвестном направлении. В жилище повешенного, конечно, никто не вселялся, рельеф никого не интересовал, - разве что местные жители искали там предполагаемые закопанные сокровища, и ничего не найдя (или найдя), вскоре успокоились и напрочь забыли про бывшего помещика. Крыша обвалилась и скальный рельеф оказался предоставленным всем силам природы - ветру, дождю, снегу и прочим разрушительным катаклизмам.
Но неизвестный резчик сотворил рельеф на века. Вот как он выглядел в начале 60-х годов, когда им, наконец-то, заинтересовались археологи и историки.
Фото
ОТСЮДА..
А это фотография из личного архива Стыгара Виктора Михайловича. На фотографии - экскурсия к скальному рельефу, которую проводит его отец - учитель истории - Стыгар Михаил Григорьевич.
Рассмотрим теперь самую первую фотографию Бушанского рельефа, которую сделал одесский фотограф Рауль в 1884-1885 г.г. Фотография была размещена в работе В.Б.Антоновича "Труды 6-го археологического сьезда вь Одессе 1884» - Одесса - 1886, т.1, с.86-102 )
Фото
ОТСЮДА.Обращаем внимание на квадратную табличку. Ведь именно расшифровка того, что было на ней написано могло бы внести ясность в сюжет этой сцены. Вспомним строчки очень хорошего поэта:
"Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена"...
Увеличеная фотография Рауля со следами надписи в рамке рельефа
Фото
ОТСЮДА. И вот тут-то мнения ученых особенно разошлись. В печатных изданиях о Буше широко тиражируется расшифровка надписи, как "АЗ... ЕСМЬ... МИРОБОГ... ЖРЕЦ... ОЛЬГОВ" с указанием, что выбита она кириллическими буквами. Если это так, то время создания рельефа можно отнести к 1Х -Х в.в., к эпохе Киевской Руси, к временам княжения Олега и Игоря.
Есть и абсолютно другая версия, о которой пишет историк В.В.Березяк, который 19 лет занимался исследованием Бушанского рельефа. Он предполагает, что выбита она латино-польскими буквами и после реконструкции выглядит вот так.
Фотография
ОТСЮДА.
Эта версия очень интересна. Историк исходит из народного предания, которое очень стойко держится на протяжении многих веков. Звучит оно примерно так - "Буша - потому что осталась одна душа". Из уст в уста передают рассказ о том, что на месте Буши существовало поселение, которое Березяк называет Антополем. Это поселение было уничтожено во время татарского нашествия. Случилось это 3 июня 1524 года. Осталась только одна женщина, которая спряталась в этой самой расщелине. Звали её Basia (Бася-Буша). Её-то впоследствии и изобразил неизвестный резчик, молящейся о погибших душах. А на табличке описал происходившее. Дословно где-то так: "В местечке Антополь, 3 июня 1524 года, осталась одна Бася".
Я перерыла множество сведений о Бушанском рельефе, но нигде не встретила одобрения этой версии. Как правило, её даже нигде не упоминают. А мне она понравилась, потому я так подробно вам её рассказала. И мне она кажется более достоверной. Ведь тогда дата создания рельефа относится где-то к 16 веку. Как раз то время, за которое происходит разрушение надписей, сделанных на камнях. Хотя, конечно, очень хочется, чтобы это было давным-давно, во тьме веков...
Слева от рельефа на стене сохранились выбитые паном Ромуальдом знаки: в треугольнике "всевидящее око". (Не забываем, что поляк, несомненно был католиком).
Надпись PAMIEC 1524 R.D.3 JUNII R.O. и монограмма Иисуса Христа. Перевод, я думаю, понятен - "Память 1524 год, 3 июня". Поэтому историк В.В.Березяк считает, что именно эта дата и была выбита на таинственном квадрате. А Ромуальд Остоя-Овсяный, думая о том, что эта надпись может совсем исчезнуть, позаботился о сохранении надписи и повторил её еще раз собственноручно.
На стене, противоположной рельефу, есть еще надписи, выбитые каллиграфическим почерком на польском языке. Так пан Ромуальд попытался увековечить своё имя. "TA jASKIMA ODKRYTAPRZEZ ROMUALDA W OSTOJA OWSIANEGO R.1824" - ЭТА ПЕЩЕРА ОТКРЫТА РОМУАЛЬДОМ ОСТОЯ ОВСЯНЫМ В 1824 ГОДУ"
Над именем пана Ромуальда еще один квадрат. Причем расположенный точь-в-точь напротив загадочного квадрата-таблички на рельефе.
В храме есть еще одна загадочная надпись. Слева от входа имеется глубокая скальная расщелина.
Если не побояться и зайти туда, то на левой стене можно обнаружить вот такую надпись. Что же она означает? Когда и кем были выбиты эти буквы? Экскурсоводы говорят, что здесь, якобы, жили монахи, которые оставили после себя вот такой след. К сожалению, эта версия не подтверждена никакими документальными данными. То есть, имеем еще одну загадку скального храма.
Пока мы стояли перед рельефом, совсем стемнело. Фотографировать стало вообще невозможно. А фотовспышка, почему-то не срабатывала. Экскурсовод объясняла, что так здесь часто бывает.
Сквозь каменные плиты прорастали какие-то растения. Они здесь были к месту, Потому что от разглядывания абсолютно безлистного дерева на рельефе было как-то совсем неуютно.
Ну, и под конец - немного мистики.
Нет, это не руки пана Ромуальда. Это кое-кто из туристов пытается вступить в контакт с первооткрывателем поляком и узнать, - что это за квадрат с круглым отверстием выбил он над своим именем. Причем, почти напротив квадрата на рельефе. А еще - добровольно ли ушёл из этой жизни? Хотя, побывав среди загадочных рельефов и камней, я поняла, что чувствительным натурам - здесь не место. Очень уж странную тайну оставил нам неизвестный резчик, независимо от того - жил ли он в начале прошлого тысячелетия, или же в средневековье, или несколько столетий тому назад.
А Буша умеет хранить свои тайны...
Есть еще такая трактовка: Безлистное дерево - жизнь прервана. Петух - проводник душ умерших в потусторонний мир. Олень - образ надежды на новый день.
Который обязательно должен наступить...
Желающим более подробно узнать о Бушанском рельефе рекомендую:
БЕРЕЗЯК ВІКТОР "Дослідження скельного рельєфу з Буші". В комментариях появилась еще одна очень интересная гипотеза о происхождении Бушанского рельефа:" В свое время был поражен тем фактом, что украинский язык имеет наибольшее количество лингвистических однородных признаков с языком полабских славян (даже больше, чем с белорусским языком). Решил почитать об этих полабских славянах. В итоге нашел информацию о ежегодной молитве верховному богу Свентовиту о плодородии. Молились полабские славяне обычно у некого дерева. А символом Свентовита у них является птица. Сразу вспомнил о Бушанском каменном рельефе. Вполне может быть, что это молитва о плодородии упомянутому Свентовиту. Смущает только присутствие Оленя. Возможно, олень символизирует и молитву об удачной охоте".